Конспект урока по географии "Природные зоны Земли"
Оценка 4.7

Конспект урока по географии "Природные зоны Земли"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
5 кл—7 кл
21.05.2021
Конспект урока по географии  "Природные зоны Земли"
природ зоны Земли.docx

Урок №

Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЗЕМЛИ

Педагогическая цель: Познакомить учащихся с природными зонами Земли

Задачи урока

Образовательная: показать зависимость распространения зон от климатических и почвенных факторов; познакомить с биологическим разнообразием планеты и доказать необходимость его сохранения; прививать интерес к растениям и животным путем слияния чувственного, эмоционального восприятия природы с ее аналитическим изучением.

Развивающая: развивать навыки работы с учебником и дополнительной литературой, работать над речью учащихся.

Воспитательная: прививать интерес к предмету через развитие творческой активности учащихся

Тип, вид урока: Урок формирования новых знаний; комбинированный

Планируемые результаты: Предметные: обучающийся научится выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям;будет знать среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли

Личностные результаты:Будут сформированы: навыки обучения; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные  научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные  научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Организационная структура урока

Этап урока,цельМетодический приемДеятельность учителяДеятельность учащихсяТекущий контрольОсуществляемые действияФормируемые умения

I. Актуализация опорных знаний урока.

Фронтальная беседаАктивизирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала.

– Каких представителей живой природы материка Евразия вы знаете?

– Какие материки заселены самыми необычными растениями и животными?

– В чем особенность растительного и животного мира Антарктиды?

– Почему для каждого материка характерны свои живые организмы?

– Какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности растений и животных?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

Вопросы учителя. Индивидуальный опрос

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Вводная беседа.

Мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока:

– На прошлом уроке мы с вами изучили особенности живого мира материков. Сегодня более подробно разберем, в чем причина того, что для каждого из материков характерны свои особенности животного и растительного мира, а также изучим природные зоны Земли, узнаем в каких условиях существуют животные и растения этих зон.

Формулирует проблемный вопрос: какой фактор стал определяющим в распространении природных зон Земли?

Отвечают на вопросы учителя. Слушаютмнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления обучающимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией

Беседа, рассказ учителя

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращает внимание на вопросы экологии (бережное отношение к природе). Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Объясняет по карте с использованием мультимедийной презентации и карт различных зон.

– Природные зоны – это большие территории на поверхности Земли со сходными климатическими условиями, почвами, растительным и животным миром.

Основные природные зоны Земли – это тундры, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. Хотя бы раз в жизни вы посещали одну из этих природных зон.

– Используя текст учебника, ответьте на вопросы:• Какие климатические условия наблюдаются в тундре? Чем характеризуется почва в тундре?• Земля в тундре 9 месяцев в году промерзшая. За 3 месяца (май, июнь, июль) оттаивает только верхний слой – 8–10 см, а чуть глубже – вечная мерзлота. Как вы думаете, благоприятны ли условия жизни в тундре для растений и животных? Какие из живых организмов могут обитать в таких условиях?

Организует работу с иллюстрацией учебника.– Рассмотрите рисунок на с. 115.

Дополнительно показывает рисунки на слайдах презентации.

– Какие преимущества дает деревьям в тундре их карликовый рост?

– Какие животные обитают в тундре? Как они приспособлены к климатическим условиям тундры?(Зимой белый защитный цвет шерсти (песец, лемминг) и оперения (полярная сова, куропатка); широкие копыта северного оленя позволяют не проваливаться в снег при ходьбе и раскапывать снег при добывании корма.)

С продвижением на юг обширные территории меняют свой облик: тундра переходит в тайгу. Климатические условия жизни здесь более благоприятны, чем в тундре: гораздо больше тепла, а влаги достаточно для роста деревьев и кустарников.

Вот какой увидел и описал тайгу Антон Павлович Чехов: «Скоро после Енисея начинается тайга… 
По обе стороны дороги непрерывно тянутся обыкновенные леса из сосны, лиственницы, ели и березы… Сила и очарование тайги в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. 
В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища…»

– Рассмотрите рисунок, обратитесь к тексту учебника. Какие растения и животные характерны для этой зоны? (Растения: лиственница, кедровая сосна, ель, пихта; животные: глухарь, кедровка, белка-летяга, заяц-русак, соболь.)

– И вновь двигаясь на юг, туда, где больше тепла 
и нет вечной мерзлоты, мы попадаем в зону смешанных и широколиственных лесов. Основу этих лесов составляют такие деревья, как дуб, клен, липа.

– А какие животные могут обитать в этой зоне?

Чтобы ответить на это вопрос, вы можете воспользоваться рисунком учебника и слайдами презентации (Кабан, сова, волк, лиса, кукушка и т. д.)

– Районы, где влаги достаточно только для роста трав, есть на всех континентах. Степи – называют их в Европе, саванны – в Африке и Австралии, прерии – в Северной Америке.

– Как вы думаете, богат ли растительный мир степей? Если да, то почему? (Здесь черноземные почвы, богатые питательными элементами.)

– Какие животные обитают в степи, саванне? (Антилопы, зебры, львы, жирафы, носороги, слоны.)

– Запишите характеристику степей и саванн. (Степи: благоприятная температура, мало влаги. Саванны отличаются от степей чередованием сухого и влажного сезонов.)

– Какие условия жизни наблюдаются в пустыне? (Недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие перепады температуры (днем жарко, ночью – холодно).)

– Какие растения пустынь вам известны? Каковы их приспособления? (Саксаул, верблюжья колючка, кактусы: запасают воду; длинные корни, добывающие воду из глубинных горизонтов почвы, вместо листьев колючки и чешуйки, уменьшающие испарение.)

– Какие животные пустынь вам известны? Каковы их приспособления? (Многие животные имеют большие уши, что увеличивает теплоотдачу; активны ночью, когда становится холодно, а днем прячутся в норах; впадают в спячку и активны 2–3 месяца в году. Верблюды могут длительное время обходиться без воды, получая ее при окислении жиров; жир находится только в горбах, а под шкурой его нет, чтобы было прохладнее; широкие ступни, чтобы не проваливаться в песок.)

– Но на нашей планете есть также места, для которых характерно обильное количество осадков. Здесь круглый год тепло. Для влажного экваториального леса характерны: оптимальная постоянная температура и влажность, изобилие растений, яркая окраска животных, недостаточная освещенность.

– Почему экваториальные леса называют фабрикой кислорода, легкими планеты? (Выделяют огромное количество кислорода.)

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон.

Находят в учебнике характеристику тундры.Выдвигают свои гипотезы, отвечают на вопрос учителя, работают с иллюстрациями.

Записывают основные понятия в тетрадь.Записывают основные условия и названия представителей растительного и животного мира

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информациюФронтальный опрос совместно с рассказом учителя

IV. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Беседа по вопросам

Побуждает к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:– Что мы узнали сегодня на уроке?Давайте проверим свои знания и закрепим их.

– Перечислите основные природные зоны Земли.

– От каких факторов зависит распространение природных зон на Земле?

– Какие деревья и растения составляют основу тайги, смешанных и широколиственных лесов?– Охарактеризуйте пустыню.

– Почему зона влажного тропического леса – самое разнообразное природное сообщество?

– Итак, основные природные зоны Земли – это тундра, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса. Их распространение на Земле зависит от климата, главным образом от распространения тепла и влаги.

– В каждой зоне сложились свои условия обитания живых организмов. Животный и растительный мир в каждой природной зоне уникален, неповторим. Поэтому важнейшей задачей человечества является охрана не только всех видов животных и растений, населяющих ту или иную зону, но и всего разнообразия живых организмов нашей планеты

V. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельностиВоспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Беседа

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности в работу на уроке

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 115–120, вопросы после параграфа устно

Записывают задание


 

Урок № Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Урок № Тема: ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

Фронтальная беседаАктивизирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала

Фронтальная беседаАктивизирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала

Основные природные зоны Земли – это тундры, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса

Основные природные зоны Земли – это тундры, леса, травянистые равнины, пустыни, влажные экваториальные леса

Какие условия жизни наблюдаются в пустыне? (Недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие перепады температуры (днем жарко, ночью – холодно)

Какие условия жизни наблюдаются в пустыне? (Недостаток влаги, редко идут дожди, избыток тепла, резкие перепады температуры (днем жарко, ночью – холодно)

V. Рефлексия учебной деятельности

V. Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2021