Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Цели:
1. Формирование умений и навыков пересказа, анализа художественного текста; умения выделять главное в произведении; выражать своё мнение; формирование и развитие интеллектуальных способностей.
2. Развивать устную и письменную речь учащихся; способствовать развитию критического мышления, наблюдательности, внимания, память; расширить и активизировать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, любви к Отчизне; воспитывать навык работы в парах, призыв к патриотизму, к героизму.
Методы урока: интерактивный, наглядный, метод «Шесть шляп», поисковый.
Форма урока: работа в парах.
Оборудование: портрет писателя, портреты, иллюстрации, шесть шляп, материалы для игры «Акыл ордо».
Ход урока.
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число? Какой день недели?
2. Актуализация опорных знаний.
А) Беседа о Н.В.Гоголе с помощью портретов и иллюстраций.
Когда и где родился Н.В.Гоголь? Кем были его родители? Где он учился? Какую гимназию он окончил?
Б) Пересказ учащимися повести по иллюстрациям.
· Приезд детей в дом.
· Запорожская Сечь.
· Смерть Андрия.
· Казнь Остапа.
· Смерть Тараса Бульбы.
3. Игра «Акыл ордо».
Цель игры способствовать развитию критического мышления, интеллектуальных способностей
(Учащиеся выбирают категории, в роли ведущего выступает учитель. Она читает вопросы, за каждый правильный ответ пары получают по сигнальной карточке).
Категории:
· Литература.
1.Жанр произведения «Тарас Бульба». (историческая повесть)
2. Завязка в повести Тарас Бульба. (Приезд сыновей Тараса Бульбы после окончания Киевской бурсы.)
3. С кем сравнивает Тарас смерть сына Андрия? ( С подлой собакой.)
4. Развязка в повести Тарас Бульба. ( смерть Тараса Бульбы)
5. Как называют людей, отдавших или готовых отдать жизнь за свою Родину? (Патриоты)
· Русский язык.
1.Подберите синонимы к словам юность, изменник, люлька, отважный, исполин. (Молодость, предатель, трубка для курения табака, храбрый, великан, богатырь)
2. Подберите антонимы к словам смелость, жизнь, бесславно. (Трусость, смерть, со славой.)
3. Осада, нравы, всадники, атаман, вольница- это слова какой части речи? (имя сущ-е).
4.Предасть, изменил, убил, напасть, затрясся - это слова какой части речи? (глагол).
5.Отличная, настоящие, умелый, отважный - это слова какой части речи? (им. прилагательное)
6.Объясните значения слов и выражений: смертная казнь ( олум жазасы), чуб (кокул), достоинство (абийир, ар намыс), гордо (сыймыктанып, текирейип, намыстанып).
· «Тарас Бульба» в цифрах.
1.В каких веках свободолюбивый украинский народ вёл борьбу с поляками? (в 16-17вв).
2.Сколько сыновей было у Тараса Бульбы? (2)
3.Из скольки глав состоит повесть «Тарас Бульба»? ( 12).
4. Сколько поляков повисло у Тараса по рукам и ногам? (около 30)
5.Сколько лет украинцы вели борьбу против польских захватчиков? (100).
· География.
1.Где родился Н.В.Гоголь? (на Украине)
2.В каком городе укрылись польские войска? (в Дубно).
3. В какой город тайно приехал Т.Бульба, чтобы спасти Остапа? (в Варшаву).
4. С какой страной (против кого) воевали казаки? (с поляками).
5. На какой реке была расположена Запорожская Сечь? (Днепр)
6. В какой части света расположена Украина? ( в Восточной Европе)
4.Закрепление урока методом «Шесть шляп».
Ребята, перед вами шесть разноцветных шляп, выберите себе шляпы наденьте и выразите своё мнение по повести «Тарас Бульба».
|
Белая Шляпа. Цифры и факты. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? |
|
Красная Шляпа. Власть эмоций. Ваши эмоции, чувства. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Эмоциональное восприятие текста. |
|
Черная Шляпа. Слабые стороны, негативность. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? |
|
Желтая Шляпа. Преимущества. Построение позитивных умозаключений. Обоснование. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Сильные стороны. |
|
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? |
|
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
|
5.Вывод.
Ребята, какие люди достойны народной памяти?
6. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Тарас Бульба- героический характер».
7.Комментирование оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.