26.02.2020г
8 а,б класс
Тема урока: «Железы внутренней секреции и их функции»
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
Сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов на конкретных примерах, выяснить причины их гипер и гипофункций.
Показать роль гормонов в обменных процессах организма человека;
Познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
Способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека
2. Развивающие:
Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы
3. Воспитательные:
Способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью
Тип урока: Проблемный, комбинированный,
Оборудование:
Таблица «Железы внутренней секреции»
Презентация «Железы внутренней секреции»
Планируемые результаты: учащиеся понимают роль эндокринного аппарата в нормальной жизнедеятельности организма.
Личная значимость изучаемого материала для учащихся: при нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый,
Формы организации учебной деятельности:
- устные ответы с места,
- самостоятельная работа с раздаточным материалом,
- выполнение тестовой работы самостоятельно.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
3.Вступительное слово учителя.
Известно, что кроме нервной регуляции существует более древняя регуляция внутренних процессов организма – химические вещества, вырабатываются в железах и разносятся по организму через жидкую среду – гуморальная регуляция
Таким образом, регуляция бывает:
- нервной
- гуморальной
Химическая, или гуморальная, система регуляции функций имеется у всех организмов. Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена веществ). Высокая биологическая активность некоторых метаболитов сохранилась у многоклеточных организмов, в том числе у человека. Примерами регуляции функций с помощью метаболитов является действие таких веществ, как СО2, молочная кислота,: активно выделяясь в работающих мышцах, эти соединения расширяют кровеносные сосуды, обеспечивая так называемую рабочую гиперемию.
Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций организма, включая метаболизм, репродукцию, рост и развитие, поведение, является эндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют гормонами.
В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении таких регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными (греч. endon - внутрь, krinein - выделять).
Они располагаются в разных местах нашего организма.
Запись в тетради-- Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества - гормоны (от греч. «гармао» - привожу в движение, побуждаю).
Гормоны - сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.
Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина - в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!
Теперь давайте посмотрим на слайде характеристику гормонов
Характеристика гормонов
Свойства гормонов |
Функции гормонов |
1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез; 2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов. 3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях. 4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях |
1. Обеспечивают рост и развитие организма. 2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. 3. Обеспечивают гомеостаз 4. Контролируют процессы обмена веществ. |
Таким образом, гормоны – вещества, обладающие высокой биологической активностью, вырабатываются железами внутренней секреции и поступают непосредственно в кровь. Действие гормонов строго специфично и осуществляется даже в очень низких концентрациях. Гормоны действуют только на живые клетки и поддерживают постоянство внутренней среды организма, влияют на обмен веществ, рост, размножение, развитие и взаимодействие с внешней средой.
Мы все время говорим: железы внутренней секреции. Возникает вопрос, а какие еще есть железы в нашем организме? Кто из Вас может их назвать? (ответы учащихся)
Давайте запишем эту схему себе в тетрадь.
Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение эндокринной системы нашего организма, познакомимся с нарушениями функций желез внутренней секреции, болезнями человека, возникающими вследствие этого.
Между железами внутренней секреции, как правило, нет прямых
анатомических связей, но существует тесная взаимозависимость их функций. Их
работу можно сравнить с игрой хорошего оркестра – каждая железа уверенно и
тонко ведет свою партию, а в роли дирижера выступает главная железа внутренней
секреции – гипофиз, подчиняющаяся отделу центральной нервной системы –
гипоталамусу.
Механизм взаимодействия между нейрогормонами гипоталамуса, тропными гормонами
гипофиза и гормонами периферических желез внутренней секреции отработан
длительным эволюционным развитием и весьма надежен. Но, достаточно сбоя в одном
звене этой сложной цепи, чтобы произошло нарушение
Таким образом, эндокринная регуляция:
- включается медленно и действует долго
- сигнал – гормон
- передача сигнала химическая (через жидкие среды организма)
- распространение сигнала по сосудам с током крови
- ответ, как правило, генерализован (весь организм)
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития?
Задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы
Сейчас наша речь, как Вы уже и догадались, пойдет о поджелудочной железе
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
Имеет вытянутую форму, по очертаниям напоминает кисть винограда.
У человека поджелудочная железа весит 80 - 90 г. Поджелудочная железа состоит из двух типов ткани, выполняющих совершенно разные функции. Собственно ткань поджелудочной железы составляют мелкие дольки. Дольки почти целиком состоят из клеток, секретирующих сок поджелудочной железы (панкреатический сок). Панкреатический сок содержит пищеварительные ферменты. Из долек по мелким выводным протокам он поступает в двенадцатиперстную кишку. Между дольками вкраплены многочисленные группы клеток, не имеющие выводных протоков, – т.н. островки Лангерганса. Островковые клетки выделяют гормоны инсулин и глюкагон.
Поджелудочная железа имеет одновременно эндокринную и экзокринную функции, т.е. осуществляет внутреннюю и внешнюю секрецию. Поэтому поджелудочную железу относят к железе смешанной секреции. Это мы с Вами и видим на слайде и записали в тетрадь.
Кто из Вас знает, какой гормон выделяет поджелудочная железа? Правильно – инсулин.
Основной гормон поджелудочной железы – инсулин. Инсулин регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под действием этого гормона происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот и активный транспорт аминокислот в клетки.
Заключение
Итак, на сегодняшнем уроке мы с Вами познакомились с особенностями желез, выяснили отличия желез внутренней, внешней и смешанной секреции. Разобрались с основными особенностями гормонов.
1.Свойства гормонов.
2. Факторы, вызывающие эндокринные заболевания.
3. Профилактика эндокринных заболеваний.
5. Умение справляться со стрессовыми ситуациями
Рефлексия
Закончите выражение
1. Два вида регуляции функций в организме – ... (нервная и гуморальная).
2. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – ... (гормоны).
3. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).
4. Гормон щитовидной железы – ... (тироксин).
5. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ... (гипофиз).
6. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – ... (сахарного диабета).
7. Усиление функции щитовидной железы приводит к … (базедовой болезни).
8. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим … (йод).
9. Равновесие тела, координацию движений регулирует … (мозжечок).
10. При недостаточной выработке гормонов щитовидной железы у детей развивается … (кретинизм), а у взрослых людей – ... (микседема).
Домашнее задание
Изучить материал учебника и записи в тетради
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.