Конспект урока по литературе
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
24.02.2023
Конспект урока по литературе
Урок решения учебной задачи с использованием шестиугольного обучения как одного из приемов  развития критического мышления. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ученик  должен быть вовлечен в процесс обучения,  учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. В работе используются шестиугольные карточки, которые называются гексами. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям. На данном уроке использован именно такой вариант работы с маркированными шестиугольниками (гексами). Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам. На предложенном уроке детям предлагаются карточки-шестиугольники зеленого цвета с цитатным описанием героев из текста (возраст, внешний вид); карточки-шестиугольники желтого цвета - с описанием характера героев; карточки-шестиугольники красного цвета - цитатные описания героев из текста (впечатление автора о мальчике)., которые нужно разделить на 5 групп, определив персонажей рассказа. При этом, в пустые карточки -шестиугольники записать имена героев рассказа, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.
Шилина И.П. конспект урока по литературе.docx

Конспект  урока

по теме «И.С. Тургенев  «Бежин луг».

Шилина Ирина Петровна

Гоношихинская СОШ, филиал МКОУ «Новозыряновская СОШ»

Учитель

Литература

Класс: 6

Тема урока: Образы крестьянских детей  в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей.  2

Учебник для учащихся 6 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014. 

Цель урока показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

Задачи урока:

Образовательные: найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитательные: создавать условия для развития  познавательного интерес к предмету, используя элементы игры и занимательности.

Планируемые  результаты обучения:

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют  имеющиеся; понимают, в чем значение знаний для человека.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Предметные: умение проводить анализ художественного текста.

Формируемые  УУД:

Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные УУД: планируют необходимые действия, операции;  принимают и сохраняют учебную задачу;

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции;

исправляют  и объясняют ошибки; оценивают свою работу.

Познавательные УУД: осознают учебно-познавательную задачу; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно - следственные связи; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют; приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах; задают вопросы, отвечают на вопросы других; учатся ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, учатся осуществлять коммуникативную деятельность, использовать  правила общения в конкретных учебных ситуациях;  формулируют, высказывают и обосновывают собственные мысли.

Тип урока: урок  решения учебной задачи.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: ноутбук, проектор,  слайдовая презентация «Портреты русских художников»; набор шестиугольников:  пять пустых шестиугольников; пять шестиугольников зеленого цвета с цитатным описанием героев из текста (возраст, внешний вид);   пять шестиугольников желтого цвета с   описанием характера  героев; пять шестиугольников красного цвета с цитатным описанием героев из текста (впечатление автора о мальчике).

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим работу по рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».  Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения И.З.Сурикова «В ночном».

Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

Всё темней, темней и тише…
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;

И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.

Сказочные герои в этом стихотворении взяты из «бабушкиных сказок».

-Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей — герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер («огонек»), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения.

-В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма — участники многих сказок. В одних сказках о них только упоминается, в других они — главные герои. В «весенней сказке» «Снегурочка» вы встречали лешего, а ведьму и змея — во многих русских народных сказках и сказках других народов. Но в народных сказках эти герои никогда не бывают в центре повествования. Обычно сильные и смелые главные герои сталкиваются с их кознями и в тяжкой борьбе с ними побеждают злобных и страшных врагов.

II. Актуализация знаний.

-Что общего видите вы в рассказе «Бежин луг» и в стихотворении «В ночном»? Что их отличает? Попробуйте дать обоснованный ответ.

И в рассказе «Бежин луг», и в стихотворении «В ночном» авторы рассказывают об обычной по тем временам заботе деревенских мальчишек: пасти лошадей на лугу по ночам, потому что днем животным мешали щипать траву многочисленные насекомые. Это было серьезным делом подростков: лошади в крестьянской семье были ценной рабочей силой, и важно было, чтобы они были сыты.

И. С. Тургенев рассказал о реально происходившем событии: пятеро мальчиков пасли лошадей на Бежином лугу, в Орловской губернии. Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую ночь, и каждого из ребят, слышим их рассказы у костра.

И. С. Суриков в своем стихотворении рисует, как несется табун лошадей по пути в ночное, и немного говорит нам о том, какие мысли и чувства возникают в сознании ребятишек, когда становится темно и разыгрывается их фантазия. «Вот с метлой несется ведьма», вот — «мчится леший», «змей летит крылатый»… «Детям боязно». Спасаясь от своих страхов, они разводят костер.

Тургенев рисует панораму событий и характеров. Суриков дает общую поэтическую картину события.

Посмотрите на слайд. Что это перед вами? (портреты).

Что такое портрет? (описание внешности).

Для чего нужен портрет, что он нам дает? (как выглядит человек, т.е. представление о человеке).

Теперь посмотрим, как художники в разное время описывали внешность человека (слайд). Это портрет Екатерины 2  художника Левицкого. Жанр портрета – парадный. Что значит «парадный?»

Что можно сказать об этом портрете?

Как вы думаете, что будет являться главным в подобном портрете? (показать принадлежность к профессии, государственной деятельности).

Далее – портрет конца 18 - начала 19 вв. Боровиковский, портрет князя Куракина. Это портрет в духе классицизма. Что важно здесь показать художнику? (показать место человека в государстве, возвеличивание его). Обратите внимание на детали - на кисти и краски    (облагораживает, приукрашивает).

- Кто были героями портретов? Люди какого сословия? (дворяне, монархи)

- Изображал  ли кто-то народ? Посмотрите на портрет первой половины 19 века. Венецианов, «Жница». Кто изображен? (крестьяне)

- Какой он её изобразил? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне?

- Как вы думаете, передается ли характер в портретах?

- Скажите, только ли в живописи мы встречаемся с портретом? (нет, и в литературе).

- Верно. Вспомните произведения Тургенева, где встречается портрет. («Муму» - Герасим, «Бежин луг» - мальчики).

- Передается ли там характер героя через портрет?

Если сравнить с живописью, к какому бы периоду вы бы отнесли портреты Тургенева? (ближе к Венецианову).

Запись темы урока (слайд).

III. Постановка учебной задачи.

- Итак, мы не зря начали урок с обращения к стихотворению Сурикова в сравнении с рассказом Тургенева «Бежин луг». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о портретах мальчиков).

- А что нам может дать описание внешности? (достаток, характер).

Итак, сформулируйте тему нашего урока.

Какие цели поставим?

IV. Первичное осмысление текста и его анализ.

- Обратимся непосредственно к тексту произведения.

-Что значит выйти «в ночное»?

-А что значит для мальчиков «ночное»?

- Где ребята пасли лошадей? (проектная работа:

рисунки детей Бежина луга в представлении детей по описанию в рассказе Тургенева;

индивидуальное задание:   Никита подготовил сообщение о происхождении Бежина луга.

-Как относится герой-рассказчик  к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаём? (своё отношение к мальчикам герой-рассказчик передаёт с помощью описания).

Самостоятельная работа. Работа в группах. Ученики собирают гексы согласно  характеристикам героев.

- Работаем в группах с шестиугольниками.

- У каждой группы есть шестиугольники с текстами.   Внимательно прочитайте тексты. Какого характера тексты?

Что такое портрет?

Что можно узнать по портрету?

 Ваша задача – определить, о ком из героев идёт речь и записать имя в пустой шестиугольник.

- Представитель от группы зачитывает   отрывки и называет имя того, о ком идет речь (показать портрет). Составляем общий пазл.

- Скажите, а сколько всего мальчиков в произведении?

- Теперь давайте посмотрим, как Тургенев изображает детей? Как он строит описание внешности, на что старается обратить внимание?

Павлуша – смелый, уверенный, умный.
Костя – задумчивый, печальный, любопытный.
Федя - гордый, любопытный.
Илюша - смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Это вы увидели в записях на шестигранниках впечатление автора о мальчиках. Какого цвета эти шестигранники?

 Итак, сделаем выводы. Что нам дает портрет? Что мы можем понять по нему? (Представление о герое, характер).

V. Физкультминутка

А теперь закройте глаза. Прикройте их ладошками и мысленно погрузитесь в темноту летней ночи. Представьте, что вы сидите у костра на поляне, кругом тишина, только потрескивают поленья, да сверчки трещат. Перед вами – яркий огонь, а за вами черным-черно. И вот вы начинаете рассказывать друг другу разные истории…

VI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление.

А теперь вернемся к нашему уроку. Мальчики в рассказе тоже рассказывают разные истории.

Инсценировка «Рассказы мальчиков»

- Как открылись вам мальчики в этом отрывке? Что общего у детей рассказа? В чём отличие этих детей?

- Какие истории они рассказывают? (страшные, о нечисти, потусторонних силах)

- Обратили ли вы внимание на то, каким словом называет Тургенев рассказы мальчиков? (слайд) «россказнями»-«преданиями»-«поверьями» (современные учёные «предания» и «поверья» называют «быличками»)

Обратимся к словам эпиграфа: (слайд) «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души». В.Г. Белинский.

запись в тетрадях.

- Что можно сказать о мальчиках по их рассказам? (суеверные, боязливые, верят в чудеса)

- Кроме одного мальчика. Какого? (Павлуши).

Что мы можем сказать о нем? Как он рассказывает истории? (с иронией относится к таким историям, не верит, смелый).

- Есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами? (В каждом рассказе мальчика проявился его характер, его отношение к жизни. Павлушу в рассказе «Бежин луг» мы видим  решительным, смелым, умным, он иронично относится к нелепым суевериям. Илюша,  рассказывая свои былички, верит в них, как, впрочем, и все остальные дети у костра).

- Как вы считаете, дети интересны охотнику?   (Дети интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все истории. Охотник не уснул у костра, а с любопытством наблюдал за ребятами).

- Как вы думаете, а кто больше нравится автору? Ответы учащихся:

(Павлуша сильный, ловкий, смелый)

- Почему? (он погибает, упав с лошади).

Итак, мы видим, что характеристика героя складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это … (портрет). Во-вторых, … (рассказ самого героя). В-третьих, (слово автора о нем).

- Кто из мальчиков вам больше понравился? Предположения учащихся:

(не очень красивые, тщедушные, хилый, слабый, мягкие, робкие;

восхищаются природой, ценят ее красоту).

- Что же происходит с Павлушей в конце рассказа?

- Ожидали ли вы такую судьбу Павла?

- Есть ли в портрете предвидение его будущей судьбы?

- И вот теперь давайте посмотрим, почему Тургенев обращается к образам детей, и именно крестьянских детей. Для начала, почему дети? (Дети – это будущее, будущее крестьян).

 Если дети в общем – это будущее, то крестьянские дети – это чье будущее?

Высказывания о народе В.Г. Белинского (слайд)

«Народ – дитя, но это дитя растет и обещает сделаться мужем, полным силы и разума... Он еще слаб, но он один хранит в себе огонь национальной жизни»

- Как бы связали это высказывание с рассказом?

- Что общего у детей в описании, характерах?

- Связано ли это как-то с тем, что они крепостные?

А как они относятся к природе?

VII. Обобщение.

Давайте сделаем выводы. Нам важно было понять, как Тургенев изображает детей. Что мы увидели через портрет и рассказы мальчиков? (Их характеры, их духовный мир).

В каждом портрете есть загадка. Тургенев словно зовёт читателя вглядываться, вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Хотя оно и показывает недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургеневым это способные дети. Каждый из них отличается своим особым характером.

- Знаете ли вы, какая наука изучает душу человека? Душу человека изучает психология. Исходя из этого, как бы мы назвали портрет Тургенева. психологический.

- Но нужно помнить тему и идею сборника «Записки охотника». Еще раз – какова тема и идея? Изображение простого народа; протест против крепостного права.

- Верно. И это уже социальная сторона. Скажите, что в себе сочетает портрет Тургенева? Портрет у Тургенева совмещает в себе психологическую и социальную стороны (запись в тетради)

VII. Рефлексия.

Подведем итоги.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему научились?

Что вам понравилось на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

IX. Домашнее задание.

1.     Творческое задание: Написать короткий портрет друга, родственника.

2.     Поразмышлять: как вы представляете себе в дальнейшем судьбу мальчиков?

3.     Кого бы вы взяли из мальчиков к себе в товарищи и почему?


 

Конспект урока по теме « И

Конспект урока по теме « И

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, полученной в результате чтения или аудирования

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, умение вести самостоятельный поиск информации, полученной в результате чтения или аудирования

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: ноутбук, проектор, слайдовая презентация «Портреты русских художников»; набор шестиугольников: пять пустых шестиугольников; пять шестиугольников зеленого цвета с цитатным описанием…

Техническое оборудование и наглядные средства обучения: ноутбук, проектор, слайдовая презентация «Портреты русских художников»; набор шестиугольников: пять пустых шестиугольников; пять шестиугольников зеленого цвета с цитатным описанием…

И какие-то все в белом Тени в поле ходят…

И какие-то все в белом Тени в поле ходят…

Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую ночь, и каждого из ребят, слышим их рассказы у костра

Прочитав этот рассказ, мы представляем себе и теплую июльскую ночь, и каждого из ребят, слышим их рассказы у костра

Какой он её изобразил? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне? -

Какой он её изобразил? Как вы думаете, такими ли были на самом деле крестьяне? -

Самостоятельная работа. Работа в группах

Самостоятельная работа. Работа в группах

А теперь вернемся к нашему уроку

А теперь вернемся к нашему уроку

Почему? ( он погибает, упав с лошади)

Почему? ( он погибает, упав с лошади)

В изображении Тургеневым это способные дети

В изображении Тургеневым это способные дети
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023