Конспект урока по истории в 8 классе по теме: «На пути к индустриальной эре».
Оценка 4.8

Конспект урока по истории в 8 классе по теме: «На пути к индустриальной эре».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
СCУЗ, ВУЗ
08.08.2023
Конспект урока по истории в 8 классе по теме: «На пути к индустриальной эре».
Полностью разработанный урок с примерными ответами учащихся, с использованием дополнительного материала.
Конспект по истории 8 класс.docx

«Тимошкинская ООШ» - филиал МБОУ «Шиловская СОШ № 2»

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по истории в 8 классе по теме:

«На пути к индустриальной эре».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект разработан

учителем истории

Зайцевой И. В.

                                                        2023 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: формирование знаний о становлении новой индустриальной эры в истории на примере Англии XVIII в.

Задачи:  

1.Образовательные: 

-объяснить учащимся сущность структурных изменений, происходивших в хозяйстве Англии XVIII в.

2.Развивающие: 

-корригировать и развивать умения работать с текстом;

-умение анализировать, обобщать факты;

-систематизировать исторические факты в таблицу;

-умение выделять главное.

3.Воспитательные: 

-воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому индустриальной эпохи.

Планируемые результаты:

-предметные: умение формулировать тему и определять проблему;

-формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий.

-метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы.

-личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.

Основные понятия, изучаемые на уроке: промышленный переворот, аграрная революция, луддизм, фабрика.

Основные даты:

1765 г. – Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку.

1784 г. – металлург Корб изобрел токарный стан, а Модсли – токарный станок.

 1784 г. – изобретение универсальной паровой машины  Джеймсом Уаттом.

 

Вид используемых на уроке средств ИКТ: проектор, компьютер.

Тип урока: урок изучения нового материала, урок повторения.

Тип урока: изучения нового материала.

 

I.Организационный момент.

-Здравствуйте,  ребята!

Сегодня у нас урок изучения нового материала.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

- Давайте вспомним, какие процессы происходили в сельском хозяйстве Англии в XVIXVII вв. и чем они были вызваны? (процесс огораживания)

Итак, всё возрастающие потребности в шерсти и рост цен на неё привёл к отказу от выращивания хлеба. Собственники земли стремились заниматься более выгодным овцеводством. В Англии начинается процесс огораживания.

-Давайте вспомним, что представляла собой политика огораживания в Англии?

В начале промышленного переворота в Англии в начале 16 века начинается новый процесс, который получил название огораживание. Его суть состояла в следующем: крупные землевладельцы постепенно присваивали себе общинные земли, которые были в коллективной собственности у крестьянских общин. Эти земли огораживались изгородью и крестьяне обязаны были платить за пользование этими землями.

- А какие изменения происходили в английской промышленности в XVIXVII вв.?

Земли с пастбищами приобретают огромное значение с развитием капиталистических отношений, особенно для суконной промышленности.

На рубеже XVIXVII вв. в Англии активно развивались сукноделие, металлургия и судостроение. Англия стала одним из крупнейших экспортеров шерсти. В первое десятилетие XVII века здесь добывали 80% всего европейского угля.

При этом Англия оставалась аграрной страной: лишь четверть населения проживало в городах. В XVIXVII вв. в процессе развития капиталистических отношений происходит социальное расслоение крестьянства и дворянства.

-Итак, промышленный переворот.

Что же это такое промышленный переворот?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала посмотрите на две картины-репродукции.

На одной изображена мануфактура XVI-XVII вв., на другой – фабрика XVIII в.

-Какие различия вы видите?

Видна мощь фабрики и отсталость мануфактуры. Роль человека на фабрике гораздо ниже.

Мануфактура безнадежно отстала от фабрики.

Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному.

Промышленный переворот начался в Англии, т.к. именно здесь сложились все необходимые предпосылки: наличие свободных капиталов у предпринимателей, возникновения массового спроса, аграрная революция привела к появлению излишков сельскохозяйственной продукции, английские законы способствовали предпринимательскому делу, складывание рыночного капиталистического хозяйства, участие в Англии мировой торговле, что означало для промышленности доступ к мировому рынку.

-Сегодня мы поговорим, к чему же привела политика огораживания и с чем связано возникновение промышленного переворота?

- А мы с вами можем понять сейчас, как Англия смогла достичь огромных высот и обрести мощь, подарившую ей великую славу?  С чем это связано?

- С индустриализацией.

Итак, тема сегодняшнего урока «На пути к индустриальной эре»

- Запишите тему урока в тетрадь.

III. Актуализация знаний.

-Сегодня мы с вами разберём и обсудим очень важную тему, так как промышленный переворот и аграрная революция сыграли большую роль в дальнейшей истории Англии.

-Ребята, на прошлых уроках мы встречались с понятием «лорд», кто это?

Это наследный титул в Великобритании. Данный титул носят преимущественно представители высшей британской аристократии. 

 -А кого называли «лендлордом»?

(ЛЕНДЛО́РД (англ. landlord, буквально — земельный лорд), в средневековой Англии феодал — крупный земельный собственник, лорд.)

С развитием капиталистических отношений в Великобритании это крупный землевладелец.

(запись в тетради)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Слово  учителя:

-Итак, ребята, в Англии в XVIII веке наступают кардинальные перемены.

Система ведения сельского хозяйства, бывшая ранее, разрушилась. Победила крупная земельная собственность. В деревню всё сильнее вторгался капитализм.

-А что такое «капитализм»?

(запись в тетради)

Капитализм – это экономическая система, возникшая после крушения феодализма, в которой большая часть средств производства находится в частной собственности и связана с увеличением капитала.

Значительные перемены происходили в хозяйстве Англии. В результате огораживаний в стране практически не осталось крестьян, владевших землёй. Земля принадлежала крупным собственникам — лендлордам, которые сдавали её в аренду фермерам или владельцам мануфактур.

Масса обедневших крестьян была вынуждена наниматься в батраки к фермерам или работать на мануфактурах.

Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян — мелких собственников.

- Давайте сделаем вывод – рост продуктивности сельского хозяйства приводит к чему? (к аграрной революции)

1.Аграрная революция в Англии.

Суть аграрной революции заключалась в перераспределение земельной собственности, в результате чего лендлорды (крупные землевладельцы, получатели земельной ренты) заполучили большое количество пахотных земель и практически полностью «уничтожили» сословие свободных крестьян. Сами же лендлорды не были фермерами, а лишь сдавали свои земли другим фермерам, которые использовали земли не только для того, чтобы прокормить свою семью, но и для выращивания продукции на продажу. То есть, они стали некими «предпринимателями».

Многие фермеры начали привлекать на работу батраков (это наемные работники, для которых, это единственный источник существования каких – тяжелый наемный труд). Батракам платили меньше, чем другим сельскохозяйственным рабочим.

Таким образом, появилась целая система сельскохозяйственных взаимоотношений. Арендатор (лендлорд) сдавал в аренду участок своей земли фермеру. Фермер привлекал на работу низкооплачиваемых батраков, а те, в свою очередь, могли заработать себе на жизнь.

Складывалась характерная для английской деревни того времени пирамида:

1)лендлорд («предприниматель»), который уступает землю и получает арендную плату;

 2)арендатор-фермер, играющий роль предпринимателя;

3)наемный работник (батрак).

(запись в тетради)

Аграрная революция — процесс, связанный с изменениями и нововведениями в сельском хозяйстве, которые приводят к новому характеру производственных отношений, к увеличению продовольственного или иного земледельческого производства, а также способствующие изменению характера общества с аграрного до индустриального.

2.Начало промышленного переворота

К середине XVIII в. созрели условия для промышленного переворота.

Это, во-первых, большое количество свободных рук, во-вторых, сложившийся рынок сбыта, в-третьих, имеющиеся огромные средства для перестройки хозяйства.

Капиталистические отношения и конкуренция в промышленности заставляли предпринимателей постоянно совершенствовать производство. Если один владелец мануфактуры вводил какое-то новшество, остальные старались не отставать, чтобы не проиграть в конкуренции. 

В середине XVIII в. значительных успехов удалось добиться в производстве тканей. Тут сыграла свою роль конкуренция. В Англию ввозилось много качественной и дешёвой ткани из Индии, а продукция английских ткачей не пользовалась спросом. Индийские ткани пользовались таким спросом, что их тайно ввозили в Англию, несмотря на все запреты и угрозу наказания. Английским мануфактурщикам пришлось усовершенствовать производство.

Известно, что промышленный переворот начинается  с изобретения машин.

V. Первичная проверка понимания.

-Используя учебник на странице 209-210, составьте в тетради таблицу, состоящую из двух колонок: изобретатель и его изобретение + год.

Ещё в 1730-е гг. Джон Кэй изобрёл «летучий челнок», который сам передвигался с одной стороны ткацкого станка на другую. Раньше челнок приходилось двигать вручную, и ширина холста зависела от длины рук рабочего. Теперь можно было изготавливать более широкие полотна и экономить время. Однако теперь ткачам не хватало пряжи, из которой делалась ткань. Появилась необходимость ускорить изготовление пряжи.

В 1764 г. Джеймс Харгривс (1721–1778) изобрёл механическую прялку «Дженни», которую назвал в честь дочери. Благодаря этому изобретению один рабочий мог приводить в движение 16–18 веретён и заменял собой почти два десятка прядильщиков. Спустя несколько лет Ричард Аркрайт (1743–1823) построил прядильную фабрику, в работе которой использовалось водяное колесо. Пряжи стало много — теперь уже ткачи не успевали её обрабатывать. Эту проблему удалось решить в 1780-е гг., когда Эдмунд Картрайт изобрёл механический ткацкий станок. Благодаря этому производительность труда ткачей выросла в 40 раз.

(запись в тетради)

Фабрика — промышленное предприятие, обрабатывающее сырьё машинным способом.

Условия труда на фабриках Англии были суровыми, но эффективность предприятий была высокой из-за использования текстильных станков, то есть новых технологий. Благодаря техническому прогрессу текстиль становился дешевле, а Великобритания стала первой страной с самой развитой экономикой мира до конца века.

(запись в тетради)

Промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному.

Изобретения XVIII века в Англии :

1)Прялка «Дженни»

Механизмы, изобретённые Харгривсом, Аркрайтом и Картрайтом, приводились в действие человеком или силой воды. Силы человека не безграничны, для использования водного колеса пригодны только реки с быстрым течением. Возникла необходимость создать двигатель, который можно было бы использовать без ограничений. Эту задачу удалось решить Джеймсу Уатту, который в 1780-е гг. разработал паровой двигатель, или паровую машину. Паровые механизмы существовали и раньше, но они были примитивными и часто ломались. Двигатель Уатта оказался пригодным для использования в разных сферах хозяйства и получил широкое распространение. С этого момента машинный труд в промышленности стал вытеснять ручной. Иными словами, произошёл промышленный переворот.

Паровая машина — двигатель, который преобразует энергию пара в механическую работу.

Появление паровых машин привело к развитию металлургии. Если прежде для изготовления ткацких станков и других приспособлений использовалось дерево, то для паровых машин нужно было железо.

2) Успехи металлургии связаны с открытием Генри Кортом пудлингования — нового метода выплавки железа. Важную роль сыграло усовершенствование Генри Модсли металлообрабатывающего станка. Англия стала производить столько железа, что начала продавать его в другие страны.  

Развитие промышленности и торговли, вызвавшее рост перевозок, заставило англичан задуматься об улучшении дорог и транспорта. Джон Меткалф предложил укреплять дороги щебнем и прокладывать по краям от неё канавы для стока воды. Благодаря этому дороги стали меньше походить на непролазные болота после сильных ливней. Это заметно улучшило сообщение между городами и сократило время в пути. Для перевозки тяжёлых грузов стали активно строить речные каналы. Доставка товаров и грузов стала значительно дешевле. 

VI. Первичное закрепление.

- К каким последствиям привёл промышленный переворот?

Промышленный переворот затронул практически все сферы общественной жизни. 

В экономике началась индустриализация. Новые предприятия росли как грибы после дождя. Выросло и количество городов, а население старых увеличилось за счёт притока бывших крестьян, искавших работу.

(запись в тетради)

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства и на этой основе переход от аграрного к индустриальному обществу.

Произошли изменения и в обществе. Если раньше работник мануфактуры надеялся однажды накопить немного денег, купить несколько станков и открыть дело, то теперь завести оснащённую машинами фабрику рабочий на свои сбережения не мог. Так окончательно сформировались два класса - буржуазия (предприниматели) и пролетариат (наёмные рабочие). 

-Назовите преимущества промышленного переворота?

Преимущества промышленного переворота:
а) на смену мануфактуры пришла фабрика, ручной труд сменился машинным;
б) увеличилось число наемных работников и предпринимателей;
в) произошел подъем производительности труда;
г)
  Англия стала самой развитой промышленной европейской страной.

3.Положение рабочих. Работа с историческими источниками.

          Анонимная жалоба

Мой жаркий пот, мой тяжкий труд

Меня лишь к жалобам ведут.

И я в отчаянье проклял

Тот день, когда в сей мир попал.

Ни шиллинга мне не сберечь!

Придется нищим в землю лечь…

Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 год, сообщавший своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.

«…Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков… и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших, астматических и увеченных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь…»

Свидетельства XVIII века Англия о фабричных детях.

…Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников по самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну… Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.

…Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот… искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.

- Опишите, опираясь на исторические источники, каким был труд рабочих?

Работать на фабриках и заводах было очень тяжело. Трудились все и взрослые, и старики, и дети, т.к. потребность в рабочих была очень большой, а машинное производство не требовало высокого мастерства. Детей на фабрику нередко брали из приютов. 

Многие, кто работал на фабриках, умирали от болезней и увечий.

Рабочий день длился от 12 до 15 часов, зарплата была мизерной, отпусков, больничных, страховок не

существовало.

Несмотря на то, что условия труда на фабриках Англии были суровыми, эффективность предприятий была высокой из-за использования текстильных станков, то есть новых технологий.

Со временем английские товары заполонили не только Европу, но и многочисленные британские колонии. Индия, которая ещё недавно поставляла ткань в Англию, теперь стала сама приобретать более дешёвые британские хлопчатобумажные изделия.

Благодаря техническому прогрессу текстиль становился дешевле, а Великобритания стала первой экономикой мира до конца века.

 (запись в тетради)

Вывод: в Англии произошли коренные изменения. Аграрная революция высвободила огромное количество свободных рук, создала большие и рентабельные плантации.

Промышленный переворот привел к резкому увеличению производства товаров и машинному оснащению, появлению фабрик.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

1. Беседа-рассуждение с учащимися.

- Давайте сделаем вывод по нашему уроку. Что Вам запомнилось больше всего?

В XVIII в. Англия укрепила свои политические и экономические позиции в Европе и мире. Основную роль в этом сыграл промышленный переворот, преобразивший жизнь Англии, а затем и других стран. Промышленный переворот заложил основы новой, индустриальной цивилизации.

- Молодцы, я рада, что вы внимательно слушали!

2. Оценивание.

Оценки за активную работу на уроке.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: прочитать на странице 204 «Золотой треугольник» и нарисовать движение товаров в тетради по круговой стрелке. Параграф 22 (вопросы и задания).


 

Тимошкинская ООШ» - филиал МБОУ «Шиловская

Тимошкинская ООШ» - филиал МБОУ «Шиловская

Цель: формирование знаний о становлении новой индустриальной эры в истории на примере

Цель: формирование знаний о становлении новой индустриальной эры в истории на примере

Вид используемых на уроке средств

Вид используемых на уроке средств

Что же это такое промышленный переворот?

Что же это такое промышленный переворот?

IV . Первичное усвоение новых знаний

IV . Первичное усвоение новых знаний

Фермер привлекал на работу низкооплачиваемых батраков, а те, в свою очередь, могли заработать себе на жизнь

Фермер привлекал на работу низкооплачиваемых батраков, а те, в свою очередь, могли заработать себе на жизнь

Однако теперь ткачам не хватало пряжи, из которой делалась ткань

Однако теперь ткачам не хватало пряжи, из которой делалась ткань

Успехи металлургии связаны с открытием

Успехи металлургии связаны с открытием

Меня лишь к жалобам ведут. И я в отчаянье проклял

Меня лишь к жалобам ведут. И я в отчаянье проклял

Англию, теперь стала сама приобретать более дешёвые британские хлопчатобумажные изделия

Англию, теперь стала сама приобретать более дешёвые британские хлопчатобумажные изделия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2023