Конспект урока по литературе «Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба драматурга» (9 класс)

Конспект урока по литературе «Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба драматурга» (9 класс)

Медиа
Разработки уроков
docx
Русская литература
28.11.2019
Конспект урока по литературе «Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба драматурга» (9 класс)
Документ Microsoft Word (4).docx

Тема: а. с. ГРИБОЕДОВ: ЛИЧНОСТЬ и судьба драматурга.

 Тип урока: изучение биографии писателя.

Цели урока: ознакомить учащихся с личностью, трагической судьбой и творчеством А.С. Грибоедова; раскрыть процесс духовного становления личности А.С. Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; развить навыки самостоятельной работы с исследовательской литературой и выступления с индивидуальными сообщениями; воспитывать чувство любви к родине на примере выдающейся дипломатической деятельности А.С. Грибоедова.

Методы: репродуктивный, эвристический.

Приемы: рассказ учителя о творчестве писателя, беседы, просмотр фрагмента из фильма, выступления с сообщениями, чтение и конспектирование учебника.

Виды деятельности учащихся: подготовка сообщений, ответы на проблемные вопросы, запись важных положений в тетрадь.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, проектор

           Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с Человеком с большой буквы, мудрым дипломатом, талантливым музыкантом, великим поэтом и драматургом, жизнь которого была очень коротка, но за эту недолгую жизнь он успел сделать очень многое.

Действительно, наши знания о жизни Александра Сергеевича Грибоедова очень скудны, но сегодня на уроке мы постараемся узнать много из того, что известно об этом уникальном человеке.

 II.Работа над темой урока.

1.     Вступительное слово учителя( с элементами беседы)

Учитель. Именем Александра Сергеевича Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое, бессмертное произведение – комедию «Горе от ума». Значение и влияние таких произведений «выходит далеко за пределы их исторической эпохи».

Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством комедии, блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна.

Кто он был? Драматург? Военный? Дипломат? Музыкант? Политик? Может быть, все вместе? Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 января 1795 года в Москве. Начальное образование Грибоедов получил дома, а в 1806 году поступил в Московский университет на словесное отделение философского факультета, затем в 1808 году перешел на юридическое отделение.

Александр Сергеевич страстно увлекался учением: за 6,5 лет прослушал курсы трех факультетов, брал уроки у видных ученых того времени, изучал древние и иностранные языки, серьезно занимался музыкой, причем был не только тонким знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли два вальса Грибоедова, послушайте один из них.

Звучит вальс А. С. Грибоедова.

После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?

Вывешиваются портреты А. С. Грибоедова работы Машкова, Уткина, Каратыгина.

Если внимательно всмотреться в эти портреты, невольно приходит мысль: а не разные ли это люди? Повторяется только одно – очки. Так, на знаменитой гравюре Н. Уткина 1829 г. – задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На более раннем портрете работы П. Каратыгина (1828 г.) – надменный профиль с длинным носом, с застывшей усмешкой – «холодный», уверенный в себе чиновник.

На акварели В. Машкова 1827 г. – тонкогубый, задумчивый человек, с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет, написанный много лет спустя после смерти поэта, в 1873 г., художником И. Крамским. Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полуусмешке… Холодный лик…

Так каким же он был на самом деле?

Каким его видели современники?

1-й ученик. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией». (Б. Андреев.)

2-й ученик. «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как и в его приемах – умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице». (А. Бестужев.)

Учитель.  Грибоедов принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявляла себя противницей насилия и жадно мечтала о новой, «свободной» жизни:

                   По духу времени и вкусу

                   Он ненавидел слово « раб »…

Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими активными участниками декабристского движения.

Он писал:

               …Не наслажденье жизни цель,

               Не утешенье наша жизнь.

               О, не обманывайся, сердце!

  (Отрывок из стих. «Прости, отечество!»)

В 1817 г. Грибоедов участвует в дуэли в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого им события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и «праздной рассеянностью». Ему предложили отправиться на дипломатическую службу либо в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию.

Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. «Секретарь бродячей миссии» – так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел «Горя от ума».  

Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Комедия дошла до читателей России в виде «списков» (отрывки с цензурными правками). Успех был потрясающий. «Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет» (из письма Грибоедова С. Н. Бегичеву, июнь 1824 г.).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 г.; первоначально называлось оно «Горе уму».

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт: столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной дворянской средой. В итоге «горе» от собственного ума полной мерой испил сам автор. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

Грибоедов постоянно вращался в среде будущих декабристов. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь, в крепости «Грозная», он был арестован 22 января 1826 г. «высочайшим повелением – по подозрению в принадлежности к тайному обществу». В течение четырех месяцев заключения его несколько раз допрашивали; он отрицал свое участие в декабрьском восстании, и его друзья-декабристы подтвердили его показания.

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы, в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов, благодаря которому и был подписан мирный договор.

Грибоедов с почетом был принят императором Николаем I, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Выдающийся дипломат, Грибоедов мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие предложения и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в «политическую ссылку».

Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил».

2.Любовь Грибоедова. Гибель А.С. Грибоедова.

Сообщение ученика

 

Дочь своего друга, Нину Чавчавадзе Александр Грибоедов знал еще маленькой. Он учил ее играть на фортепиано. Нина, будучи тогда шестилетней девочкой, думала, что если бы у нее были такие замечательные очки, то ей бы значительно легче давалась музыка.

Следующая их встреча произошла 16 июля 1828 года в Тифлисе. Грибоедов увидел прекрасную девушку, которая поразила его бездонными глазами и нежным лицом. В Нине уже тяжело было узнать бывшую ученицу, маленькую девочку с растрепанными косичками.

Просмотр фрагмента фильма «Больше чем любовь Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе» (с 11:00 по 14:47)

Семейное счастье их продлилось недолго. Грибоедову нужно было уезжать в Персию, где и произошли страшные события, связанные с его гибелью.

30 января 1829 года огромное количество людей собралось в мечетях Персии. Разъяренная толпа направилась к дому, где располагалась русская миссия. Охрана попыталась оказать сопротивление, но была бессильна. Два десятка дипломатов собрались у дверей и мужественно защищались, но их силы были неравными. Представителей миссии забрасывали камнями, а потом и подожгли крышу. Все дипломаты были убиты, в том числе и Александр Сергеевич Грибоедов.

Просмотр  фрагмента фильма «Тайны века. Александр Грибоедов: Ослепительно короткая жизнь» (с 39:58 по 51:25)

 

На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней.

Звучит музыка Бетховена.

Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

В записках барона К. К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения толпы, пришли, когда «все было кончено»; очевидно, именно таким был приказ.

 

Учитель. Вот такая трагическая судьба была у этого необычайно одаренного человека.

Ученик.

               Горька судьба поэтов всех времен;

               Тяжеле всех судьба казнит Россию:

               Для славы и Рылеев был рожден;

               Но юноша в свободу был влюблен…

               Стянула петля дерзостную выю…

Ученица.

               …Или же бунт поднимет чернь глухую,

               И чернь того на части разорвет,

               Чей блещущий перунами полет

               Сияньем облил бы страну родную.

II. Итог урока.

Учитель. Стихотворением поэта-декабриста В. Кюхельбекера «Участь русских поэтов» (последняя строфа посвящена Александру Сергеевичу Грибоедову) мы и заканчиваем сегодняшний урок.

Домашнее задание: биография А. С. Грибоедова (с. 141–146); читать I и II действия пьесы; вспомнить основные правила классицизма.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)