Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
обществознание +1
10 кл—11 кл +1
14.10.2021
Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе  «Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»
Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества» Цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании Задачи: - рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении и обществознании; -выявить причины возникновения конфликта и способы его решения; - совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Урок литературы и обществознания в 10 классе..doc

 

 

Урок литературы и обществознания в 10 классе

 

«Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»

 

 

 

 

Авторы: Багир Лариса Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ 535, г. Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе

«Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»

 

Цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании

Задачи:

- рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении и обществознании;

-выявить причины возникновения конфликта и способы его решения;

- совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

Цели урока:

1.Предметные:

Литература

-проследить, как в пьесе воплощается  понимание писателем мира и человека в нем; установить связь между предметами «литература» и «обществознание»;

-совершенствовать  у обучающихся   навыки  анализа художественного  произведения -укреплять  навыки использования литературоведческих  терминов;

Обществознание

-выявить причины возникновения конфликтов и способы их решения.

 

2. Метапредметные:

 -обучить собиранию материала из  текста художественного произведения;

-формировать умение делать выводы, обобщения;

- формировать личное отношение к прочитанному произведению.

 

3.Личностные:

-помочь ученику осознать себя как личность, как часть сложного мира, пробуждать стремление к вдумчивому чтению;

-воспитание нравственных качеств.

 

Ход урока

1. Вступительный этап

Формулирование темы урока

 

Учитель литературы: Здравствуйте, ребята! Необычность нашего урока заключается в том, что мы с учителем обществознания, Натальей Владимировной, объединились при его подготовке и поработаем в рамках одного урока по 2 предметам: обществознанию и литературе.

 

              Учитель обществознания: Предлагаем начать урок с просмотра отрывка видеофильма «Вам и не снилось» (56.20-57.55) (просмотр видеоролика о конфликте поколений)

 

Учитель литературы: А теперь прослушаем монолог Кулигина из пьесы Островского "Гроза" в исполнении Тимофея (прослушивание монолога Кулигина о семье). СЛАЙД

 

Учитель обществознания: Что общего в отрывке из фильма и монологе Кулигина? (показан конфликт) Где? (в семье) Между кем и кем? (между родителями и детьми)

 

Учитель литературы: Проблема взаимоотношений в семье относится к разряду вечных. Многие писатели в разное время обращались к этой теме.

-Как вы думаете, важна ли тема конфликта в современном обществе?

Дети: Да.

Учитель литературы: А в 19 веке данная проблема была актуальна?

Дети: Да.

 

Учитель литературы: Итак, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (предположения ребят, обобщение и формулировка темы учителем). Это и есть тема урока.

 

Тема урока (СЛАЙД) «Конфликт в драме А. Н. Островского «Гроза» и в жизни современного общества»        

 

Учитель обществознания: давайте вспомним с вами, что такое конфликт?

Конфликт - это... Вы сейчас дали определение с точки зрения обществознания.

А теперь вспомним, что такое конфликт с точки зрения литературоведения.

Итак, конфликт - это спор, наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

 

Формулирование целей урока

 

Учитель литературы: Какой цели на этом уроке мы с вами попробуем достичь при условии, что проблема, обозначенная вами, находит отражение как в современной жизни, так и драме «Гроза»?

Дети: определить причины конфликтов в семье, проанализировав пьесу «Гроза»

 

Работа по теме урока

 

Учитель обществознания: Итак, мы определили с вами, что и в современном обществе, и в произведениях 19 века взаимоотношения в семье играли важную роль.

Давайте вспомним, как определялся семейный уклад в 19 веке? Какой тип семьи преобладал?

"Семейный уклад представляет из себя стиль семейного поведения. Семейный уклад зависит от положения семьи, ее сословной принадлежности и уровня благосостояния. Семья во все времена имела определенный, традиционный уклад, патриархальный. Главой семейства всегда признавался отец – чьими стараниями и жила семья, обеспеченная во многом именно его усилиями в финансовом и нравственном отношениях. В России до 19 века положение семьи определялось Домостроем. (Что это такое? Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы)

А какой тип семьи преобладает в современном обществе? (демократический, партнерский) Что это значит? (равноправие между женщиной и мужчиной, партнерские отношения)

Учитель литературы: Теперь мы видим, в чем отличие существующих в наше время порядков в семье от порядков 19 века. В драме «Гроза» семейные отношения строились в соответствии с каким документом?

-С «Домостроем».

-Какой вывод мы можем сделать?

-Отсюда очевидна связь семьи от общественного строя, господствующих обычаев.

 

Индивидуальное задание

 

Учитель обществознания: как характеризуются представители «взрослого» и «молодого» поколения? 

 

Работа в паре у доски (ученики распределяют карточки в соответствии с тем, что характерно для того или иного поколения)    СЛАЙД

 

«Взрослые»

«Молодые»

традиции, обычаи

новации

песни, фольклор

современная музыка

уважение к идеалу

равнодушие к идеалу

верность в основе отношений

свободные отношения с противоположным полом

 

Пока дети работают у доски

 

Учитель литературы:

Чтение и анализ произведения

-Какие приемы использует драматург в изображении семьи?  Ответим на этот вопрос, проанализировав текст пьесы.

 

Работа с произведением.

 

Чтение по ролям

-В действии 1 явл. 3 Борис рассказывает о своей семье. Он говорит о том, что бабушка не любила мать, т.е. свою невестку. 

-Находит ли отражение данная информация в образах драмы?

-Да, такой же нам представлена семья Кабановых.

-С кем сравнивает Катерина свою свекровь при беседе с ней?

-С родной матерью Действие 1 явление 5

- Итак, какой прием лежит в основе изображенных семей?

 

Дети: Приём сопоставления

 

 – Давайте вспомним монолог Кулигина из действия 3 явления 3. Как он описывает обстановку в семье? (ограбить сирот, родственников и т. д.)

-Поразмышляйте, с какой целью был введен монолог?

-Другими словами, высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении, это значит

 

Дети - обличить. Конфликт введен в пьесу с целью обличения существующих порядков.

 

-В какой части пьесы наиболее яркие представители темного царства беседуют? Что лежит в основе их беседы? Какой герой говорит сам о себе?

-Действие 3 явление 2. Дикой и Кабанова беседуют (с. 35)

-Для чего, по вашему мнению, введен этот диалог?

-С целью самораскрытия персонажа.

-Итак, какие же приемы лежат в основе изображения семьи?

 

-Приемы самораскрытия, обличения, сопоставления.

 

Учитель обществознания:

-Итак, работа на доске готова и проверена.

 

Учитель литературы: Давайте на основе уже имеющейся информации выделим те характеристики, которые отражают положение семей в драме «Гроза».

 

«Взрослые»

«Молодые»

традиции, обычаи (д. 2 явл.6) Кабанова говорит о традиции провожать мужа

новации (Д. 4 явл. 2 ) Кулигин предлагает установить часы

песни, фольклор

современная музыка

уважение к идеалу

равнодушие к идеалу

верность в основе отношений (д. 2 явл. 3) Наставления Тихона жене (исходящие на самом деле от  Кабановой) перед отъездом

свободные отношения с противоположным полом  (Д. 2 явл. 9) Варвара рассуждает об отношениях

 

-Таким образом, какой мы можем сделать вывод?

Дети: Представители молодого и старого поколений как в жизни, так и пьесе, имеют типичные черты.

 

Учитель литературы:

-Поработайте с таблицей в парах, представленной на рабочем листе, и выясните, в чем смысл конфликтов в драме.

Пользуйтесь справочным материалом. Оформляя работу, вы сами решаете, какую форму ответа использовать: фразы из справочного материала или цифры. 8 минут на работу.   СЛАЙД

 

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Конфликт в драме «Гроза»

Смысл

Способы решения конфликтной ситуации

Катерина сама с собой

конфликт чувства и долга

расстановка приоритетов

Катерина и Борис – окружающая среда

несовместимость нравственных убеждений и уклада жизни

приспособление

Кулигин – Дикой, Кабаниха

просвещение против необразованности

конкуренция

Кудряш – Дикой, Кабаниха

удаль, озорство против мира темного царства

избегание

Борис - Дикой

подчинение против контроля

приспособление

Варвара-Кабаниха

отсутствие чувства ответственности за свои поступки

приспособление

Тихон - Кабаниха

робость и бездейственность

приспособление

 

Пока дети работают, учителя обсуждают оценки за урок

 

Учитель обществознания:

-Обсудите в парах, какие способы можно найти для преодоления конфликтов?

5 минут

СЛАЙД

 

-Какой способ разрешения конфликта не нашел применения?

-Компромисс.

 

 Учитель обществознания: Со времени написания пьесы прошло много лет. Как вы считаете, можно ли в наше время по-другому выйти из сложившегося конфликта? Приведите примеры.

Дети: конфликт можно решить с помощью компромисса.

 

Учитель литературы: Возможен ли компромисс, как способ решения конфликта, для семьи Кабановых?

-Нет.

-Почему?

 

3. Рефлексия

Учитель литературы: В начале урока мы определили для себя цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании. Достигнута ли цель?

 

Дети, мы рассмотрели понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза» и обществознании) и пришли к выводу, что тема конфликта в семье была и остаётся актуальной. А лучший способ решения конфликта- КОМПРОМИСС

 

Предлагаем вам составить ДИАМАНТУ, в котором вы   выразите своё отношение к теме, рассматриваемой на уроке.        СЛАЙД

 

Проверка 3-4 вариантов

 

4. Заключительный этап

Учитель обществознания: Я знаю, многие из вас планируют сдавать обществознание в 11 классе, поэтому в качестве домашней работы предлагаю вам написать эссе, за которое вы получите 2 оценки( по литературе и обществознанию)

 

5. Домашнее задание:

Эссе: «Как я справляюсь с конфликтными ситуациями»? или «Почему путь компромисса не нашел воплощения в драме «Гроза»?

 

 

 

Литература:

1. С.А. Леонов. Интегрированные уроки литературы. – М.: Айрис- Пресс, 2003. -176с.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий.

3. Турунцева Т.Н., Романова В. Н. Интегрированный урок в системе формирования целостной картины мира школьника. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017, № 5.

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы и обществознания в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза»

Урок литературы и обществознания в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза»

Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза»

Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе «Конфликт в драме «Гроза»

Дети: Да. Учитель литературы:

Дети: Да. Учитель литературы:

Работа в паре у доски (ученики распределяют карточки в соответствии с тем, что характерно для того или иного поколения)

Работа в паре у доски (ученики распределяют карточки в соответствии с тем, что характерно для того или иного поколения)

Учитель литературы: Давайте на основе уже имеющейся информации выделим те характеристики, которые отражают положение семей в драме «Гроза»

Учитель литературы: Давайте на основе уже имеющейся информации выделим те характеристики, которые отражают положение семей в драме «Гроза»

Дети: конфликт можно решить с помощью компромисса

Дети: конфликт можно решить с помощью компромисса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021