лучшедома
Конспект урока по биологии в 7 классе ТЕМА: «Лишайники»

Конспект урока по биологии в 7 классе ТЕМА: «Лишайники»

docx
12.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

7 кл.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аладащская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по биологии в 7 классе

 

ТЕМА: «Лишайники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Учитель биологии

                                                             Шахпазова Марина Ивановна

 

 

 

 

 

ТЕМА: «Лишайники»

 

ЦЕЛИ УРОКА :

дать общую характеристику отдела Лишайники, отметив, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей. Отметить, что они очень чувствительны к загрязнению воздуха и потому являются хорошими индикаторами его чистоты. Углубить знания о многообразии и значении живых организмов (на примере лишайников и их роли в природной среде).

ТИП УРОКА : комбинированный. Изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ : рисунки, таблицы, схемы, коллекции лишайников.

 

ХОД УРОКА

 

 

 

п/п

Этап урока

Содержание (цель) этапа

Время

1

Организационный  момент

Отметить отсутствующих, сообщить тему урока

3 мин.

2

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос (4—6 учащихся). Напомнить учащимся ранее полученные знания

10 мин.

3

Объяснение нового материала

Охарактеризовать основные положения нового материала, активно используя знания учащихся

20 мин.

4

Закрепление

Проверить уровень усвоения материала

5 мин.

5

Подведение итогов

Обобщить сведения, полученные в ходе урока

5 мин.

6

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

2 мин.

 

Организационный момент

НА ДОСКЕ:

Число, месяц.

Тема: «Лишайники».

Проверка усвоения материала прошлого урока

Фронтальный опрос  .

1. Как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (Микология .)

2. К какой группе относятся грибы – автотрофам или гетеротрофам? (Гетеротрофам .)

3. Из чего состоит вегетативное тело гриба? (Из тонких гиф. Гифы (от греч. hyphe – ткань, паутина), микроскопические простые или разветвленные нити, из которых формируются вегетативные (грибница, или мицелий) и плодовые тела грибов. Они состоят из одной (у низших) или многих (у высших грибов) клеток.

4. Содержится ли ядро в клетках грибов? (Содержится, причем число ядер может доходить до нескольких десятков.)

5. Что такое микориза? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания.)

6. Что такое базидии? (Органы спороношения. Базидия от греч. basidion – фундамент. Зрелая базидия имеет 4 одноклеточные споры (базидиоспоры), расположенные на особых выростах – стеригмах. При прорастании каждая такая спора дает первичный – гаплоидный мицелий, или грибницу. Затем у большинства базидиальных грибов происходит слияние клеток одной и той же или различных грибниц. На диплоидной грибнице обычно развиваются плодовые тела (у ржавчинных и головневых грибов – спороношения).)

7. Что такое склероции? (Утолщения на месте переплетения гиф. Склероций (от греч. skleros – твердый) покоящаяся стадия гриба, образующаяся в неблагоприятных условиях; округлое или продолговатое тело, образуемое тесным сплетением гиф у некоторых сумчатых, базидиальных и несовершенных грибов – спорыньи, склеротинии, бразильского трутовика, монилии и др. Размеры обычно от долей мм до 2 см, иногда более (у трутовика диаметр склероции достигает 30 см и масса 20 кг). Наружная часть склероция состоит из толстостенных и темноокрашенных клеток, внутренняя – из тонкостенных бесцветных клеток. Склероций содержит до 10 % воды и богат питательными веществами. В благоприятных условиях склероций прорастает, образуя плодовые тела (у сумчатых или базидиальных грибов) или грибницы с конидиями (у несовершенных грибов). Жизнеспособность склероция может сохраняться несколько лет. Склероции спорыньи содержат алкалоиды – эрготоксин, эргомстрин, эрготамин и др. – которые используют в медицине как родовспомогательные и кровоостанавливающие (при маточных кровотечениях) средства.)

8. К какой группе относятся съедобные грибы? Назовите их и укажите основные признаки. (Базидиомицеты, или шляпочные грибы – группа высших грибов, обычно имеющих более или менее крупные, мясистые плодовые тела, чаще состоящие из шляпки и ножки, особые органы размножения – базидии. Класс Базидиомицетов включает более 15 тыс. видов; многие из них съедобны (березовик, белый гриб, груздь и др.), некоторые ядовиты (мухомор, бледная поганка и др.), имеются виды, вызывающие гниль.)

9. Как размножаются грибы? (Спорами или частями мицелия.)

10. Какую роль играют грибы в жизни человека? (Использование в пищу, для приготовления лекарств, паразитируют на растениях и животных и т. д.)

 

Изучение нового материала

1. Почему лишайники включены в царство Грибов? Потому что неотъемлемой частью тела любого лишайника является гриб. Вторую часть организма лишайника занимают водоросли (или цианобактерии). Поэтому в некоторых системах лишайники включены в царство Растений, куда относятся водоросли.

2. В чем выгода объединения гриба и водоросли для организма лишайника? Благодаря наличию хлорофилла зеленые водоросли осуществляют фотосинтез, т. е. питаются автотрофно и накапливают необходимые грибному компоненту лишайника органические вещества, а грибные нити обеспечивают слой водорослей водой и растворенными минеральными солями. Образно говоря, клетки водорослей играют в лишайнике роль листьев зеленых растений, а гифы грибов – его корней.

3. Далее учитель знакомит учащихся с разными типами лишайников, их строением, произрастанием и распространением.

Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов, объединяемых свыше 400 родами. По характеру полового спороношения (сумок или базидий со спорами) относят к двум классам: сумчатые, включающие почти все известные лишайники, и базидальные, насчитывающие всего несколько десятков видов. Постоянный компонент – водоросли. Обычно каждому виду лишайника соответствует определенный вид водоросли.

Различают накипные (или корковые), листоватые и кустистые лишайники. Слоевище (вегетативное тело) накипных лишайников наиболее примитивно, оно бывает зернистым, пылистым или в виде корочек. Более развиты листоватые лишайники, имеющие вид более или менее рассеченных пластинок. Высоко организованы кустистые лишайники, имеющие вид кустиков, свисающих нитей или прямостоящих выростов.

По анатомическому строению различают лишайники гомеомерные, когда водоросли распределены более или менее равномерно по всему телу, и гетеромерные, когда водоросли находятся только под верхним коровым слоем. Слоевище хорошо развитых лишайников имеет верхний и нижний коровые слои, между которыми располагаются водоросли и сердцевинный слой.

Лишайники способны образовывать различные химические вещества – лишайниковые вещества. Например, вещество, которое окрашивает коровой слой слоевища, защищает водоросли от воздействия солнечных лучей. Есть вещества, которые накапливаются на стенках специальных «воздушных гиф», они не смачиваются водой, не набухают и таким образом обеспечивают поступление воздуха к водорослям. Вырабатываемые лишайниками вещества могут изменять горную породу, способствуют прикреплению к ней слоевища. Лишайники не имеют специальных органов для поглощения и отдачи воды. Вода поглощается всей поверхностью слоевища и удерживается в нем капиллярными пространствами между гифами и клетками водорослей, а также разбухающими оболочками некоторых гиф. У слизистых лишайников вода удерживается слизью. Лишайники способны поглощать водяные пары из не насыщенного влагой воздуха, что является преимуществом перед другими растениями. Вместе с водой поглощаются растворенные в ней неорганические и органические питательные вещества. Значительную часть углеводов гриб забирает у водоросли. Лишайники могут переносить и более сильное обезвоживание в течение длительных периодов. Они также хорошо переносят значительное повышение и понижение температуры.

Накипные формы растут медленнее, чем кустистые, наиболее быстрый рост отмечается у листоватых. Минимальный прирост у лишайников составляет 0,01 мм, а максимальный – около 100 мм в год. Медленный рост лишайников объясняется непродолжительностью периодов фотосинтеза.

Лишайники активно растут в условиях хорошего освещения на разнообразных субстратах – на деревьях, выходах горных пород, почве, на листьях вечнозеленых растений, а также на коже, костях, бумаге, тканях, стекле, железе и др. при длительной неподвижности субстрата. Очень чувствительны к загрязнению воздуха, например дымом, сернистым газом. Обитают на всех континентах во всех природных зонах. Наибольшее разнообразие видов наблюдается в тропиках и субтропиках, а наиболее обильное развитие – в тундре и на высокогорьях. В пустынях распространение и разнообразие лишайников резко ограничено.

4. Почему лишайники называют пионерами растительности? Они первыми поселяются на каменистом или древесном субстрате, лишенном почвы.

В рассказе учителю рекомендуется подчеркнуть роль лишайников, как индикаторов чистоты воздуха. Особо отметить весьма медленный их рост и необходимость крайне бережного к ним отношения. Например, в сухое время нельзя вытаптывать ломкие заросли наземных лишайников (ягеля, кладонии и др.), на восстановление которых потребуются десятки лет.

Далее следует рассмотреть значение лишайников в жизни человека. Некоторые кустистые лишайники служат главным кормом оленей (например, ряд видов кладонии, или «олений мох», цетрария кукушечья и др.). Некоторые виды лишайников используют как лекарственные средства (крепительные, смягчающие, усиливающие перистальтику, повышающие кровяное давление, содержащие витамины, антибиотики). Из лишайников получен ряд препаратов антимикробного действия. Некоторые используются в парфюмерии как фиксаторы запахов. Из некоторых изготовляют краски. Лишайники не являются паразитами деревьев.

5. Предложить учащимся найти и зарисовать типы лишайников, встречающиеся на школьной территории, во дворе, в парке. На экскурсии во внеурочное время можно сравнить наличие и обилие лишайников на деревьях, расположенных вблизи и в отдалении от местного источника загрязнения воздуха.

6. По каким признакам путешественник (см. с. 32 в учебнике) может определить направление на север без помощи компаса? Лишайники обильнее произрастают в тени, на более прохладных частях субстрата, где лучше сохраняется влага, – например, на северных сторонах древесных стволов. На экскурсии учащиеся также могут убедиться в этой особенности расположения лишайников.

Закрепление изученного материала

1. Ответить на вопросы, предложенные в учебнике на с. 32.

2. Зарисовать в тетрадь изображения лишайников на с. 33 и дать названия как частям лишайника, так и типам его слоевищ.

3. Начать заполнение таблицы «Характеристика разных форм слоевищ лишайников» (материалы с. 28–33 учебника).

 

Домашнее задание
 

1. Завершить заполнение таблицы, начатой на уроке.

2. Записать в тетради ответ на вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 33 – в чем проявляется симбиоз гриба и водоросли?

3. Вырастить дома к следующему уроку плесневый гриб – мукор. (Кусочек хлеба поместить во влажный полиэтиленовый пакет и оставить на несколько дней в теплом месте.)


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)