Конспект урока по литературе "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта."
Оценка 5

Конспект урока по литературе "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта."

Оценка 5
doc
03.12.2023
Конспект урока по литературе "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта."
20 М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта..doc

Тема урока №20: М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта.

Класс: 8

Дата проведения: 20.11.2023

Тип урока: комбинированный

Цели урока: учить работать с текстом лирического произведения,  проводить  идейно тематический  анализ   поэмы  Лермонтова,     показывать  художественные открытия  поэта. Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Планируемые результаты:

Личностные:  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Гражданское воспитание: готовность  выполнять обязанности гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей на уроке литературы.

Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ.

Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей.

            Эстетическое воспитание: осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Оборудование: учебник, презентация.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- Добрый день! Приготовьтесь к уроку, откройте тетради и запишите число классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка д/з (Письменно ответить на вопрос "Какова жизнь Мцыри в монастыре? Каковы характер и мечты юноши-послушника?")

III. Постановка темы и цели урока.

- Тема нашего урока  «М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта».

- Какие цели вы бы поставили перед собой?

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

V. Первичное применение изученного материала

            1. Аналитическая беседа с подтверждением цитат

-Кто герой данной поэмы? (Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный)

- О чем мечтает Мцыри? Процитируйте. (Мечтает о родине)

– Что им двигало, какая черта характера? 

– Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь? 
– Как рос Мцыри? Расскажите о Мцыри-ребенке.
- В основе произведения лежит противопоставление: рожденный на свободе,  Мцыри волей судьбы вынужден жить в монастыре, а монастырь для него ассоциируется с неволей, тюрьмой.

– В какой момент формируется его характер?
– Что оказывает влияние?

- На формирование характера влияет практически все – окружающие нас люди, обстановка, а также то, что передается нам на генетическом уровне.

-  Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри. (запись в тетради)

«Мцыри в детстве»              «Мцыри в монастыре»           «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

- А какие черты, которыми наделен Мцыри природой, характерны всем трем состояниям?  (могучий дух, гордость, сила воли)

- Когда происходит действие поэмы? Процитируйте. (Неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

- Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.) (Слайд 17)

- С детских лет  Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых,  вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Физкультминутка

Разминка для глаз, шеи, спины

- Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажу? (Природа выступает не просто фоном: сам  Мцыри,  его характер отображаются в том, какие картины его поражают; мощная природа Кавказа, стихийные силы природы родственны душе героя)  (Слайд 19)

- Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя  образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

- Найдите в тексте отрывки с описанием природы. (Чтение  учениками фрагментов поэмы)  -

- Но как бы сильно Мцыри не желал воедино слиться с природой, она все же чужда ему.   В какой момент? Докажите. О чем нам это говорит? (об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой) 

- В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой? (со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

- Кто в поэме не понимает переживания и стремления Мцыри? (монахи).

- Где в поэме прослеживается то, что Мцыри чужд монахам? (в начале поэмы)

- От чьего имени оно написано? (автора)

            2. Приём «Сопоставление» работа с таблицей

- Правильно, от автора мы узнаем о прошлом Мцыри, когда он был маленьким мальчиком. В начале поэмы сразу идет противопоставление – каков настоящий Мцыри и как его видят монахи.  Докажите это, работая с текстом, заполните таблицу. Предлагаю воспользоваться 2,3, 26, 20 главами.

Монахи (думают)

Мцыри (думает)

  • «После к плену он привык»
  • «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет»
  • «В стенах хранительных спасен»
  • «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу».
  • Перед кончиной Мцыри монах обращается к нему «с увещеваньем и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай.
  • «Я жил в плену»
  • «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть».
  • «Мечты звала от келий душных и молитв…»
  • Звон колокола – звук, железом ударяющий в грудь.
  • Последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, «оттуда виден и Кавказ».

 

- Монахи кормили, одевали, лечили Мцыри, заботились о нем. Но почему же они противопоставлены ему? Почему они не могут стать его спасителями? (Монахи смиренно живут в монастыре,  который представляется Мцыри как плен, темница, тюрьма)

- Взамен они требовали от него стать монахом, «изречь монашеский обед», т.е. отказаться от своих надежд, мечтаний.  Монастырская жизнь – это полное послушание,  уход, уединение от мира, полный отказ от собственных желаний, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Этого Мцыри не может принять и решает бежать.

- Герой противопоставлен всему миру, который ему враждебен, т.е. романтический конфликт. 

-  Каким приемом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)

- Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

-  Это называется  романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» -  основная черта романтизма.

- Что совершает Мцыри? (побег)

-  Почему он решается на него? (не желает мириться с навязанными порядками, с несвободой)

-  Какой момент выбирает Мцыри для побега? Какие качества Мцыри раскрываются в сцене побега? Процитируйте. (Когда разразилась гроза; раскрывается  его сила духа, бунтарская натура) 

- Можем ли мы сказать, что Мцыри исключительный герой? В чем проявляется его исключительность? (Мцыри -  бунтарь, который не хочет мириться с действительностью, для него свобода превыше всего) (Слайд 22)

- Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах. 

VI. Закрепление изученного материала

            1. Работа над сюжетом и композицией

- Что такое сюжет и композиция? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, предусмотренной композицией. Композиция – это структура произведения, его построение)

- Каков сюжет поэмы? Что лежит в его основе? (Побег)

- Для чего Мцыри совершает побег? Что означает для него свобода? Подберите цитаты из текста. (Свобода для него – это возвращение в родной аул, жизнь полной жизнью, испытывая всю палитру человеческих чувств) (Гл.6,9,10,11)

- Как построена композиция поэмы? (В первой главе рисуется вид заброшенного монастыря, во второй – вся жизнь Мцыри. А уже в последующих главах описаны три дня, которые он провел на свободе)

- Композиция поэмы  необычная, своеобразная. Это «рамочная» композиция. А как вы думаете, почему Лермонтов выбрал именное такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего одной главы, а все остальные главы описывают всего три дня его жизни? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре) (Слайд 23)

- В основу поэмы положен романтический сюжет.

- А теперь посмотрим, что у нас получилось, какие черты романтического произведения мы нашли в поэме (на доске выложен кластер):

1. романтическое название

2. романтическое время и место

3. романтический пейзаж

4. романтический язык

5. романтический конфликт

6. романтическое «двоемирие»

7. романтический герой

8. романтическая любовь

9. романтический сюжет

 

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма? 

- Поэма написана в 1838 году, во время ссылки на Кавказ. На Лермонтова также оказали влияние романтическая литература и грузинская народная поэзия.

VIII. Домашнее задание (В главе 11 карандашом отметьте все художественно-изобразительные средства, которые помогают определить характер героя и состояние природы.).

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

- Чем необычна поэма «Мцыри»?

- Какие сцены в поэме наиболее запомнились, впечатлили вас?

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли в течение урока?

Рефлексия

- Сегодня на уроке я…

- Мне было…

 


Тема урока №20: М.Ю. Лермонтов

Тема урока №20: М.Ю. Лермонтов

Кто герой данной поэмы? (Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный) -

Кто герой данной поэмы? (Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный) -

После к плену он привык» «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет» «В стенах хранительных спасен» «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу»

После к плену он привык» «Хотел во цвете лет изречь монашеский обет» «В стенах хранительных спасен» «Звон колокола – умиротворяющие звуки, радующие душу»

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023