Конспект урока по истории "Реформация в Германии"

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Реформация в Германии».docx

Технологическая карта урока истории

 

Предмет, класс

История, 7 класс

УМК, автор программы

УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс)

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№6: «Реформация в Германии»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Длительность урока

40 мин.

Цель урока

Сформировать представление о начале Реформации в Германии

Задачи урока

Обучающие

развивающие

Воспитательные

Познакомить учащихся с понятием Реформации и причинами Реформации в Германии в начале XVI в.

Определить дату начала Реформации в Германии.

Изучить деятельность римских пап, провозгласивших себя наместниками апостола Петра, - «наследников Св. Петра».

Охарактеризовать категории населения Германии, недовольных деятельностью церкви и выдвинувших ей претензии.

Сформировать представление о секуляризации.

Характеризовать «пути к спасению»: кому принадлежит роль в Реформации.

Рассмотреть учение римских пап – католичество и его таинства.

Описать положение Германии накануне Реформации, личность Мартина Лютера и его роль в Реформации в Германии.

Изучить Вормсский рейхстаг.

Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме

Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, с картой, с дополнительным материалом.

Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах.

Видеть причинно-следственные связи.

Создать условия для воспитания сознательности обучающихся.

Воспитать культуру общения при работе в группах,

нравственное воспитание на основе рассмотрения взаимоотношений между

различными слоями общества, их роли в Реформации в Германии.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

- определять исторические процессы и события во времени;

- применять основные хронологические понятия и термины «реформация», «секуляризация», «индульгенция», «рейхстаг», «Мартин Лютер»;

-  характеризовать предпосылки и причины Реформации в Германии;

- овладевать целостными представлениями о начале Реформации в Германии и роли в ней Мартина Лютера;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;

- соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов всеобщей истории, делать выводы;

- извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки;

- определять проблему на основе текста;

- давать характеристику Реформации в Германии;

- выделять главную и второстепенную информацию;

- применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

 

Коммуникативные:

- формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

 

Регулятивные:

 - самостоятельно формулировать цель урока;

 - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

 - уметь оценить свою работу на уроке;

составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.

 

Личностные:

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию;

- оценивать исторические события;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

 

 УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) №6.

 

Компьютер, выход в Интернет, презентация.

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
УУД

Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке

Приветствие:

 

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?»

Приветствуют учителя:

«Здравствуйте, Ксения Юрьевна!»

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей)

Личностные:

- осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку;

- выработка учебной мотивации;

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Цель этапа:  проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Вспомнить и обобщить имеющиеся знания

Учитель объясняет учащимся поставленную задачу:

«Перед тем, как перейти к новой теме, давайте разберем ваши ошибки, которые вы сделали в тесте»

 

 

 

«А теперь давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Внимание на слайды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сейчас я предлагаю Вам небольшую игру на повторение изученной темы. Я подготовила для вас листочки, на которых может попасться термин или вопрос. Вы вытягиваете один, читаете вслух и отвечаете»

Возможные вопросы:

1) Что такое капитал?
2) Что такое капиталистические отношения?
3) Что такое капитализм?
4) Кто такой фермер?
5) Кто такой капиталист?

6) В чем отличие феодализма и капитализма?

7) Назовите предпосылки возникновения капитализма
8) Кто такие ломбардцы?
9) Что такое мануфактура? Назовите их виды и дайте им определение
10) Назовите предпосылки возникновения мануфактуры
11) Что такое денежная рента? Кому её платил крестьян?

12) Какие общественные группы начали складываться? Из кого они состояли?

 

 

«В конце урока я попрошу некоторых учащихся сдать тетради с письменным ответом на два вопроса, который вы выполняли дома»

 

 

 

«Молодцы!»

Учащиеся задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1. 1. Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли, называются:

А) капиталом

Б) гильдией

В) биржей

Г) товаром

 

Слайд 2. 2. Промышленное предприятие, основанное на ручном труде и разделении труда.

А) мастерская

Б) биржа

В) мануфактура

Г) завод

 

3. На мануфактуре в отличие от ремесленной мастерской:

А) существовал ручной труд

Б) господствовало натуральное хозяйство

В) производительность труда была низкой

Г) существовало разделение труда

 

Слайд 3.

4. Крестьянская плата за пользование землёй сеньора называлась:

 

А) барщина                        Б) оброк   

В) денежная рента            Г) ссуда

 

5. Выберите новую социальную группу XV-XVI вв.

 

А) ремесленники  

Б) наёмные работники  

В) подмастерья     

Г) крестьяне

 

Учащиеся отвечают на вопросы в рамках проверки домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

 

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя.

 

Личностные:

- выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.

 

«Мы с Вами уже знаем о Великих географических открытиях, о прорыве в технике и экономике в Европе, но помимо этого происходили и другие важные процессы. Об одном из них мы сегодня с вами поговорим на уроке. Внимание на слайд. Перед Вами карта, попробуйте определить, что это за государство в XVI веке изображено»

 

«Верно, ребята, это Германия. Теперь внимание на следующий слайд. Что мы видим здесь?»

 

«По внешнему виду, а также по нахождению в этой стране можно определить какая это церковь. Как Вы думаете?»

 

«Да, совершенно верно. А теперь, чтобы связать эти две картинки, я предлагаю Вам прочитать стихотворение немецкого поэта шестнадцатого века Ганса Сакса, тогда мы сможем сформулировать тему нашего урока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«На изображении Вы видите Ганса Сакса. Ребята, индульгенция – это специальная грамота, благодаря покупке которой человек мог откупиться от любого греха. Ответьте на вопрос, какие источники доходов церкви перечислены в этом отрывке?»

 

«О каких настроениях народа свидетельствует это стихотворение?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Итак, ребята. Население недовольно действиями католической церкви в Германии, как Вы думаете, к чем эту приведет?»

 

«Итак, Вы были правы. Но в исторической науке существует специальный термин, который обозначит данный процесс. Итак, это реформация. Так какая тема нашего урока?"

 

«Записываем себе в тетрадь тему урока. Посмотрите на слайд, Вы видите план занятия. Какие перед нами сегодня стоят задачи, что мы должны изучить?»

 

 

 

 

 

 

 

«Также мы должны ответить на проблемный вопрос: «Что привело к Реформации в Германии?»

 

Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока.

Постановка целей и задач урока при помощи учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

«Германия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5. «Церковь или собор»

 

 

 

 

 

 

«Католическая»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. Читают стихотворение Ганса Сакса о католической церкви в Германии:

«А главное — в церквах идет

За мощи выдав зуб быка,

Продажа индульгенций бойко, Он им притронется слегка

Вот что и есть овечья дойка!

К больному — и дань сберет...

Толпа церковников жадна,

Страдает от попов народ,

Привыкнув грабить издавна,

Не перечесть ему невзгод:

Живя бессовестным обманом,

Зимой и летом гнет он спину,

 Церковник ловко лжет мирянам:

Чтоб отдавать им десятину»

 

«Индульгенция, десятина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы: «Католическая церковь обладала большой властью; церковь обладала большими территориями плодородных земель; церковь была очень богата за счет населения; Библия была доступна священникам»

 

 

Делятся размышлениями

 

 

 

 

 

 

 

 

«Реформация в Германии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7. Записывают тему урока. Изучить: «1) Что такое реформация?

2) Наследники Св. Петра

3) Пути к спасению

4) Германия накануне Реформации

5) Мартин Лютер против папы римского

6) Чем спасается человек?

7) Вормсский рейхстаг»

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

 

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

Личностные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

Открытие новых знаний.

 Цель этапа: изучить новую тему

 

Сформировать представление о начале Реформации в Германии

«Давайте мы с Вами сейчас попробуем сами сформулировать определение «реформация». Как вы думаете?»

 

«А теперь откройте страницу 88 в учебнике и найдите в тексте ответ на вопрос, что такое Реформация?»

 

 

 

«Запишите в тетрадь»

 

«Прошу первый ряд прочитать пункт «Наследники Св. Петра» на страницах 88-89, второй ряд – «Пути к спасению» на страницах 89-90, третий ряд – «Германия накануне Реформации» на страницах 90-91. После прочтения нужно ответить на вопросы, которые Вы видите на слайде»

 

Записывают в тетрадь термины «секуляризация», «индульгенция», «таинство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Молодцы! Как Вы думаете, был ли в Германии такой человек, который бы поднял всю Германию и половину Европы на борьбу с папством?»

 

«А теперь мы с Вами запишем в тетрадь имя Мартин Лютер и узнаем, какую роль в этом событии он сыграл»

 

«Мартин Лютер был немецким богословом, происходил из Саксонии из семьи горного мастера. В 18 лет поступил в Эрфуртский университет, где попал под влияние идей гуманизма. ГУМАНИЗМ – это мировоззрение, в центре которого находится идея о человеке как высшей ценности. Найдите в учебнике на странице 92 ответ на вопрос, что произошло в 1517 году?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дальше Лютер начал писать свои труды на немецком языке так, чтобы их поняли не только богословы, но и обычные люди. Его труды издавались большими тиражами, читались во всей стране. Главная идея Лютера состояла в том, что каждый человек спасается только своей искренней верой в Бога и не нуждается в посреднике в виде церкви. Священники не нужны. Каждый верующий – сам себе священник. Из семи таинств оставил два – крещение и причащение. Единственным авторитетом для христианства Лютер считал Библию, но она была доступна только духовенству и верхушке образованных людей, поскольку была на латыни в то время. И он перевел Библию на немецкий язык, предложил вести проповеди в церкви на понятном родном языке»

 

«Посмотрите на карту. Фиолетовые области – распространение по Германии католичества, желтые – лютеранства, синим – кальвинизм. Что мы можем сказать судя по карте?»

 

«Саксонский курфюрст Фридрих и группа северогерманских князей поддерживала Лютера, люди смелее протестовали против папы. Император Карл V в 1521 году вызвал Лютера на рейхстаг в городе Вормсе. Прибывшие посланцы папы потребовали отказаться от его идей, на что он сказал: «На этом я стою и не могу иначе!». Лютеру помогли скрыться от ареста: скрылся у Фридриха Саксонского и жил, переодевшись в рыцаря, продолжая писать памфлеты»

 

«Теперь, изучив тему, мы с Вами можем написать и причины Реформации в Германии. Запишите их в тетрадь»

 

 

Делятся размышлениями. На доске записано
«РЕФОРМАЦИЯ» и выделен корень «реформа»

 

 

Работа с учебником. «Реформация – широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви»

 

Записывают в тетрадь.

 

Слайд 8. Работа с учебником. Предлагаемые вопросы:
1 ряд. 1) Что вызывало всеобщее недовольство населения? (церковь накопила огромные богатства и земли, большие деньги взимались с крестьян – десятина)
2) Какие слои населения были недовольны? (дворяне, светские монархи, бюргерство (горожане), гуманисты)

3) Какое требование они поддерживали? (секуляризация – передача церковных имуществ светским властям)

2 ряд. 1) Что сыграло огромную роль в Реформации? (внутренние переживания и эмоции верующих людей)
2) На чем настаивала католическая церковь? Что такое таинства и какие они были у католиков? (только у нее спасающая сила: спасение невозможно без соблюдения церковных таинств – обрядов, выполняемых священниками. К ним относятся крещение, причащение, миропомазание, брак, священство, покаяние, елеосвящение. Также церковь настаивала в пожертвованиях и подаяниях в ее пользу, прикрываясь «добрыми делами во имя спасения души»)

3) Что такое индульгенция? (специальная грамота, при покупке которой человек верил, что может очиститься от любого греха)

3 ряд. 1) Какое политическое положение было в Германии накануне Реформации? (конгломерат земель (совокупность, целое из частей)которыми управляли князья. Власть императора была условна)

2) Кто такие курфюрсты и Габсбурги? (князья, имевшие право избирать самого императора; правящая династия)

3) Кому принадлежали многие германские земли? Чему это мешало? (независимыми духовными князьями; объединению земель)

 

 

Высказывают точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Слайд 10. Работа с учебником. Возможный ответ:
«В 1517 году началась Реформация в Германии. Сюда прибыли папские посланцы с индульгенциями и стали торговать ими в людных местах. Люди были недовольны, среди них был и Мартин Лютер и 31 октября 1517 года он прибил на дверях церкви Виттенберга документ – «95 тезисов против индульгенций». Рим усмотрел в нем вызов власти папы, над Лютером возникла угроза обвинения в ереси. В 1520 году папа издал буллу о его отлучении от церкви. Он публично сжег ее»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10. Возможный ответ: «самая распространенная религия – католичество»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12. 1. Высокая степень религиозности народа;

2. Политическое унижение немецкой нации перед римской курии;

3. Неустойчивость Германии как государства;

4. Начало национального освобождения от Рима;

5. Выступления Мартина Лютера;

6. Время процветания гуманизма в Германии.

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- формировать навыки работы в парах;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

 

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- действовать по алгоритму, правилу;

 

     Личностные:
-  осуществлять самоконтроль;

- делать выводы по результатам работы;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности, оценивание

Цель этапа:  формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос

 «Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: «Что привело к Реформации в Германии?»

 

 

 

 

 

«Молодцы! А теперь запишем домашнее задание»

Высказывают точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

 

Коммуникативные:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

 

Регулятивные:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

 

Личностные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Домашнее задание

 

На слайде: «Параграф 10, записи учить»

 

 

 

 

«Есть ли у Вас вопросы?»

 

 

«Всего доброго!»

 

Записывают домашнее задание с доски. Слайд 13.

 

 

 

 

Задают вопросы.

 

 

 

«До свидания!»

 

 

 

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи учителя;
- умение структурировать знания;

- оценивание процессов и результатов деятельности;

 

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению