Тема урока №20: М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта.
Класс: 8
Дата проведения: 20.11.2023
Тип урока: комбинированный
Цели урока: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта. Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Гражданское воспитание: готовность выполнять обязанности гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей на уроке литературы.
Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ.
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей.
Эстетическое воспитание: осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач
Оборудование: учебник, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Добрый день! Приготовьтесь к уроку, откройте тетради и запишите число классная работа.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка д/з (Письменно ответить на вопрос "Какова жизнь Мцыри в монастыре? Каковы характер и мечты юноши-послушника?")
III. Постановка темы и цели урока.
- Тема нашего урока «М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри": тематика, проблематика, идея, своеобразие конфликта».
- Какие цели вы бы поставили перед собой?
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
V. Первичное применение изученного материала
1. Аналитическая беседа с подтверждением цитат
-Кто герой данной поэмы? (Мцыри, послушник монастыря, необычная личность, безымянный)
- О чем мечтает Мцыри? Процитируйте. (Мечтает о родине)
– Что им двигало, какая черта характера?
– Свободен ли Мцыри?
–
Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Как рос Мцыри? Расскажите о Мцыри-ребенке.
- В основе произведения лежит противопоставление: рожденный на
свободе, Мцыри волей судьбы вынужден жить в монастыре, а монастырь для него
ассоциируется с неволей, тюрьмой.
– В
какой момент формируется его характер?
– Что оказывает влияние?
- На формирование характера влияет практически все – окружающие нас люди, обстановка, а также то, что передается нам на генетическом уровне.
- Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри. (запись в тетради)
«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»
(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)
- А какие черты, которыми наделен Мцыри природой, характерны всем трем состояниям? (могучий дух, гордость, сила воли)
- Когда происходит действие поэмы? Процитируйте. (Неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)
- Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.) (Слайд 17)
- С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.
2. Физкультминутка
Разминка для глаз, шеи, спины
- Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажу? (Природа выступает не просто фоном: сам Мцыри, его характер отображаются в том, какие картины его поражают; мощная природа Кавказа, стихийные силы природы родственны душе героя) (Слайд 19)
- Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)
- Найдите в тексте отрывки с описанием природы. (Чтение учениками фрагментов поэмы) -
- Но как бы сильно Мцыри не желал воедино слиться с природой, она все же чужда ему. В какой момент? Докажите. О чем нам это говорит? (об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)
- В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой? (со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)
- Кто в поэме не понимает переживания и стремления Мцыри? (монахи).
- Где в поэме прослеживается то, что Мцыри чужд монахам? (в начале поэмы)
- От чьего имени оно написано? (автора)
2. Приём «Сопоставление» работа с таблицей
- Правильно, от автора мы узнаем о прошлом Мцыри, когда он был маленьким мальчиком. В начале поэмы сразу идет противопоставление – каков настоящий Мцыри и как его видят монахи. Докажите это, работая с текстом, заполните таблицу. Предлагаю воспользоваться 2,3, 26, 20 главами.
Монахи (думают) |
Мцыри (думает) |
|
|
- Монахи кормили, одевали, лечили Мцыри, заботились о нем. Но почему же они противопоставлены ему? Почему они не могут стать его спасителями? (Монахи смиренно живут в монастыре, который представляется Мцыри как плен, темница, тюрьма)
- Взамен они требовали от него стать монахом, «изречь монашеский обед», т.е. отказаться от своих надежд, мечтаний. Монастырская жизнь – это полное послушание, уход, уединение от мира, полный отказ от собственных желаний, служение богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Этого Мцыри не может принять и решает бежать.
- Герой противопоставлен всему миру, который ему враждебен, т.е. романтический конфликт.
- Каким приемом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)
- Что чему противопоставляется?
(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)
- Это называется романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» - основная черта романтизма.
- Что совершает Мцыри? (побег)
- Почему он решается на него? (не желает мириться с навязанными порядками, с несвободой)
- Какой момент выбирает Мцыри для побега? Какие качества Мцыри раскрываются в сцене побега? Процитируйте. (Когда разразилась гроза; раскрывается его сила духа, бунтарская натура)
- Можем ли мы сказать, что Мцыри исключительный герой? В чем проявляется его исключительность? (Мцыри - бунтарь, который не хочет мириться с действительностью, для него свобода превыше всего) (Слайд 22)
- Мцыри – романтический герой. Это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа над сюжетом и композицией
- Что такое сюжет и композиция? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, предусмотренной композицией. Композиция – это структура произведения, его построение)
- Каков сюжет поэмы? Что лежит в его основе? (Побег)
- Для чего Мцыри совершает побег? Что означает для него свобода? Подберите цитаты из текста. (Свобода для него – это возвращение в родной аул, жизнь полной жизнью, испытывая всю палитру человеческих чувств) (Гл.6,9,10,11)
- Как построена композиция поэмы? (В первой главе рисуется вид заброшенного монастыря, во второй – вся жизнь Мцыри. А уже в последующих главах описаны три дня, которые он провел на свободе)
- Композиция поэмы необычная, своеобразная. Это «рамочная» композиция. А как вы думаете, почему Лермонтов выбрал именное такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего одной главы, а все остальные главы описывают всего три дня его жизни? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре) (Слайд 23)
- В основу поэмы положен романтический сюжет.
- А теперь посмотрим, что у нас получилось, какие черты романтического произведения мы нашли в поэме (на доске выложен кластер):
1. романтическое название
2. романтическое время и место
3. романтический пейзаж
4. романтический язык
5. романтический конфликт
6. романтическое «двоемирие»
7. романтический герой
8. романтическая любовь
9. романтический сюжет
- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма?
- Поэма написана в 1838 году, во время ссылки на Кавказ. На Лермонтова также оказали влияние романтическая литература и грузинская народная поэзия.
VIII. Домашнее задание (В главе 11 карандашом отметьте все художественно-изобразительные средства, которые помогают определить характер героя и состояние природы.).
IX. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?
- Чем необычна поэма «Мцыри»?
- Какие сцены в поэме наиболее запомнились, впечатлили вас?
- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли в течение урока?
Рефлексия
- Сегодня на уроке я…
- Мне было…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.