конспект урока по географии "Население Африки"

  • docx
  • 27.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Население Африки (2).docx

Население Африки

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

1.Создать условия для успешного усвоения обучающимися знаний о расовом, национальном составе населения Африки,особенностям его размещения.

2.Познакомить обучающихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

3.Развивать познавательные и исследовательские навыки обучающихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет- ресурсами, совершенствовать умения работать с картой, картами атласа.

4.Воспитывать  толерантное отношение к представителям разных рас и народов, коммуникативную культуру.

Формирование УУД:предметные :называть основные человеческие расы и их признаки, рассказывать об особенностях размещения населения на материке, показывать районы повышенной плотности населения, объяснять причины неравномерного размещения населения.

Метапредметные; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; планировать свою деятельность; проводить исследование и создавать описания.

Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Ход урока

I.Орг. момент. Обучающая структура ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть)

-Прошу встать ребят, кто любит слушать, кто любит смотреть …

-…, кто умеет хорошо определять координаты географических объектов

-…, кто знает, где находятся Драконовы горы

-..., кто все знает об Африке

Вы произвели на меня приятное впечатление - вы очень скромные. Невозможно все знать. Мы на уроке и у нас есть возможность преумножить наши знания. Итак, я приглашаю вас в путешествие по Африке.

 

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся по изученному материалу.

Чтобы определить тему урока

 

Начнём наш урок с повторения пройденного материала. Сделаем это в виде небольшого соревнования. Разобьемся на две группы.

Ваша задача ответить на предложенные вопросы и на доске выложить слово из первых или последних букв ваших ответов. Первая группа выкладывают своё слово, вторая группа своё. Слова выкладываем так, чтобы команды пока не видели этих слов. 

 

 

Вопросы для первой команды.

Слово из первых и последних букв

1Самая длинная река мира. (Нил)

2Крайняя западная точка материка Африки. (Альмади)

3Что такое Эфиопское (нагорье)

4Море омывающие Африку на севере (Средиземное)

5Что такое Красное (море) (брать последнюю букву)

 

Н Л А И Н Е С Е Е

Население

 

Вопросы для второй команды.

Слово из первых букв

1.     Горы на северо-западе Африки. (Атлас)

2.     Дерево верхнего яруса экваториального леса. (Фикус)

3.     Преобладающая форма рельефа на материке Африка. (Равнины)

4.     Океан, омывающий восточное побережье материка Африка. (Индийский)

5.     Река Африки дважды пересекающая экватор. (Конго)

6.     Крайняя южная точка материка Африка. (Игольный)

  1.  

Кто сможет назвать тему урока?

 

Население Африки

 

 

 Задача нашего сегодняшнего урока – узнать,

-какие народности живут в Африке,

-про колониальное прошлое народов,

-познакомимся с их культурой,

-с размещением населения по территории материка.

 

У вас на столах лежат карточки со словами ваша задача разделить слова на группы

-народы

-расы


берберы, европеоидная, экваториальная (негроидная), бушмены, египтяне, монголоидная, пигмеи, масаи.

 

Что такое раса

 

Ра́са это исторически сложившиеся группы людей, выделяемые учеными на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве ( цветкожи,глаз,волос,формычерепа,длина тела и т. Д.)

 

Современное население Африки относится к трем человеческим расам:

европеоидной, экваториальной и монголоидной и одной промежуточной расе.

 

Признаки расовой принадлежности: цвет кожи, волос, глаз,разрезглаз,форма черепа, нос, губы,толщина и вид волосяного покрова

 

Задание: используя карту и текст учебника стр.130, определите, какие народы живут в разных частях Африки, к какой расе они принадлежат

 

 

Народы Африки

район

раса

народы

Северная

 

 

Тропическая

 

 

Южная

 

 

Остров Мадагаскар

 

 

 

Оцените свою работу

 

 

Физминутка

 

Мы по Африке идем,(шагают)

Руки—ноги бережем,(трясем руками иногами)

Тут жираф большая шея (руки вверх)

Обезьянки там в деревьях(обхватить себя)

У слона большие уши(руки в стороны)

Бегемот уселся в лужу(сели на свои места)

 

 

Проблемный вопрос?

На какие группы можно разделить всё население Африки(коренное и пришлое).

 

Как появилось пришлое население?

Найдите ответ в учебнике на стр.132

Колонизация материка началась еще в Средние века К началу 20 века почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний ( стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные районы для проживания. Грабили страну: вывозили полезные ископаемые, ценную древесину, продукты земледелия. Распад колониальной системы  начался после второй мировой войны. Сейчас все страны независимые.

 

 

Численность Африки на 2016 год превышает 1 млрд.200 млн. человек.

Средняя плотность населения континента невелика – 39 чел./км2.

 

Назовите причины влияющие на плотность населения

- природные условия

- исторические

 

На размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Пришлое население европейского происхождения живет в местах с лучшими климатическими условиями и составляет незначительную часть населения материка. На севере вдоль побережья Средиземного моря проживают французы, на юге -африканеры

(потомки переселенцев из Нидерландов),англичане.

 

Работа с картой населения

1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). Почему высокая плотность

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2). Почему низкая плотность

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

1.В целом густо населены долины Нила (1200 чел./км2), приморская зона Средиземноморья (Марокко, Алжир, Тунис),Гвинейского залива, районы орошаемого земледелия Судана, государствах Восточной Африки – Руанде, Бурунди (в пределах 200 чел/км2), оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел./ км2).

2.Пониженная плотность населения отмечается в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел./км2,

3.в отдельных областях Сахары население вообще отсутствует, отмечены белым цветом.

 

Многие страны Африки ( Египет, Эфиопия) имеют древнейшую культуру. В них процветали ремесла, торговля, строительное дело. Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды, резьба по слоновой кости и дереву, скульптуры из бронзы.

 

Закрепление материала ( географический диктант)

 

ЗАДАНИЕ: выберите правильные утверждения.( да –нет)

1. Колонизация материка началась ещё в древние века.

2. Страны Европы разделили между собой почти всю Африку к началу ХХ века.

3. Либерия и Египет – это страны, которые оставались свободными в начале ХХ века.

4. Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, превратили африканцев фактически в рабов.

5. Длительное господство колониальных держав способствовало быстрому развитию африканских стран.

6. В конце ХХ века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, колониальная система рухнула.

7. В настоящее время в Африке нет колоний.

 

 

 

Обменяйтесь работами и проверьте по образцу работу партнера

 

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы

Какие из данных жилищ могут быть жилищами кочевников, почему?

·  Как вы думаете, почему у жителей острова Мадагаскар такие жилища?

Какая у вас возникает ассоциация со словом Африка

 

 

 

Рефлексия.

Я бы хотела узнать, как поступите с информацией, полученной на уроке.

Чемодан- все, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка- информацию переработаю.

Корзина –все выброшу.

 

Домашнее задание

Прочитать параграф подготовить сообщение о народах Африки на выбор

 

 

Благодарю вас за работу, желаю вам успехов. До свидания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово из первых и последних букв

 

1Самая длинная река мира.

2Крайняя западная точка материка Африки.

3Что такое Эфиопское

4Море, омывающее Африку на севере

5Что такое Красное (брать последнюю букву)

 

 

 

Слово из первых букв

 

1 Горы на северо-западе Африки.

2 Дерево верхнего яруса экваториального леса.

3. Преобладающая форма рельефа на материке Африка.

4        Океан, омывающий восточное побережье материка Африка.

5        Река Африки дважды пересекающая экватор.

6        Крайняя южная точка материка Африка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

берберы,

 

европеоидная, экваториальная (негроидная),

бушмены, египтяне, монголоидная, пигмеи, масаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: используя карту и текст учебника стр.130, определите, какие народы живут в разных частях Африки, к какой расе они принадлежат

 

 

Народы Африки

район

раса

народы

Северная

 

 

Тропическая

 

 

Южная

 

 

Остров Мадагаскар

 

 

 

Задание: используя карту и текст учебника стр.130, определите, какие народы живут в разных частях Африки, к какой расе они принадлежат

 

 

Народы Африки

район

раса

народы

Северная

 

 

Тропическая

 

 

Южная

 

 

Остров Мадагаскар

 

 

 

 

Задание: используя карту и текст учебника стр.130, определите, какие народы живут в разных частях Африки, к какой расе они принадлежат

 

 

Народы Африки

район

раса

народы

Северная

 

 

Тропическая

 

 

Южная

 

 

Остров Мадагаскар

 

 

 

Задание: используя карту и текст учебника стр.130, определите, какие народы живут в разных частях Африки, к какой расе они принадлежат

 

 

Народы Африки

район

раса

народы

Северная

 

 

Тропическая

 

 

Южная

 

 

Остров Мадагаскар

 

 

 

 

 

Работа с картой населения

1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). Почему высокая плотность

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2). Почему низкая плотность

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

 

Работа с картой населения

1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). Почему высокая плотность

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2). Почему низкая плотность

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

 

 

 

 

Работа с картой населения

1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). Почему высокая плотность

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2). Почему низкая плотность

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

 

 

Работа с картой населения

1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). Почему высокая плотность

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2). Почему низкая плотность

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

 

Работа с картой населения

1.Покажите на карте районы с наибольшей плотностью населения (более 100 чел/км2). Почему высокая плотность

2. Покажите на карте районы с наименьшей плотностью населения (менее 1 чел/км2). Почему низкая плотность

3. Как изображаются на карте незаселенные территории? Есть ли они на территории материка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала ( географический диктант)

 

ЗАДАНИЕ: выберите правильные утверждения.( да –нет)

1. Колонизация материка началась ещё в древние века.

2. Страны Европы разделили между собой почти всю Африку к началу ХХ века.

3. Либерия и Египет – это страны, которые оставались свободными в начале ХХ века.

4. Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, превратили африканцев фактически в рабов.

5. Длительное господство колониальных держав способствовало быстрому развитию африканских стран.

6. В конце ХХ века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, колониальная система рухнула.

7. В настоящее время в Африке нет колоний.

 

Закрепление материала ( географический диктант)

 

ЗАДАНИЕ: выберите правильные утверждения.( да –нет)

1. Колонизация материка началась ещё в древние века.

2. Страны Европы разделили между собой почти всю Африку к началу ХХ века.

3. Либерия и Египет – это страны, которые оставались свободными в начале ХХ века.

4. Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, превратили африканцев фактически в рабов.

5. Длительное господство колониальных держав способствовало быстрому развитию африканских стран.

6. В конце ХХ века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, колониальная система рухнула.

7. В настоящее время в Африке нет колоний.

 

 

Закрепление материала ( географический диктант)

 

ЗАДАНИЕ: выберите правильные утверждения.( да –нет)

1. Колонизация материка началась ещё в древние века.

2. Страны Европы разделили между собой почти всю Африку к началу ХХ века.

3. Либерия и Египет – это страны, которые оставались свободными в начале ХХ века.

4. Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, превратили африканцев фактически в рабов.

5. Длительное господство колониальных держав способствовало быстрому развитию африканских стран.

6. В конце ХХ века Африка стала материком национально-освободительной борьбы, колониальная система рухнула.

7. В настоящее время в Африке нет колоний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

.

Чемодан- все, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка- информацию переработаю.

Корзина –все выброшу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы

Какие из данных жилищ могут быть жилищами кочевников, почему?

·  Как вы думаете, почему у жителей острова Мадагаскар такие жилища?


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также