Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"

Оценка 4.7
docx
11.01.2023
Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"
УРОК литературы БСП.docx

Блочное погружение  

Предмет литература.  Общее количество уч. часов (за год) 102 часа. Класс 5,

 учитель русского языка и литературы Колесова Ольга Валерьевна.

 

Раздел: «Из устного народного творчества» 9 часов. Тема: «Загадки». Количество часов: 1час

 

 

1.     Событие «В мире загадок».

 

2.     Цели:

 

2.1              Предметная (П)–  - выявление тематики загадок, знакомство с наиболее распространенными видами загадок;

-формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;

2.2              Надпредметные: умение отгадывать, анализировать, сравнивать, объединять загадки по темам; формирование навыка выразительного чтения.

 

а) развитие дивергентного мышления (ДМ) 

развитие способности решать проблемы, производить идеи

 б) эмпатии (Э).

развитие способности к сопереживанию, умения распознавать свои и чужие чувства, уметь управлять ими.

 

 

        

 

п/п

Основные разделы

Описание содержания

Дивергентное мышление (ДМ)  

Эмпатия (Э)  

1.

Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся

1.                       Организационный этап:

Эпиграф:

“Начало искусства слова – в фольклоре”

А. М. Горький

 

Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?

 

Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. (Самооценка ребят).

У всех хорошее настроение. Солнышко поможет нам его сохранить на протяжении всего урока.

 

2.                       Мотивационное начало

Задание 1.

 

 https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03ba/00061e39-71a88d2a/img4.jpg

 

- Ребята, когда я пришла в класс, то увидела флешку на столе. Не вы ли её оставили? (ответы детей) а кто же??? Давайте- ка, посмотрим, может быть кто-то нам передал послание.

Смотрим, что на флешке – послание от Незнайки, он просит помощи!

 

-Ребята давайте вспомним героя  Незнайку.

 

Задание 2.

 

 

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

- Незнайка просит помочь ему отгадать загадку.

Задание 3. Почему он ничего не знает? Почему мы ему сочувствуем?

 

 

  - Поэтому мы для него приготовили целый урок, который поможет ему в дальнейшем отгадывать загадки. Узнаем, что это за вид творчества.

 

 

 

 

 

 

Прогноз погоды – настроение – солнышко.

ДМ – 100%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1: ответы некоторых детей: (Незнайка — литературный персонаж, представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой трилогии Николая Носова и её многочисленных продолжений. Член Клуба весёлых человечков)

 ДМ- 20%

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

ДМ – 50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Э – 40% (Некоторые ответы): Любому делу нужно учиться, а Незнайке не хватало терпения и усидчивости, чтобы узнать, как всё правильно сделать. Он спешил и не относился к этому серьёзно. Поэтому у него ничего не получалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной) Завершается предметной диагностикой разного формата.

Задание 4. Любая книга, или произведение, как мы говорим, создана чьим-то трудом. У произведения есть автор, который в результате творческого труда создал это произведение. Чтобы что-то создать, надо иметь материал, - главный из которых язык.

 

Сегодня мы начнем разговор о произведениях с самых древних времен, когда еще и письменности не было.

 

- Это устное народное творчество.

 

- В научной литературе его называют фольклор (на доску).

 

- Эти произведения с незапамятных времен складывались народными мастерами слова, передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Новые сказители совершенствовали текст, добивались все большей выразительности, точности слова.

 

- Так дошли до нас произведения устного народного творчества.

 

Запишем: Устное народное творчество, или фольклор, - словесное поэтическое творчество народа.

Фольклор (в первом значении) – народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

 Второе значение слова – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. 

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но будем помнить, что даже словесный фольклор всегда мелодичен.

 

- Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?

 

- Ребята, какие жанры устного народного творчества вы знаете?

 

Дети подставляют к солнышку «лучики», на которых написаны жанры УНТ.

Наше «солнышко» засияло, заулыбалось, потому что вы, ребята, правильно назвали жанры УНТ. Это сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, частушки, небылицы, считалки.

 

Задание 5.

Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках.

Запишите в тетради: Загадки.

 

 А что такое загадка?

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам, действиям и подобию.

 

 Дети подставляют к солнышку «лучики», на которых написаны жанры УНТ.

ДМ – 40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5 (ответы детей)

ДМ – 30%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 6. Работа с таблицей.

(Заполнена левая часть таблицы. Совместно с учителем заполняется правая часть).

 

Устное народное творчество

Фольклор

От английских слов folk  - народ, lore – мудрость. Фольклором называют искусство народа.

Жанры фольклора

Пестушки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки.

Загадки

Определение

Загадки представляют собой свод знаний и понятий.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение («Голубой шатёр весь мир накрыл»).

Антитеза (противопоставление) («Из живого – мертвое, из мертвого – живое»).

Отрицание («Не вода, а жидкое, не снег, а белое»).

Виды загадок

Загадки-иносказания

Загадки-описания

Загадки-вопросы

Загадки-шутки

Загадки с числами

Задание 7. Это интересно

   Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому ее нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

Загадки принято было загадывать зимой, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу, нередко также до Рождества, на осенних посиделках и вечеринках, за общей работой или же на праздничных сборищах. Строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, потому что это якобы грозило ему болезнями.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их. Не случайно в мифах и преданиях враждебные человеку существа, олицетворяющие природные силы, отпускают пленных и даже погибают, если человек отгадывает предложенные им загадки.

Задание 6 ДМ

– 10%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 8.

 - Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки.

 

 

 

 

 

Задание 9. Физкультпауза

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(под минусовку частушек)

Всех ребят прошу подняться

 И немножечко размяться.

Мы похлопаем руками

И потопаем ногами,

А теперь попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

 

 Задание 10.

- Загадка удивляет и радует складной речью, метким словом.

 

Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему. Не отгадаешь – голова с плеч.

Дома вам нужно было подобрать загадки.

Когда вы дома подбирали загадки, думаю, вы заметили, что тематика загадок очень разнообразна.

 Обратимся к таблице.

 

Темы загадок

Примеры

Небо, земля, явления природы

Два быка бодаются – вместе не сойдутся (Небо и земля).

Синенькая шубёнка весь мир накрыла (Небо).

Вода, реки, ручьи

Что вверх корнем растет? (Сосулька).

Кругом вода, а с питьём беда (Море).

Насекомые

Маленький мужичок, а острый топорок (Пчела).

Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов (Муравейник).

Птицы

Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький (Курица).

Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает (Петух).

Животные

По горам, по долам ходит шуба да кафтан (Овца).

Маленький шарик под лавкой лежит (Мышь).

Человек

Не часы, а тикает (Сердце).

Без чего не может жить человек? (Без имени).

Пашня, обработка хлеба

Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет (Плуг).

Согнута в дугу, летом – на лугу, зимой – на крюку (Коса).

Лес, деревья, кусты

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью отпадает (Лиственный лес).

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голов (Берёза).

Овощи, ягоды

Не шит, не кроен, а весь в рубцах (Кочан капусты).

Посреди двора – золотая голова (Подсолнух).

    Ребята, вы увидели, какое многообразие тем использовано в загадках. Конечно, эту таблицу можно продолжать еще очень долго. Тематика загадок отражает практический опыт человека, его повседневную бытовую и хозяйственную деятельность, его знания о мире. В загадках кодируются видимые и осязаемые реалии и явления: человек. Обычно в загадке сталкиваются два предмета – описываемый и загадываемый, и в результате создается странная, совершенно фантастическая картина. Но в любом случае основным является такой способ загадывания загадки: указывается на свойства предмета загадывания, его функцию, способ изготовления, внешний вид – с замещением этого предмета другим.

Задание 11.

Закрепление изученного.

А сейчас рассмотрим, как строится загадка.

 

 

Ребята, давайте попробуем вместе составить загадку про снег. Какой он?

Можно слово “снег” заменить другим: Одеяло Ковёр Покрывало Мы говорим: снег идёт, лежит, покрывает землю. Из этих признаков можно сделать загадку: Белое пушистое одеяло всю землю укрыло. Но это слишком легко отгадывается, все признаки указаны. А если так?

 

.   Загадка раньше была связана с тайной речью. Тот, кто умел их разгадывать, владел тайной речью и имел ключ к пониманию устройства всего во вселенной. Но и сегодня загадка не умерла и удивляет нас своим разнообразием.

Задание 12.

  Ребята, предлагаю вам творческое задание

 Работа в группах

1        ряд - используя законы жанра, придумайте загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.

2        ряд – изобразите загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

3 ряд – приведите примеры загадок, которые загадывают в сказках.

 

 

 

 

Задание 7. Дети читают тексты загадки

ДМ – 60%

 

 

 Задание 8.

 

ДМ- 50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 9

ДМ – 90%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10. Дети зачитывают загадки.

ДМ – 40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 11. Ответы учеников:

Белый, пушистый, холодный

ДМ – 50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 12.

ДМ – 40%

 

 

 

 

Задание 7.

Взаимооценка

Э– 50%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждаем получившиеся варианты,

схемы, что

легче и проще

Э – 90 %

 

 

 

 

 

 

3.

Аналитическое завершение:

 

 

 

а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате

Задание 13. Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».

Составление скрайбингов.

 

Задание 10 дети рисуют итоговую по теме УНТ «ЗАГАДКИ» ДМ – 50%

Задание 10 Взаимооценка скрайбингов Э -40%

б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности

Ребята, вспомните начало урока и поднимите знак, который укажет теперь на ваше настроение.

Отправляем наш урок НЕЗНАЙКЕ.

Как вы думаете, помогли мы ему узнать что-то новое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

ДМ – 40%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Э – 30%

 

 

 

1)                 Оценка собственного участия, активности во время «блочного погружения» по 10-бальной шкале.

«Оцени собственное участие, активность в данном погружении

по 10-бальной шкале____»

 

 

2)                 Рефлексивное эссе.

  

 

A.                Опиши с какими трудностями ты встретился во время Погружения.

B.                 Выдели какие из них тебе удалось преодолеть. Как ты их преодолевал?

C.                 Какие трудности тебе не удалось преодолеть? Как ты думаешь почему? Что можно было бы сделать чтоб решить эти трудности?

 

 

 

 

 

в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке). Минимально – на сколько интересно было на уроке. Максимально – соотношение собственной оценки учителем урока с оценкой ребенком. Работа над разрывом в соотношении оценок.

Оценка  насколько  понравилось погружение   по 10бальной шкале.

«Оцени насколько тебе понравилось данное  погружение по 10-

бальной шкале____»

 

 

Завершаем погружения. Блиц –опрос. Каждый продолжает фразу: «Сегодня на уроке я почувствовал…..»

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

Э – 40%

Некоторые ответы: Сегодня на уроке я почувствовал успех. Сегодня на уроке я почувствовал радость.

 

 

 

 

 

Резюме Данное  погружение  было проведено в рамках изучения темы «Из устного народного творчества. «Загадки» УМК М.С. Меркина. В разработке представлен ход 1-го урока.  Урок выстроен с применением блочно-событийного погружения. Положительным считаю 100% вовлеченность всех обучающихся в ход урока.  Задания, направленные на развитие дивергентного мышления, вызывают большой интерес у обучающихся, повышают познавательную активность в работе, позволяют взглянуть на проблему с разных точек зрения, и найти не один, единственно верный путь решения, а множество путей решения одной и той же задачи. Содержание урока связано с фольклорными традициями народа, работая с загадками, ребята развивают мышление, делают более образной, меткой, афористичной свою речь. Помнят историю народа. Сохраняют связи с нашей Родиной.

 

 

 

 


 

Блочное погружение Предмет литература

Блочное погружение Предмет литература

Основные разделы Описание содержания

Основные разделы Описание содержания

У всех хорошее настроение. Солнышко поможет нам его сохранить на протяжении всего урока

У всех хорошее настроение. Солнышко поможет нам его сохранить на протяжении всего урока

Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся 1

Мотивационное начало «Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся 1

Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"

Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"

Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Продуктивная деятельность Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)

Фольклор (в первом значении) – народное творчество

Фольклор (в первом значении) – народное творчество

Задание 5. Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках

Задание 5. Сегодня мы будем говорить об одном жанре устного народного творчества – загадках

Продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

Задание 6. Работа с таблицей. (Заполнена левая часть таблицы

Задание 6. Работа с таблицей. (Заполнена левая часть таблицы

Задание 7. Это интересно

Задание 7. Это интересно

Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"

Конспект урока по литературе. Блочное погружение. "В мире загадок"

Задание 8. - Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки

Задание 8. - Ребята, а теперь давайте вместе будем отгадывать загадки

Задание 9. Физкультпауза ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под минусовку частушек)

Задание 9. Физкультпауза ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под минусовку частушек)

Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему

Недаром в сказках герою нередко приходится проходить испытание загадкой: отгадаешь – быть, по-твоему

Человек Не часы, а тикает (Сердце)

Человек Не часы, а тикает (Сердце)

Задание 11. Закрепление изученного

Задание 11. Закрепление изученного

Загадка раньше была связана с тайной речью

Загадка раньше была связана с тайной речью

Задание 7. Дети читают тексты загадки

Задание 7. Дети читают тексты загадки

Аналитическое завершение: а)

Аналитическое завершение: а)

Аналитическое завершение: а)

Аналитическое завершение: а)

Оценка собственного участия, активности во время «блочного погружения» по 10-бальной шкале

Оценка собственного участия, активности во время «блочного погружения» по 10-бальной шкале

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке)

Резюме Данное погружение было проведено в рамках изучения темы «Из устного народного творчества

Резюме Данное погружение было проведено в рамках изучения темы «Из устного народного творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023