Примечание
Конспект открытого урока по фортепиано с использованием здоровьесберегающих, инновационных образовательных технологий
Тема: «Правильная
организация пианистического аппарата обучающегося в первый год обучения»
Цель урока: закрепить правильную постановку игрового аппарата
обучающейся на начальном этапе обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
• Закрепить навыки игры на
фортепиано (приемы нон легато, легато и стаккато);
• Ознакомить с основными терминами в сочетании с работой над художественным
исполнением;
• Научить грамотно работать с нотным текстом;
Воспитательные:
• Воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием;
• Воспитывать интерес и любовь к предмету и инструменту.
Развивающие:
• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
• Развитие двигательно-игровых навыков;
• Развитие слуховых впечатлений через правильное интонирование;
Использование педагогических технологий:
1. Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала является основным современном подходе к развитию обучающегося.
Методы развивающего обучения: осмысление учебного материала, его практическое освоение, творческое оперирование с данным материалом.
2. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов и подборе материала к урокам педагог учитывает характер потребностей обучающихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
3.Здоровьесберегающая технология. Общение педагога с обучающимися влияет на их состояние здоровья. Если процесс получения знаний интересен, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки. Применение игровых технологий на уроках укрепляет мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: фортепиано, ноты, рисунки ученицы, компьютер.
План урока:
I. I. Организационный момент.
II. Беседа об инструменте. Показ слайдов.
II. III.Упражнения для правильной организации пианистического аппарата обучающейся.
III. IV. Закрепление приема исполнения non legato: упражнения, игра песенок по слуху, пьес по нотам и ансамбля с преподавателем.
IV. V. Исполнение приема legato: упражнения, игра песенок связным штрихом.
V. VI. Прием staccato: упражнения, игра и прослушивание песенок.
VI. VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
VII. VIII. Рефлексия.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
II. Беседа об инструменте.
Диалог об инструменте.
Показ слайдов.
III. На начальном этапе обучения для приведения двигательного аппарата обучающейся в рабочее состояние, делаем ряд упражнений, которые укрепят мышцы ребенка, его осанку, помогут наладить взаимодействие всех частей игрового аппарата.
В работе применяется 2 комплекса упражнений: 1. гимнастика Анны Артоболевской; 2.пальцевая гимнастика. На каждом уроке делаем несколько упражнений из каждого комплекса, постоянно варьируя их.
Упражнение 1.(первый комплекс упражнений)
Под аккомпанемент педагога обучающаяся опускает руки свободно вниз, нагибаясь вперед и покачивает ими навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя в стороны. Наклон корпуса то увеличивается, то уменьшается. Педагог следит за свободой рук обучающейся что бы делать упражнение свободными движениями.
Упражнения 1 комплекса помогают ощутить свободу, вес мышц руки.
Упражнения 2 комплекса направлены на развитие кисти, запястья, пальцев.
Следующие упражнения делаем за инструментом, поэтому в первую очередь следим за посадкой обучающейся. Твердая опора на ноги, прямая спина, спокойные не приподнятые плечи.
Упражнение 2. (второй комплекс упражнений)
«Художник-маляр». Девочка под аккомпанемент педагога делает плавные движения кистью вверх и вниз, вначале правой рукой, потом левой, а затем двумя руками параллельно и по очереди, постоянно варьируя движения, меняя их амплитуду.
Педагог: «Аня, представь
себе, что ты можешь нарисовать такими движениями?»
Педагог: « Нарисуй дома рисунок на это упражнение».
Далее делаем упражнения для пальцев рук на крышке фортепиано.
Упражнение 3. «Фокус-покус» - руки положить на стол и, приподнимая кисть стукнуть всеми пальцами одновременно, далее шагать каждым пальцем поочередно, при этом следить, чтобы кончики пальцев смотрели вниз . Далее выстукивать двумя пальцами поочерёдно в паре с первым (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5) следить за положением локтя (на уровне клавиатуры) и свода кисти. Делаем упражнения активными движениями, четко проговаривая стишок «Фокус-покус».
Фокус-покус, трали-вали,
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Кыш! Кыш! Кыш!
1 1 2 2 1 1 3 3
1 1 4 4 1 1 5 5
1 1 2 2 1 1 3
1 1 4 4 1 1 5
IV. Переходим на клавиатуру - осваиваем приём исполнения
non legato – игра упражнений:
« Парашюты » - игра ноты «до» с переносом правой руки вверх и вниз по
октавам, а левой – вниз и вверх, начиная с середины клавиатуры разными
пальцами.
Педагог: «Аня, делай движение от плеча, свободной рукой, представь, что ты летишь в воздухе как парашютист».
« Квинты, терции» - квинты играем 1 и 5 пальцами, терции варьируем 1 и 3, 2 и 4, 3 и 5 пальцами, сначала от «до», затем от любых других звуков, начиная с середины клавиатуры. Вверх играем на крещендо вниз на диминуэндо.
Педагог: «Аня, что обозначает крещендо и диминуэндо? К чему они относятся?»
Упражнение « Марш »
(сначала промаршировать под аккомпанемент педагога, считая вслух до 4-х) - игра
двумя руками поочерёдно нот первой октавы со счётом до 4-х.
Для закрепления правильного исполнения штриха non legato
играем песенку: «Василёк» - левая рука от «фа» первой октавы, правая от «до»
второй октавы – различаем на слух звучание одной и той же мелодии; при игре
следим за правильной посадкой и верной постановкой руки, свободой запястья.
Педагог: «Послушай
внимательно как звучит мелодия от разных звуков, пофантазируй кто из животных
может спеть эту песенку».
Игра по нотам. Играя, песенки на non legato обучающийся должен слышать
музыкальную фразу, а не отдельные звуки. Песенка «Зайка» - играем верной
аппликатурой, двумя руками.
Показ рисунков ученицы.
Закрепляя приём non legato, читаем с листа пьесу «Про Петю» - в ансамбле с педагогом.
Перед игрой педагог сначала повторяет с обучающейся ноты скрипичного ключа, обучающаяся анализирует текст: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. При исполнении обучающаяся должна следить за совпадением сильных долей.
Правильная аппликатура – это один из важнейших моментов в пианизме, поэтому воспитывать в ребенке сознательное отношение к аппликатуре, привычку видеть ее в нотах, тоже является очень важным навыком, который нужно прививать с самого начала обучения.
Педагог: «Аня, давай прохлопаем ритм этой песенки по очереди ты первую фразу, а я вторую и так далее, при этом ритм хлопаем руками, а метр стучим ногой»
Игра с ритмическими карточками.
Педагог предлагает прохлопать обучающейся заданные ритмические рисунки по карточкам, а затем сложить их в определенном размере. Обучающаяся должна сориентироваться при смене размера.
V. Переходим к приёму legato (связное исполнение)
Упражнение на legato:
по два звука на слог «А-ня», «Ма-ма» играем разными пальцами правой и левой
руками, варьируя их.
Вопрос ученику: «Аня, сейчас мы с тобой покажем нашим слушателям упражнение. Какие
задачи ты перед собой поставила?»
Упражнение «Птички». Для удобства восприятия различной интонации мы играем с
подтекстовкой: с опорой на первый звук – «ласточка», с опорой на второй звук –
«синичка», с опорой на третий звук – «воробей». Одновременно с интонационной
направленностью работы, контролируется пианистический приём, постановка рук,
слаженность игрового аппарата, его свобода.
Вопрос ученику: Аня, всё ли в исполнении тебе понравилось? Хотела бы ты что- то
исправить в своей игре?
На приём legato играем пьесу «Пастушок» со словами, при игре следим за
правильным исполнением штриха, аппликатурой и динамикой. Прием игры legato
это не механическое «перешагивание» пальцев с одной клавиши на другую, а
плавный переход «переливание» из одного звука в другой. Поем песенку «Осень»,
рассказываем какая бывает осень, какой характер песенки, какой штрих больше
всего подходит для передачи образа этого произведения.
Игра «Угадайка»
Педагог играет обучающейся звук в определенной тональности сначала доигрывая до тоники обучающийся должна сказать что это за звук.
VI. Приём
staccato (отрывистое исполнение). Педагог объясняет обучающейся, что staccato
тоже самое движение non legato, но с более коротким,
легким снятием пальцев.
Упражнение «Кузнечик». На слова «Прыг, скок, на лис-ток, а по-том на цве-ток,
прыг, скок », играем 2-м, 3-м и 4-м пальцами в первой октаве (левая рука в
малой), следим за толчком пальца в сочетании с резким поднятием запястья
обучающейся.
• На приём staccato – звучит русская народная песня - «Ах, вы, сени, мои,
сени…»
Педагог: «Прохлопай ритм этой песни, таким же острым штрихом, постарайся его
запомнить и записать дома»
VII. Объяснение домашнего задания.
1. Перед занятиями на инструменте делать упражнения на укрепление правильной организации игрового аппарата как на уроке. Следить за свободой и правильностью выполнения движений. Нарисовать рисунок.
2. Игра non legato: при игре упражнений следить за постановкой руки, пальцы ставить на подушечки, локоть на уровне клавиатуры. «Зайка» - выучить наизусть, ансамбль «Про Петю» - слушать музыкальную фразу, вести мелодическую линию, написать ритм песенки «Про Петю».
3. Игра legato: в упражнениях плавные движения рук, певучее звучание. В песенках «Пастушок» - выучить наизусть, при игре вести мелодическую линию, слушать ее опорные точки. Пьесу «Осень» попробовать разобрать самостоятельно, учитывая полученные знания.
4. Игра на staccato: упражнения играть отрывисто, четким движением запястья, активным снятием руки. Написать ритм русской народной песни «Ах, вы, сени…»
Педагог: «Наш урок подошел к
концу, Аня ты очень постаралась, оценка за урок ».
VIII. Рефлексия.
Педагог предлагает
обучающейся три картинки разной погоды: солнечную, пасмурную или дождливую.
Педагог : «Аня, выбери пожалуйста картинку, подходящую нашему сегодняшнему
уроку.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.