6 класс
литература
Тема урока: С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке».
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути С.А. Есенина, его стихотворением «Песнь о собаке»; помочь раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, основные темы его творчества;, умение наблюдать, выделять главное в тексте,
- формировать навыки анализа произведения, развивать творческие способности и речевые навыки учащихся; способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; помочь учащимся понять удивительную красоту стихотворения; увидеть, услышать мир, созданный Есениным в «Песни о собаке», прививать любовь к животным;
- воспитывать познавательные интересы учащихся к творчеству поэта и к литературе в целом.
Оборудование: портрет поэта; выставка книг стихов С. А. Есенина; иллюстрации, стихотворение «Песнь о собаке».
Сергей Есенин!
В этом имени –
Свет России –
Голубые её глаза,…
В этом имени –
Песня России –
Соловьёв её голоса…
В. Кузнецов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
Работа на карточках.
Карточка № 1.
- Когда происходит действие рассказа? (время года, время суток)
- Сколько детей в семье Рудневых?
Карточка № 2.
- Какая атмосфера царит в семье Рудневых?
- Сколько лет Юрию Азагарову?
Карточка № 3.
- Как обращается к Юрию отец семейства?
- Музыка для Юрия является только средством зарабатывания денег или еще чем-то?
2. Сообщения учащихся.
1-й учащийся.
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. “Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры”. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом, — все это с детских лет привлекало будущего поэта. Жизнь в селе начиналась рано. Летом, задолго до восхода солнца, часа в два-три, в тишине слышится позвякивание ведер,- это бабы отправляются доить коров. Нужно в стадо выгнать овец, накормить свиней, принести воды, истопить печку… Истопив печь, будят всю семью завтракать, а после – все отправятся на работу в поле, дома останутся старики да дети.
Отец — Александр Никитич Есенин, мать — Татьяна Фёдоровна Титова. Сёстры — Екатерина и Александра.
Мать была выдана замуж поневоле, поэтому, когда Сереже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии. Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.
В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 году начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе (ныне музей С. А. Есенина) в Спас-Клепиках.
2-й учащийся.
По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.
Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком и, став вскоре его членом, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах "Мирок", "Проталинка", "Доброе утро". Неудовлетворенный своим "московским" вхождением в литературу, приезжает 9 марта 1915 г. в Петроград. Здесь почти сразу же получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого.
Его стихи появляются во множестве столичных журналов, осенью 1915 г. он входит в литературную группу "Краса" и литературно-художественное общество "Страда", ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, "крестьянской купницы" (новокрестьянских).
3-й учащийся.
В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие. В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине. Революцию Есенин встретил воодушевленно с надеждой на «преображение» России. Но вскоре понял, что революция – это еще и разруха, голод и террор.В 1917 познакомился и 4 июля обвенчался с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда.
4-й учащийся.
В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.
В 1918 году снова переехал в Москву. Есенин был в растерянности от происходящих событий: изменения коснулись всех сфер жизни, творческие салоны и общества наполнились далекой от литературы публикой.
В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915-1916 гг., в декабре поэт становится членом московского профессионального Союза писателей. В Москве же он знакомится с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем. Результатом этого явилось создание «Ордена имажинистов», в который вошли также Рюрик Ивнев, Г. Якулов и Б. Эрдман. Есенин активно участвует в издаваемых «Орденом» коллективных сборниках, в организации имажинистского издательства и литературного кафе «Стойло Пегаса», торгует в принадлежащей имажинистам книжной лавке, пишет работу по теории искусства «Ключи Марии» (опубликована в 1920 г.).
Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от "пыли содержания". Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат "Ключи Марии", 1919).
В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».
5-й учащийся.
Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой "шутовского кривляния ради самого кривляния" "собратьев"- имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.
Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их "взаимонепонимание", усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.
Приехав в Россию, стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. В 1924 году в Ленинграде вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. Потом Есенин стал работать над поэмой “Анна Снегина” и уже в январе 1925 года он закончил работать над этой поэмой и опубликовал её.
Расставшись со своей бывшей женой Айседорой Дункан, Сергей Есенин женился на Софье Андреевне Толстой, которая приходилась внучкой известному писателю России 19 века – Льву Толстому. Но этот брак продлился всего несколько месяцев.
1-й учащийся.
Одним из последних его произведений стала поэма "Страна негодяев", в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования, он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.
В конце 1925 года жена Есенина договорилась о госпитализации поэта в платную неврологическую клинику. Об этом знали лишь несколько самых близких поэту людей. Существует две версии причин госпитализации С. Есенина. Первая — лечение депрессивного состояния, в том числе и алкогольной зависимости, вторая — постоянное наблюдение правоохранительных органов (мнимое или реальное). Именно вторая причина заставила поэта в обстановке спешки и тайны покинуть клинику и перебраться в Ленинград.
14 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин закончил работать над поэмой “Чёрный человек”, над которой трудился 2 года. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. 23 декабря этого же года Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице “Англетер”.
Есенин умер 28 декабря 1925 года. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер». Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное кровью. В последние десятилетия выдвигается множество альтернативных версий о причинах смерти Есенина. Считается, что поэт был убит. Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
3. Просмотр видеоролика «Сергей Есенин».
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Обсуждение презентации.
- Назовите имя поэта, творчество которого мы сегодня будем изучать на уроке?
- Где родился Сергей Есенин ?
- В какой семье родился будущий поэт?
- Где учился Сергей Есенин?
-Что выражено в стихах поэта?
-Как называется первый сборник поэта? («Радуница»)
Какое произведение стало одним из последним? («Страна негодяев»)
IV. Объявление темы и цели урока.
V. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. С его творчеством вы частично знакомы с начальной школы. Сергей Есенин не оставил после себя подробных жизнеописаний, он просто сказал в заметке «О себе»: «Что касается остальных автобиографических сведений, то они в моих стихах».
В стихах заключен весь Есенин, его жизнь, его думы, его переживания. С. Есенин с гордостью называл себя «крестьянским сыном» и «гражданином села». Где бы он ни был, на какую вершину славы не поднимался, он всегда видел крестьянскую Русь, жил ее надеждами.
Тема родины – ведущая в творчестве поэта. Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве». С. Есенин – поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине».
Вся поэзия С. А. Есенина – это признание в любви родной земле.
В творчестве Сергея Есенина можно условно выделить следующие темы: «Край любимый», «Природа родного края», Человек», «Животные».
Мировосприятие С.А.Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей. У Есенина много стихотворений о животных: “Песнь о собаке”, “Корова”, “Лисица”, “Собаке Качалова”, “Табун” и другие – все они пронизаны любовью, нежностью и драматизмом бытия живого в этом мире. Сегодня мы познакомимся с вами с его стихотворением «Песнь о собаке».
2. Выступление учащегося с сообщением.
За свою короткую жизнь Сергей Есенин написал много стихотворений, одно из которых "Песнь о собаке". Это выше того, что мог сделать человек. В одном стихотворении, он яркими, теплыми красками, описал удивительную красоту природы, тем самым показывая, как хороша жизнь. Но в то же время показывая, как недалеко друг от друга находится жизнь и смерть. Все в этом мире живет по одним законам природы и человек и собака. Ибо собака умеет чувствовать так же как человек.
Чувство материнства присуще и собаке. Описывая любовь собаки к своим щенкам, он как бы смог передать все переживания животного человеку, затрагивая самые тонкие ниточки души. Есенин мог видеть-то, что для другого человека остается совершенно закрытым. Не только видеть, но и заставить человека сопереживать событиям этого стихотворения.
Показывая холодное равнодушие человека, он как бы заставляет задуматься о душе, о человеке как разумном существе, о том кто мы вообще в этом мире и какое каждый из нас занимает положение на земле. Человеческие чувства собаки к своим щенкам и нечеловеческое отношение хозяина заставляют задуматься о том, каким должен быть человек, для того чтобы жизнь на земле изменилась в лучшую сторону. Кто-то из великих людей сказал "Культура человека определяется его отношением к животным".
Есенин просто заставляет глубоко сопереживать событиям ночи, но он не предлагает никакого выхода. Рождение, смерть и красота природы как бы сливаются в одно, но в то же время природа является безмолвным свидетелем всего происходящего, ужас переживаемый собакой и не тронутая тишина ночи. Горю собаки никто не может помочь, она и сама не может понять почему с ней так поступает человек, которого она всегда считала своим другом и за которого возможно отдала бы свою жизнь. В этом стихотворении поднимаются все качества человека: дружба, любовь, равнодушие и черствость.
Каждый здравомыслящий человек с осуждением относится к жестокому хозяину. Мир должен быть чище и светлее, а человек в нем мудрым, добрым и справедливым. К этой гармонии и должно стремиться все человечество.
3.Чтение учителем стихотворения «Песнь о собаке»
Утром в
ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера
она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером,
когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам
она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть
плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь
звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как
от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
4. Прослушивание записи стихотворения «Песнь о собаке»
Физкультминутка
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.
5. Анализ стихотворения.
6. Словарная работа. Работа с кратким словарем литературоведческих терминов.
Олицетворение - это изображение неживых предметов в виде живых существ (отговорила роща золотая)
Строфа – группа строк, составляющая единство с определенным, повторяющимся расположением рифм.
Метафора – это слово или выражение, употребленное в переносном смысле вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (шляпка гриба)
Эпитет – это художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Тема стихотворения - переживания, чувства собаки- матери, потерявшей своих детей.
Идея - человек должен чувствовать ответственность за всё живое на Земле.
Стихотворение С. А. Есенина «Песнь о собаке» написано в 1915 году. Это одно из самых трагических стихотворений поэта. Оно о разрушении мировой гармонии, которое происходит в обычной житейской ситуации: у собаки-матери человек отнял и утопил её детей. Для Есенина, родившегося и выросшего в деревне, картина хорошо знакомая. Ведь в обычае топить щенков деревня не видела ничего плохого.
Начало стихотворения радостное, ничто не предвещает беду:
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
Показана радость собаки-матери с помощью лексического повтора «семерых», метафоры «златятся», рогожи жёлтого, как золото, цвета. Это цвет радости, улыбки, тепла. Слово «златятся» напоминает купола храма – поэт выражает мысль о святости материнства.
Во второй строфе проведена параллель между человеческим и животным миром. Вплетая в один живописный узор метафору, сравнение и олицетворение, поэт рисует картину материнской заботы о детях-щенках:
До вечера она их ласкала,
Причёсывая языком,
И струился снежок подталый
Под тёплым его животом.
Первая и вторая строфы проникнуты нежностью.
Но уже первая строка следующей строфы вносит ощущение предстоящей трагедии, а эпитет «хмурый» (хозяин) усиливает это ощущение. Здесь поэт использует и просторечное слово «поклал», которое подчёркивает мысль, что для хозяина это привычное занятие.
В четвёртой строфе незаконченная фраза
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
и лексический повтор «бежала»– «бежать» передаёт состояние матери-собаки, а олицетворением «дрожала» нарисована картина происшедшей трагедии. Возникшая интонационная пауза будто делит стихотворение на две части. Время для собаки-матери остановилось, жизнь не имеет смысла:
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался месяц над хатой
Одним из её щенков.
Образ месяца – символа ночи – усиливает трагическую тональность строфы.
В следующей строфе
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
собака-мать обращается со своей болью «в синюю высь», так велико её горе. Плач собаки показан с помощью повторяющихся в строфе гласных звуков и, ю, о, у, свидетелем горя матери является месяц. Он торопится уйти, чтобы не видеть этого горя. Месяц «скользил», «скрылся»
Последняя строфа стихотворения подчёркивает вселенское горе:
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
Сравнение «как от подачки», олицетворение «покатились», метафора «золотыми» передают размер трагедии. Действие происходит сразу в двух измерениях - конкретно – бытовом и космическом, а образы приобретают космический характер, потому что нарушена гармония Мира.
В семи строфах стихотворения два простых предложения, шесть сложных. Употребление сложных предложений также передаёт размер трагедии и состояние героини.
Художественное пространство от земли до неба. Оно обозначено словами «закут», «воды гладь», «синяя высь».
Художественное время показано словами «утром»(начало жизни), «до вечера» (день – жизнь), «вечером» (произошла трагедия), «в синюю высь» (ночь- смерть), «покатились глаза собачьи» - время остановилось. В стихотворении поэт развивает образ движущегося времени.
Этим стихотворением Есенин говорит, что не может быть чужой боли в мире, потому что все на земле связаны, что нельзя нарушать гармонию Мира. В единстве всего живого смысл человеческой жизни.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Сочинение - миниатюра « Мы в ответе за тех, кого приручили»
2. Прослушивание сочинений.
VII. Подведение итогов урока.
1. «Закончи предложение»
- Сегодня на уроке я открыла…
-почувствовала …
-узнала …
-поняла…
- задумалась…
2. Заключительное слово учителя.
Есенин…
Это имя в сердце носим,
В помин его летят листы со всех берез русоволосых!
Заплакав, гуси даль пронзают.
Звенит осенних синь дождей.
И в честь его себя сжигают
Рябины по России всей!
Творчество Сергея Есенина бесценно для русской литературы. В том мире, который создал в своих стихах Сергей Есенин, всё живое равноправно. В его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения ли, человека ли.
- Я совершенно
с вами, ребята, согласна. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: «Все
мы яблони и вишни одного голубого сада. Всё от древа». Он любил Родину не слепо, ибо хорошо знал её. Огромная любовь к Родине
дала Сергею Есенину право сказать:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
3. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: выучить наизусть «Песнь о собаке»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.