Конспект урока для 7 класса по теме «Российское государство
в первой трети XVI века»
1) Организационный момент: приветствие учащихся, проверка выполнения домашнего задания (задание №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»).
2) Мини-проверочная работа по деятельности Ивана III: учащимся раздаются листы для записи ответом и предлагается на них написать все, что они знают о достижениях Ивана III Великого – 5 минут.
(Предполагаемый ответ: например, присоединил к Московскому княжеству Кострому, Новгородские земли, Тверское княжество; ввел титул «государь всея Руси» = «царь, самодержец; ввел символы царской власти: скипетр, держава, шапка Мономаха; новое название страны «Россия» ввел вместо «Русь»; ввел государственный герб – двуглавого орла, укрепил Кремль – построил колокольню Ивана Великого и Архангельский собор, покончил с игом Золотой Орды на Руси (1480 г. – стояние на реке Угре и др.)
3) Вступление: Какова деятельность Ивана III мы с вами сейчас в проверочной работе постарались отразить, а теперь давайте вспомним годы правления Ивана III и его личную жизнь, а не политическую (либо сообщение учащегося о личной жизни – родился, характер, отношение народа, браки, дети, либо учитель кратко рассказывает об этом сам).
Учитель, подводя итог, обращает внимание, что годы правления Ивана III с 1462 по 1505 гг., что в его жизни было два брака: с тверской княжной Марией Борисовной, где родился сын Иван Молодой (умер в 1490г.), и византийской принцессой Софьей Палеолог, где родилось два сына Юрий и будущий Василий III, с деятельностью которого сегодня на уроке предстоит познакомиться.
Озвучивается тема урока, учащиеся записывают тему в тетрадь.
4) Изучение нового материала:
а) учитель кратко рассказывает биографию Василия III, обращая особое внимание на годы правления (1505-1533 гг.) и наличие двух браков: с бездетной Соломонией Сабуровой и литовской княжной Еленой Глинской, далее просит учеников прочитать документ «Из письма Василия III Елене Глинской» на стр. 33 и просит ответить на вопрос: О каких качествах характера Василия III можно судить по этому фрагменту письма? (устные ответы учащихся)
Учащиеся записывают в тетради годы правления Василия III - 1505-1533
б) Учитель предлагает учащимся вспомнить основные направления политики Ивана III (предполагаемый ответ: завершение объединения русских земель вокруг Московского княжества, избавление Руси от ордынского владычества, создание новой системы управления объединенным русским государством). Далее спрашивает о том, какие из них были реализованы Иваном III, а какие пришлось реализовывать его приемнику (ответы учащихся).
в) Работа с картой «Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III» на стр. 29 учебника: определить какие территории были присоединены к Московскому княжеству при Иване III, а какие при Василии III? После устной работы учащимся предлагается записать в тетрадь:
Достижения Василия III:
1) Завершение объединения земель вокруг Москвы:
1510 г. – присоединение Пскова,
1514 г. – освобождение Смоленска,
1521– присоединение Рязанских земель
г) Работа с текстом учебника – п.3 «Как управлять государством» - ученики читают, вместе с учителем обсуждают, совместно учителем на доске, учащимися в тетрадях составляется схема управления государством в первой трети XVI века:
Государь всея Руси (царь)
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
Дворянское поместное Боярская дума Дворец Казна
ополчение (совещательный орган) (государев двор)
(войско)
Приказы
(центральные органы управления)
Наместники (в уездах) = кормления
![]() |
Волостели (в станах и волостях)
д) Далее учитель уточняет у учащихся каковы полномочия государя всея Руси. Устные ответы учащихся (издание законов, ведение переговоров, объявление войны и заключение мира, чеканка монеты).
е) После учитель объясняет учащимся два понятия: кормление и поместье, определения выписываются учащимися из словаря со стр. 34 в тетрадь.
Кормление – система содержания должностных лиц за счёт местного населения, предоставляющего им на время службы «корм» в денежном или натуральном виде.
Поместье – участок государственной земли с крестьянами, отданный конкретному лицу на условии несения им военной службы. (Условие: продажа, дарение или залог невозможен, передача по наследству возможна только в случае, если сын «выходит на службу в отца место»).
Задание на сравнение феода и поместья (выполняется устно): задание №3 на стр. 34 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
5) Заключение:
Вопросы:
1) Каковы достижения Василия III?
2) Что было источником доходов государевых наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»?
3) Удалось ли Василию III создать единое централизованное государство? Какие способы достижения этого он использовал?
6) Домашнее задание: прочитать параграф 4, сделать карточки для работы на уроке по основным понятиям и датам: оброк, барщина, Иван III, 1462-1505, 1505-1533, Василий III, поместье, приказ, наместник, кормление, 1497, Судебник Ивана III.
ОБРОК |
БАРЩИНА |
ИВАН III |
ВАСИЛИЙ III |
1462-1505 |
1505-1533 |
ПОМЕСТЬЕ |
1497 |
ПРИКАЗ |
СУДЕБНИК ИВАНА III |
НАМЕСТНИК |
КОРМЛЕНИЕ |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.