Урок 9
Идем в музей. Национальная одежда
Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о национальной одежде, орнаменте; создать условия для развития умения рисовать орнамент.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Национальная одежда, сундук, платье, сарафан, фартук, фуражка, мужская рубашка, пояс, штаны. Вышивка. Орнамент, виды орнамента. Правила рисования. Рисование эскиза. Соблюдение пропорций. Разукрашивание мелких и крупных узоров.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
• познавательные: общеучебные – грамотное и ясное выражение своей мысли; знание и соблюдение правил поведения учащегося в общественных учреждениях (на выставке, в музее) и на улице (в природе); логические – анализ национальной одежды, выявление взаимосвязи искусства с литературой, музыкой; постановка и решение проблемы – формулирование проблемы, осуществление поиска путей ее решения;
• регулятивные: проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий и решению выдвинутой проблемы;
• коммуникативные: уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности, интересно рассказывать о своих наблюдениях, находках, впечатлениях, представлениях.
Личностные: стремятся к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию орнамента; выражают эмоционально-ценностное отношение к искусству.
Тип урока: изучение нового материала/решение учебной задачи.
Образовательные ресурсы.
Зрительный ряд: иллюстрации (сундук, платье, сарафан, фартук, фуражка, мужская рубашка, пояс, штаны, вышивка, орнамент). Мультимедийная презентация.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Улыбнитесь друг другу. Подумайте о чем-нибудь хорошем. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо. И пусть это настроение будет с вами на протяжении всего дня. Давайте настроимся на урок, будьте внимательны, сегодня мы узнаем много интересного.
– Девиз нашего урока – «У нас все получится!».
II. Изучение нового материала.
– Как вы думаете, что это такое? (Коробка, ящик.)
– Сейчас я скажу волшебное слово и мы узнаем, что это такое. Рэкс-пэкс-фэкс.
– Ну и что же это? (Сундук.) (Мультимедийная презентация, слайд 3.)
– А вы где-нибудь видели эту вещь? (В деревне, на рисунках, у нас в кабинете, в музее.)
– Правильно, ребята, при посещении музея мы видели настоящий старинный сундук.
– Нет ли у кого-нибудь сундука дома? (Нет.)
– А раньше он был в каждом доме. Как вы думаете, для чего он был нужен? (На него садились, складывали вещи, а вовнутрь можно было что-нибудь положить.)
– В нынешней жизни сундук заменили шифоньеры, шкафы. Этот предмет уходит из нашей жизни в историю. Вы знаете много сказок, где используется сундук. Во всех сказках с сундуком связана какая-нибудь тайна. Давайте посмотрим, а какая тайна лежит в нашем сундуке.
– Я вижу здесь много красивых вещей, помогите мне в них разобраться.
– Что вы видите у меня в руке? (Это платок – женский головной убор, который носили наши бабушки.)
– Правильно, это женский головной убор. Его шили, вязали и вышивали вручную. Обратите внимание на вышивки.
– Что они напоминают?
Платье (сарафан). Женское платье шили из однотонных тканей – сатина, шелка, со стоячим воротом и вырезом на груди. Сельский женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой. (Мультимедийная презентация, слайд 4.)
Фартук. (Мультимедийная презентация, слайд 5.)
– Что вы знаете о фартуке, зачем его надевают? (Мамы дома надевают, в школах дети надевали.)
– Правильно, фартук надевали чтобы не замарать платье. Но так как он закрывал большую часть платья, женщины украшали его вышивкой. Красивая вышивка говорила о женщине, как о мастерице.
Мужская рубаха. Шилась из однотонного материала, была прямого покроя до колен, имела широкие и длинные рукава. (Мультимедийная презентация, слайд 6.)
Фуражка – это мужской головной убор.
Мурмолка (позже «ермолка») – меховая или бархатная шапка с плоской тульей. (Мультимедийная презентация, слайд 7.)
Пояс являлся обязательным атрибутом одежды. В длину он был до 5 метров, а в ширину 60–70 см. Пояса обычно шили из яркого однотонного ситца. (Мультимедийная презентация, слайд 8.)
– Как вы думаете, для чего нужен был пояс? (Чтобы подвязывать одежду.)
Штаны относятся к мужской одежде. Они были длиной до щиколоток, без карманов. (Мультимедийная презентация, слайд 9.)
– Ребята, помогите мне разделить эту одежду на две группы. Кто догадался, какие две группы это будут? (Одежда для мальчиков и девочек.)
К доске выходят два ученика и приклеивают надписи с названием одежды к доске.
– А сейчас я накрою наш сундук волшебным платком, и должно произойти чудо.
В дверь заходит девочка в народном костюме.
– Где вы видели людей в такой красивой одежде? (На концерте, на городских праздниках.).
– Чтобы и у нас было праздничное настроение, давайте попросим девочку станцевать для нас. Мы тоже вместе с ней потанцуем. Старайтесь успевать в такт музыки.
– Спасибо вам большое, садитесь, ребята.
– В нынешней жизни людей в национальной одежде можно увидеть в фольклорно-музыкальных ансамблях. А еще на картинах художников.
В старину в таких нарядах ходили все. Женский костюм, который шили из более дешевого материала, украшали вышивкой.
– Как вы думаете, зачем это делали? (Чтобы одежда была красивой и нарядной и привлекала к себе внимание, не была скучной.)
– Что изображали на этих узорах?
– Все эти национальные декоративные узоры называются орнаментом. (Рассматривание на рисунках видов орнамента.)
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
III. Творческая работа учащихся.
– Сегодня в нашей мастерской каждая группа самостоятельно будет расписывать одежду для кукол понравившимся орнаментом. Но прежде чем вы приметесь за работу, вспомним правила рисования:
1. При рисовании эскиза нельзя сильно нажимать на карандаш.
2. Соблюдайте пропорции.
3. Сначала разукрашивайте мелкие узоры, а потом крупные.
4. Не мешайте своему соседу.
Звучит медленная музыка.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
– Что делали?
– Давайте посмотрим, у всех ли работы получились?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.