Урок литературы и обществознания в 10 классе
«Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»
Авторы: Багир Лариса Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ СОШ 535, г. Санкт-Петербург
Конспект урока по литературе и обществознанию в 10 классе
«Конфликт в драме «Гроза» А. Н. Островского и в жизни современного общества»
Цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании
Задачи:
- рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении и обществознании;
-выявить причины возникновения конфликта и способы его решения;
- совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
Цели урока:
1.Предметные:
Литература
-проследить, как в пьесе воплощается понимание писателем мира и человека в нем; установить связь между предметами «литература» и «обществознание»;
-совершенствовать у обучающихся навыки анализа художественного произведения -укреплять навыки использования литературоведческих терминов;
Обществознание
-выявить причины возникновения конфликтов и способы их решения.
2. Метапредметные:
-обучить собиранию материала из текста художественного произведения;
-формировать умение делать выводы, обобщения;
- формировать личное отношение к прочитанному произведению.
3.Личностные:
-помочь ученику осознать себя как личность, как часть сложного мира, пробуждать стремление к вдумчивому чтению;
-воспитание нравственных качеств.
Ход урока
1. Вступительный этап
Формулирование темы урока
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята! Необычность нашего урока заключается в том, что мы с учителем обществознания, Натальей Владимировной, объединились при его подготовке и поработаем в рамках одного урока по 2 предметам: обществознанию и литературе.
Учитель обществознания: Предлагаем начать урок с просмотра отрывка видеофильма «Вам и не снилось» (56.20-57.55) (просмотр видеоролика о конфликте поколений)
Учитель литературы: А теперь прослушаем монолог Кулигина из пьесы Островского "Гроза" в исполнении Тимофея (прослушивание монолога Кулигина о семье). СЛАЙД
Учитель обществознания: Что общего в отрывке из фильма и монологе Кулигина? (показан конфликт) Где? (в семье) Между кем и кем? (между родителями и детьми)
Учитель литературы: Проблема взаимоотношений в семье относится к разряду вечных. Многие писатели в разное время обращались к этой теме.
-Как вы думаете, важна ли тема конфликта в современном обществе?
Дети: Да.
Учитель литературы: А в 19 веке данная проблема была актуальна?
Дети: Да.
Учитель литературы: Итак, как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (предположения ребят, обобщение и формулировка темы учителем). Это и есть тема урока.
Тема урока (СЛАЙД) «Конфликт в драме А. Н. Островского «Гроза» и в жизни современного общества»
Учитель обществознания: давайте вспомним с вами, что такое конфликт?
Конфликт - это... Вы сейчас дали определение с точки зрения обществознания.
А теперь вспомним, что такое конфликт с точки зрения литературоведения.
Итак, конфликт - это спор, наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.
Формулирование целей урока
Учитель литературы: Какой цели на этом уроке мы с вами попробуем достичь при условии, что проблема, обозначенная вами, находит отражение как в современной жизни, так и драме «Гроза»?
Дети: определить причины конфликтов в семье, проанализировав пьесу «Гроза»
Работа по теме урока
Учитель обществознания: Итак, мы определили с вами, что и в современном обществе, и в произведениях 19 века взаимоотношения в семье играли важную роль.
Давайте вспомним, как определялся семейный уклад в 19 веке? Какой тип семьи преобладал?
"Семейный уклад представляет из себя стиль семейного поведения. Семейный уклад зависит от положения семьи, ее сословной принадлежности и уровня благосостояния. Семья во все времена имела определенный, традиционный уклад, патриархальный. Главой семейства всегда признавался отец – чьими стараниями и жила семья, обеспеченная во многом именно его усилиями в финансовом и нравственном отношениях. В России до 19 века положение семьи определялось Домостроем. (Что это такое? Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы)
А какой тип семьи преобладает в современном обществе? (демократический, партнерский) Что это значит? (равноправие между женщиной и мужчиной, партнерские отношения)
Учитель литературы: Теперь мы видим, в чем отличие существующих в наше время порядков в семье от порядков 19 века. В драме «Гроза» семейные отношения строились в соответствии с каким документом?
-С «Домостроем».
-Какой вывод мы можем сделать?
-Отсюда очевидна связь семьи от общественного строя, господствующих обычаев.
Индивидуальное задание
Учитель обществознания: как характеризуются представители «взрослого» и «молодого» поколения?
Работа в паре у доски (ученики распределяют карточки в соответствии с тем, что характерно для того или иного поколения) СЛАЙД
«Взрослые» |
«Молодые» |
традиции, обычаи |
новации |
песни, фольклор |
современная музыка |
уважение к идеалу |
равнодушие к идеалу |
верность в основе отношений |
свободные отношения с противоположным полом |
Пока дети работают у доски
Учитель литературы:
Чтение и анализ произведения
-Какие приемы использует драматург в изображении семьи? Ответим на этот вопрос, проанализировав текст пьесы.
Работа с произведением.
Чтение по ролям
-В действии 1 явл. 3 Борис рассказывает о своей семье. Он говорит о том, что бабушка не любила мать, т.е. свою невестку.
-Находит ли отражение данная информация в образах драмы?
-Да, такой же нам представлена семья Кабановых.
-С кем сравнивает Катерина свою свекровь при беседе с ней?
-С родной матерью Действие 1 явление 5
- Итак, какой прием лежит в основе изображенных семей?
Дети: Приём сопоставления
– Давайте вспомним монолог Кулигина из действия 3 явления 3. Как он описывает обстановку в семье? (ограбить сирот, родственников и т. д.)
-Поразмышляйте, с какой целью был введен монолог?
-Другими словами, высказать правду о чьём-либо дурном поступке, поведении, это значит
Дети - обличить. Конфликт введен в пьесу с целью обличения существующих порядков.
-В какой части пьесы наиболее яркие представители темного царства беседуют? Что лежит в основе их беседы? Какой герой говорит сам о себе?
-Действие 3 явление 2. Дикой и Кабанова беседуют (с. 35)
-Для чего, по вашему мнению, введен этот диалог?
-С целью самораскрытия персонажа.
-Итак, какие же приемы лежат в основе изображения семьи?
-Приемы самораскрытия, обличения, сопоставления.
Учитель обществознания:
-Итак, работа на доске готова и проверена.
Учитель литературы: Давайте на основе уже имеющейся информации выделим те характеристики, которые отражают положение семей в драме «Гроза».
«Взрослые» |
«Молодые» |
традиции, обычаи (д. 2 явл.6) Кабанова говорит о традиции провожать мужа |
новации (Д. 4 явл. 2 ) Кулигин предлагает установить часы |
песни, фольклор |
современная музыка |
уважение к идеалу |
равнодушие к идеалу |
верность в основе отношений (д. 2 явл. 3) Наставления Тихона жене (исходящие на самом деле от Кабановой) перед отъездом |
свободные отношения с противоположным полом (Д. 2 явл. 9) Варвара рассуждает об отношениях |
-Таким образом, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Представители молодого и старого поколений как в жизни, так и пьесе, имеют типичные черты.
Учитель литературы:
-Поработайте с таблицей в парах, представленной на рабочем листе, и выясните, в чем смысл конфликтов в драме.
Пользуйтесь справочным материалом. Оформляя работу, вы сами решаете, какую форму ответа использовать: фразы из справочного материала или цифры. 8 минут на работу. СЛАЙД
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА
Конфликт в драме «Гроза» |
Смысл |
Способы решения конфликтной ситуации |
Катерина сама с собой |
конфликт чувства и долга |
расстановка приоритетов |
Катерина и Борис – окружающая среда |
несовместимость нравственных убеждений и уклада жизни |
приспособление |
Кулигин – Дикой, Кабаниха |
просвещение против необразованности |
конкуренция |
Кудряш – Дикой, Кабаниха |
удаль, озорство против мира темного царства |
избегание |
Борис - Дикой |
подчинение против контроля |
приспособление |
Варвара-Кабаниха |
отсутствие чувства ответственности за свои поступки |
приспособление |
Тихон - Кабаниха |
робость и бездейственность |
приспособление |
Пока дети работают, учителя обсуждают оценки за урок
Учитель обществознания:
-Обсудите в парах, какие способы можно найти для преодоления конфликтов?
5 минут
СЛАЙД
-Какой способ разрешения конфликта не нашел применения?
-Компромисс.
Учитель обществознания: Со времени написания пьесы прошло много лет. Как вы считаете, можно ли в наше время по-другому выйти из сложившегося конфликта? Приведите примеры.
Дети: конфликт можно решить с помощью компромисса.
Учитель литературы: Возможен ли компромисс, как способ решения конфликта, для семьи Кабановых?
-Нет.
-Почему?
3. Рефлексия
Учитель литературы: В начале урока мы определили для себя цель: рассмотреть понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза») и обществознании. Достигнута ли цель?
Дети, мы рассмотрели понятие «конфликт» в литературоведении (на примере драмы «Гроза» и обществознании) и пришли к выводу, что тема конфликта в семье была и остаётся актуальной. А лучший способ решения конфликта- КОМПРОМИСС
Предлагаем вам составить ДИАМАНТУ, в котором вы выразите своё отношение к теме, рассматриваемой на уроке. СЛАЙД
Проверка 3-4 вариантов
4. Заключительный этап
Учитель обществознания: Я знаю, многие из вас планируют сдавать обществознание в 11 классе, поэтому в качестве домашней работы предлагаю вам написать эссе, за которое вы получите 2 оценки( по литературе и обществознанию)
5. Домашнее задание:
Эссе: «Как я справляюсь с конфликтными ситуациями»? или «Почему путь компромисса не нашел воплощения в драме «Гроза»?
Литература:
1. С.А. Леонов. Интегрированные уроки литературы. – М.: Айрис- Пресс, 2003. -176с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий.– М.: НИИ школьных технологий.
3. Турунцева Т.Н., Романова В. Н. Интегрированный урок в системе формирования целостной картины мира школьника. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017, № 5.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.