Конспект урока по географии для 5 класса "Солнечный свет на Земле"
Оценка 4.7

Конспект урока по географии для 5 класса "Солнечный свет на Земле"

Оценка 4.7
Документация
docx
география
5 кл
27.12.2021
Конспект урока по географии для 5 класса "Солнечный свет на Земле"
Конспект урока по географии для 5 класса "Солнечный свет на Земле
Солнечный свет на Зеле 5 гео.docx

Тема урока: Солнечный свет на Земле.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах неравномерного распределения тепла и света на поверхности Земли.

Задачи:

  Образовательные: сформировать представления о неравномерности распределения тепла и света на Земле.

Развивающие: развивать умения наблюдать модели движения Земли, фиксировать особенности положения в дни равноденствия и солнцестояния.

Воспитательные: воспитывать осознания себя частью природы, понимание зависимости человека от географических следствий движения Земли.

Межпредметные связи                                                                                                   

Природоведение, окружающий мир, математика. 

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы.                                                                                                       


Ход урока

1.      Организационный момент

2.      Актуализация знаний:

Утро, рассвет, восход солнца все эти слова вызывают только положительные эмоции. На ум сразу приходят самые светлые и добрые воспоминания. Пожалуй, мало найдётся на свете людей, которых бы не радовало теплое утреннее солнышко.

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

- О каком явлении идет речь в стихотворении ?

- Что является причиной смены времен года?

- Когда ближе Земля к Солнцу – зимой или летом? (для северного полушария)

- Объясните, что происходит с солнечным светом и теплом на нашей планете? (тепло и свет неравномерно распределены по поверхности планеты)

тема урока «Солнечный свет на Земле».

3.      Изучение нового материала.

Итак, Солнце – что это?

Что находится в центре Солнечной системы?

Что мы знаем о Земле? 
Давайте

22 июня – День летнего Солнцестояния

22 декабря – День зимнего Солнцестояния

23 сентября, 21 марта – День осеннего и весеннего Равноденствия

 

Давайте посмотрим на слайд и попробуем объяснить это.  (Солнечные лучи расходящиеся в стороны абсолютно одинаковы, но падают на Землю под разными углами, одни – падают под наклоном, а другие - отвесно. В этом случае говорят о том, что Солнце находится в зените.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Знаю, что многие из Вас увлекаются таким видом спорта как футбол, даже девочки. Одна их российских футбольных команд города Санкт-Петербурга носит название «Зенит», я предлагаю вам небольшую футбольную разминку:

Футболисты потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись,

Ручками похлопали, ножками потопали,

Вправо, влево наклонились

И на место возвратились.

Так почему же питерская футбольная команда взяла именно такое название «Зенит»? (всегда находящиеся на высоте) Давайте попробуем составить определение:

 ЗЕНИТ – это самое высокое положение Солнца над горизонтом (записать в тетрадь)

Практическая:

1.       Посмотрите внимательно, по обе стороны от экватора есть ещё две необычные линии параллельные экватору. Что это за линии, на которых Солнце раз в год  находится в зените? (северный тропик и южный тропик). Наносим эти условные линии на нашу схему, дополняя её.

 Давайте сформулируем определение, что такое тропик?

 (ТРОПИК – это параллель(23,5 с. и ю.ш.), над которой Солнце бывает в зените один раз в год.)

Заштриховать на схеме на доске расстояние между тропиками красным цветом.

2.       Давайте вспомним как называются крайние точки Земли. (северный и южный полюс).Посмотрите как освещены  полюса в течение года, по очереди. (22 июня круглые сутки светло. А 22 декабря – круглые сутки темно) У нас остались ещё две интересные параллели по обе стороны от экватора,  недалеко от полюсов. (северный и южный полярный круги). составьте определение термина ПОЛЯРНЫЙ КРУГ – это …(параллель (66,5 с. и ю.ш.), на которой Солнце не скрывается за горизонтом.)

Чем ближе к полюсам от полярных кругов, тем больше продолжительность полярного дня или полярной ночи – может длиться от 1 дня до полугода. Что такое полярная ночь и полярный день?

Заштриховать на схеме на доске расстояние от полюсов до полярных кругов.

Жители Салехарда вполне могут гордиться уникальным географическим положением своего города. Дело в том, что Салехард расположен на линии Полярного круга и разделен ею на две части. В центре города на символической разделительной линии установлен единственный в мире обелиск Полярному кругу.

3.       Посмотрите на схему, что у нас получилось? (земля разделилась на полоски) Эти полосы называются пояса освещенности.

Что будет границей между поясами освещенности? (полюса, полярные круги и тропики)

Средний самый жаркий, т.к. получает больше всего тепла – тропический, крайние самые холодные – полярные, посередине – умеренные.

Сколько всего поясов освещенности?

Самый теплый пояс?

Самый холодный пояс?

Дата

Северное полушарие

Южное полушарие

22 июня

День летнего солнцестояния

День длиннее ночи

На параллели 23,5° с.ш. Солнце стоит в зените

На параллели 66,5° с.ш.-полярный день

День зимнего солцестояния

День короче ночи

 На параллели  66,5° ю.ш. –полярная ночь

23 сентября

День равен ночи

На экваторе – Солнце в зените

День равен ночи

На экваторе – Солнце в зените

22 декабря

День короче ночи

На 66,5° с.ш. – полярная ночь

День длиннее ночи

На 23,5° ю.ш. Солнце в зените

На 66,5° ю.ш. – полярный день

21 марта

День равен ночи

На экваторе Солнце в зените

День равен ночи

На экваторе Солнце в зените

 

4.      Закрепление

1. Где на земном шаре день равен ночи? (на экваторе)

2. Когда на Земле день равен ночи? (в дни равноденствий)

4. Возможно ли, чтобы Земля вращалась вокруг Солнца, но смены сезонов года не происходило? (да. Если бы земная ось была перпендикулярна плоскости орбиты Земли) 

5.      Рефлексия.

Сегодня на уроке мне …

До начала урока я думал(а), что..., а теперь знаю …

Меня особенно удивило …

Было бы хорошо, если бы...

6.      Итоги урока. Оценивание.

7.      Домашнее задание.  §8, стр.32 №9 (письменно).

Творческое задание (по желанию):стр.32 рубрика «Обобщение по теме» задание №1. Подготовьте рассказ на тему: Влияние смены времен года на жизнь человека» и проиллюстрируйте  его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Солнечный свет на

Тема урока: Солнечный свет на

Так почему же питерская футбольная команда взяла именно такое название «Зенит»? (всегда находящиеся на высоте)

Так почему же питерская футбольная команда взяла именно такое название «Зенит»? (всегда находящиеся на высоте)

Рефлексия. Сегодня на уроке мне …

Рефлексия. Сегодня на уроке мне …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2021