Конспект урока по курсу "История Великой Отечественной войны"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Образовательная: - систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; - раскрыть историческое зна¬чение победы советского народа в Великой Отечественной войне; Развивающая: – развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.; Воспитательная: - формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.
Иконка файла материала урок обобщения по курсу История ВОв.docx

Профессия: «Мастер общестроительных работ»

Дисциплина: История Великой Отечественной войны

Преподаватель: Каламайко М.С.

Предоставить выполненные задания дл проверки в одном из видов:

- в электронном виде на электронную почту 

- в письменном  - выполненное задание предоставить в рукописном виде после возобновления занятий или при выходе на учебную практику.

Все вопросы можно задать по электронной почте

 или телефону

 

Урок № 31-32                                                           

Тема:  Итоговое обобщение.

Образовательная: - систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

- раскрыть историческое зна¬чение победы советского народа в Великой Отечественной войне;

Развивающая: – развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.;

Воспитательная- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Содержание учебного материала

         22. июня 1941г. в 4 .00 утра вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов.

         Сегодня тема нашего урока «Великая Отечественная война» повторительно-обощающий урок..

         Цель нашего урока – вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне. 

         2021 год – год 76 годовщины Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Снова и еще раз вспомним военные дороги советских солдат. Вспомним, как это было. Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!».

ЗАДАНИЕ № 1. КЛАСТЕР.

         Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Напишите «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне.

Великая Отечественная война
 

 

 

 

 

 

 


ЗАДАНИЕ №2.  БЛИЦ – ТЕСТ

1. Какие территории были присоединили к СССР в 1939 г? (____________,________).

2. Когда и какими действиями началась Вторая мировая война? («___»______г., _________ напала на ____________).

3. Что такое “Барбаросса”. (_________________________________).

4. Когда был утверждён этот план? (____________________)

5. Верховный Главнокомандующий Красной армией с 8 августа 1941 г. (___________).

6. Людские потери СССР в Великой Отечественной войне? (__________.)

7. Начало блокады Ленинграда? (_____________ 1941 г.)

8.Битва под Москвой? (________________________ г.)

9. Два самых крупных сражения в В.О.В.? (______________, ___________________)

10. Открытие Второго фронта в Европе. («___»  _______ 1944 г).

11. Кто руководил обороной Ленинграда? (_____________).

12. Как Вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для Сталина? (_________).

         РАССКАЗ ПРО ЗОРГЕ.

i.jpg         Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Рихард Зорге был одним из выдающихся шпионов. Он работал на разведку СССР в 30-40 годах 20 века. Именно Зорге сообщил о плане Германии напасть на СССР и даже указал дату – 22 июня. Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР. Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне.

maxresdefault.jpg         В 1943 году в Японии Зорге был арестован. Советское руководство отрицало факт принадлежности Зорге к внешней разведке Советского союза и отказалось его обменять.  Через год Рихарда Зорге казнили. Только в 1964 году правительство СССР присвоило звание Героя Советского Союза посмертно.

    Такой была обстановка накануне Великой Отечественной войны.

 

         Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны.

ЗАДАНИЕ № 3. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ВОВ.

Соотнесите даты с событиями и запишите в тетради:


1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Битва за Берлин                          

  А) 17 июля 1942 -2 февраля 1943 гг.                              

  Б) 16 апреля - 1 мая  1945 г.

 В) 30 сентября 1941 – 20 апреля 1942 гг

   Г) 5 июль -23 августа 1943 г.

  Д) 8 сентябрь 1941 – 27 января 1944 г.


 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

        

ЗАДАНИЕ № 4. СОВЕТСКИК ВОЕНАЧАЛЬНИКИ ВОВ.

         А сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. Сейчас на экране вы увидите портреты советских военачальников. Вы должны сказать как их зовут.

i (1).jpg

1)Георгий Константинович Жуков   2)Конев Иван Степанович  

3)Рокоссовский Константин Константинович   4)Василевский Александр Михайлович 5) Клемент Ефремович Ворошилов 6) Еременко Андрей Иванович1)Георгий Константинович Жуков (1896-1974) - советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал - фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

Сообщение ученика

2) Иван Степанович Конев (1897 -1973). Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза. Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам - звание солдатского маршала.

Сообщение ученика.

3) Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968) - советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944). Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Руководил крупными операциями - Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск. Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин. Командовал историческим Парадом Победы в Москве.

Сообщение ученика

4) Василевский Александр Михайлович (1895 – 1977 гг.). Родился в Ивановской области. В 1915 году закончил Алексеевское военное училище. Участник Первой мировой войны. С 1919 году он стал служить в Красной Армии. В 1926 году был направлен в Академию Генштаба. Успешно окончил ее. С лета 1942 года он руководит Генштабом. В 1943 году получил звание Маршала Советского Союза. В годы ВОВ освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, Восточную Пруссию. Разгромил японскую Квантунскую армию. 

5) Клемент Ефремович Ворошилов  (1881 – 1969 гг.). Родился в с. Верхнее, Екатеринославская губерния, Российская империя (ныне Лисичанск, Луганская область, Украина) — 2 декабря 1969, Москва, СССР) — российский революционер, советский военный, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза (1935 год). Начальное образование Ворошилов получил в 14 лет в двухлетней земской школе волостного села Васильевка Славяносербского уезда. С 1896 года работал на Екатерининском заводе ДЮМО, с  1903 года работал в городе Луганске на паровозостроительном заводе Гартмана. В годы Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов — член Государственного комитета обороны (ГКО) с его образования 30.06.1941 по 22 ноября 1944 года. С 10 июля 1941 г. главнокомандующий войсками Северо-Западного направления.  В 1943 году К. Е. Ворошилов участвовал в работе Тегеранской конференции. Под руководством К. Е. Ворошилова был разработан «Документ о безоговорочной капитуляции Германии» от 3 февраля 1944 года.

6) Еременко Андрей Иванович (02(14).10.1892 - 19.11.1970). Родился в  с. Марковка, ныне Ворошиловградской обл., советский государственный и военный деятель, военачальник. Маршал Советского Союза (1955). Герой Советского Союза (29.07.1944), Герой ЧССР (1970). Родился в семье украинского крестьянина. В армию призван в 1913 г. В годы Первой мировой войны сражался на Юго-Западном фронте в Галиции. В Красной Армии с 1918 г.  Проходил обучение в Ленинградской высшей кавалерийской школе, которую окончил в 1923 г., а в 1935 г. — Военную академию им. М.В. Фрунзе.  В начале Великой Отечественной войны с 30 июня по 2 июля генерал-лейтенант А.И. Еременко — командующий войсками Западного фронта.

          В августе 1942 г. он был назначен командующим войсками Юго-Восточного и Сталинградского фронтов.  С марта 1945 г. А.И. Еременко — командующий войсками 4-го Украинского фронта, участвовал в Пражской наступательной операции 1945 г., завершившейся окружением и пленением основных сил группы армий «Центр» и части сил группы армий «Австрия». Избирался депутатом Верховного Совета СССР в 1946–1970 гг. Урна с прахом А.И. Еременко захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

 

ЗАДАНИЕ № 5. МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ИСТОРИЧЕСКИЕ МЕСТА».

         Продолжаем наше путешествие во времени, сейчас мы отправимся по историческим местам Великой Отечественной войны.

1. Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость.

 (Брестская крепость).

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город. i (3).jpg

 

1)    Смоленск

 

2)    Курск

 

3)    Ленинград

 

     4) Брест

 

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, н

о врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы?

 

 

 

1) Москва

 

2) Одесса

 

3) Севастополь

 

 

4) Ленинград

 

 

 

 

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны?

 

 

1)    Москва

 

2)    Одесса

 

3)    Севастополь

 

      4) Ленинград

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила?

 

6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось?

 

7. В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под…

zfrwI9uMHug.jpg

 

 

 

 

 

1) Киевом

 

2) Ленинградом

 

3) Сталинградом

 

4) Москвой.

 

 

 

 

 

 

 

***ЗАДАНИЕ №6. РАССУЖДЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ.

1.      В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах.

2.      Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

3.      Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили этот город?

4.      Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?

5.      Только ли взрослое население защищало свою Родину?

 

ЗАДАНИЕ № 7.

1.                 История в памятниках.Укажите название памятника, где он находится:

А) «_____________________________________________________________»

 

 

Б) «_____________________________________________________________»

 

img23 (1).jpg

 

В) «______________________________________________________________»

 

XXL.jpg

 

 

 

 

Г) «___________________________________________________________»

 

Krasnodon-gorod-partiza.jpg

 

Д) «_____________________________________________________________»

den_soldata.jpg

8f6f19fccc62191dffc83bfaceb9eed0.jpg

 

Подсказки:

- “Мужество” Брестская крепость;

-  “Разорванное Кольцо”, на  берегу Ладожского озера, Ленинградская область;

-  Мамаев курган. Волгоград. Монумент “Родина-мать зовёт!”;

- Памятник “Неизвестному солдату” у Кремлёвской стены;

-  Памятник «Алеша» в Болгарии;

-  Мемориал «Непокоренные», г. Краснодон.

 

Самокнтроль

1.     Повторить пройденный материал, подготовиться к дифференцированному зачету..


 

2.