Конспект урока по Азбуке.УМК "Школа России". Тема: "Ударение".
Оценка 4.8

Конспект урока по Азбуке.УМК "Школа России". Тема: "Ударение".

Оценка 4.8
Домашнее обучение +1
docx
русская литература
1 кл
23.10.2022
Конспект урока по Азбуке.УМК "Школа России". Тема: "Ударение".
Урок для учителя начальных классов для 1 класса по ФГОС. Методические разработки по Чтению для 1 класса по УМК «Школа России». ... Ударение=это выделение голосом одного из слогов в слове.
Азбука_ударение.docx

Конспект урока русского языка в 1 классе " Ударение"

Составила: Шумилова А.В.

Учитель высшей категории

 

Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги.

Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах развивать умение находить в слове ударный слог; научить правильному произношению слов; познакомить с орфоэпическим словарём русского языка.

Задачи

- Закрепить, что такое ударение и какова его роль

- Научиться обозначать ударение в словах

- Исследование - в каких словах ударение не ставится

 

познавательные:

-развивать речь учащихся: обогащать словарный запас;

-организовать деятельность детей: умение ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике, полученные на уроке знания;

раскрыть случаи, когда ударение не ставится;

  научить понятию «ударный» и «безударный» слог  

Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, делать вывод); привитие любви к родному языку

Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

познавательная инициатива.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

Предметные:

-Закрепить понятие «ударение», его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.

Метапредметные

Регулятивные :

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

— понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

— оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные :

— в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме;

— составлять целое из его частей;

— на основе анализа и сравнения группировать языковой материал по заданному основанию;

— устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

— видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

— соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

— адекватно реагировать на обращение учителя;

— использовать в общении правила вежливости;

— участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в паре);

— иметь представление о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Личностные :

-Взаимодействуют в группе, паре , проявляют интерес к услышанному; знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.

Виды деятельности: самостоятельная, исследовательская, практическая.

Тип урока: Решение частных задач

 

 

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» для 1 класса В.П.Канакина, В.Г. Горецкий, карточки для индивидуальной работы, для работы в паре, группе, демонстрационный материал, картинки мультгероев, компьютер, интерактивная доска, ноутбуки

 

Ход урока

 

1.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята.

У. Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся

Всё у нас получится!

- Свою работу на уроке мы с вами будем оценивать по индивидуальным листам, они лежат у вас на парте. Возьмите их и напишите свою фамилию и имя. Во второй колонке вы будете себя оценивать: !- я не ошибся; +- понял почти всё; - - нужна помощь.

 

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Тему урока вы узнаете выполнив задание : расставьте карточки с буквами по цветам радуги, закончим цепочку цветом, который в радуге не встречается.

Задание у доски и в парах, на интерактивной доске самопроверка)

Д

Е

Н

И

Р

Е

А

У

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_7.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/17/s_5c1761712a769/1029286_8.png

 

 

 

- Какое слово у нас получилось? (УДАРЕНИЕ)

- Скажите, мы уже встречались с таким понятием или нет?

- Что мы уже знаем об ударении?

как вы думаете, чему мы будем учится сегодня на уроке?

1. Узнаем, что такое … (ударение) и какова его роль

2. Будем учиться … (обозначать ударение в словах)

3. Вспомним … (в каких словах ударение не ставится).

 

3.Постановка учебной задачи.

Чтобы добиться поставленных задач, мы должны в ходе урока ответить на следующие вопросы. (На интерактивной доске появляются предложения

-Что такое ударение?

-Какой слог называется ударным, безударным?

 

- На какой звук может падать ударение?

-На какой слог может падать ударение?

-В каких словах ударение не ставится?

-Какова роль ударения?

 

- Вы помните мультфильм про «Оха» и «Аха». У персонажа с именем «Ах» все дела свершались с улыбкой, «на ура», он никогда не боялся трудностей и тяжѐлой работы. А «Ох» только и делал, что охал и хныкал, поэтому у него ничего не получалось.

- Сегодня перед нами два пути. Первый – взять и просто прочитать в учебнике правило о роли ударения и его обозначении на письме. Второй – самим докопаться до сути и найти ответы на поставленные в начале урока вопросы.

- Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике).

- А какой путь выберем мы?

 

4. Выявление места и причины затруднения.

- Прочтите слова на доске: линейка, книга, торты.

- Расставьте в них ударение.

-Где мы можем узнать, какой вариант правильный? (в словаре)

Есть специальный словарь – орфоэпический.

 

5. Построение проекта выхода из затруднения.

 

- В словаре нам будет искать правильный ответ….. ( имя) , а остальные – работаем по карточкам (Буратино, дерево, заяц, лиса, крокодил)

-Проверьте правильность выполнения по ноутбуку(задание №1 откройте) и оцените свою работу на листах.

 

6. Изучение нового материала.

 

- Давайте ещё раз правильно произнесём слово торты и запомним его.

- Прислушаемся к тому, как мы произносим ударный слог

(Его мы произносим с большей силой и длительностью).

- Попробуем дать определение - ударный слог – (это слог, который произносится с большей силой).

- Что такое безударный слог? (Это слог, который произносится с меньшей силой).

- Так что же такое ударение?

(Отвечают дети и тут же появляется запись на интерактивной доске в течение всего урока) (Выделение в речи одного из слогов слова)

- Это наш первый вывод: Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог – это слог, который произносится с большей силой.

Безударный слог – это слог, который произносится с меньшей силой.

-Ответили мы на первый вопрос урока? А на второй? (да)

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

-Мне нужны 2 помощника. 1 ученик у доски будет читать слова так, чтобы мы услышали сильный ударный звук и записали букву этого ударного звука в тетрадь. Второй ученик будет работать за доской для проверки.

 

Учитель, портфель, Люда, пятница, альбом, цветы, ручка.

(и, е, ю, я, о, ы, у) это буквы гласных звуков.

- Проверьте задание, оцените себя.

Что вы заметили, выполняя это задание?

(Ударение падает на гласный звук)

 

Это наш второй вывод: Ударение падает на гласный звук.

- Ребята, а мы ответили на следующий вопрос урока? (да)

Тогда отправляемся с нашим героем по имени «Ах» дальше.

 

- Ой, ребята, вы слышите, кто–то стучит. (Кто – то из присутствующих передаёт конверт, в котором описана игра «Стук-постук»)

 

- Ребята, нам передали конверт, на нем изображение героя «Ах».

- Как вы думаете, что там? (Наверное, он нам приготовил интересное задание.)

-Я стучу по столу столько раз, сколько слогов в слове, причем один стук звучит сильнее – это ударный слог. Вы должны записать эти схемы столбиком друг под другом, а затем подобрать к ним слова с доски: мама, рука, молоток, велосипед

- Ребята, кто из вас догадался, что нам хотел сказать «Ах», какой вывод мы должны сделать? (ударение может падать на первый слог, второй, третий или четвертый.) Оцените свою работу.

 

Третий вывод: ударение может падать на любой слог.

Ребята, помогли нам Ах ответить на следующий вопрос урока? (да)

 

Физ. минутка. (Включаю музыку.)

 

Продолжение работы по теме

-У вас на столах лежат листочки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.

 

(«Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша

 

- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

Сделайте четвертый вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.

Мы ответили на следующий вопрос? (да). Оцените свою работу.

 

- Ребята, мы уже знаем, что с помощью ударения мы выделяем в речи один из слогов слова. Тогда возникает вопрос: а зачем нам это надо? Давайте попробуем на него ответить после маленькой сценки.

Сценка.

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)». Мама кричит: «Андрюша, что с тобой случилось?»

-Ребята, в чем запутался Андрей? Как ему помочь? (Анализ слова пищи)

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в группе. Объединитесь в группы. Выберите командира.

-У вас на столах по два конверта: на одном из них «Ах», в нем листок, на котором записаны слова. Эти слова вы должны изменить с помощью ударения и записать их.

-А на другом конверте - «Ох», слова записаны с подсказками - картинками. Какой конверт вы выберите – ваше дело. (Проверка).

-Какой вывод мы можем сделать: ударение меняет смысл слова.

- Оцените работу в группе.

Пятый вывод: перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) всего слова.

Ответили мы на последний вопрос урока? (да)

- А давайте заглянем в учебник на с. 42 у.6. Прочитаем как об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Читает.)

- О каких словах говорится в стихотворении?

 

7. Рефлексия.

- Ответили ли мы на поставленные перед собой вопросы? (да)

- Кто нас вёл в страну знаний – Ох или Ах.

- Ребята, умение правильно ставить ударение в жизни очень важно! Послушайте как об этом поют герои передачи «Радио няня.» (Включаю грамзапись.)

 

8. Итог урока.

Закончите предложение:

Я сегодня узнал, что…

Я научился…

Мне было…

- Посмотрите на свой листок самооценки и оцените свою работу на уроке.

- Кому было интересно на уроке – поднимите картинку с изображением Аха, а кому не очень- изображение Оха.

Молодцы! Спасибо за урок!


 

Конспект урока русского языка в 1 классе "

Конспект урока русского языка в 1 классе "

Познавательные : — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения…

Познавательные : — в соответствии с заданным вопросом строить ответ в устной форме; — составлять целое из его частей; — на основе анализа и сравнения…

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике)

Как вы думаете, какой путь выбрал бы каждый из персонажей? («Ах» сам бы искал ответ, «Ох» – прочитал бы его в учебнике)

Ударение падает на гласный звук)

Ударение падает на гласный звук)

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)»

Ученик читает инструкцию к витаминам: «Принимать по одной, после приема пищи (начинает пищать)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2022