Конспект урока по литературе "Творчество М.Исаковского. Война в произведениях поэта"
Оценка 5

Конспект урока по литературе "Творчество М.Исаковского. Война в произведениях поэта"

Оценка 5
docx
01.03.2022
Конспект урока по литературе "Творчество М.Исаковского. Война в произведениях поэта"
isakovskiy._lit-muz._komp.docx

8 класс             Дата  __________________       русская литература

 

Цели:

- познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника,    Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими             народными, любимыми народом;

- помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа и его чаяния, чувства;

- учиться выражать чувства поэта: выразительно читать стихотворения,    исполнять его песни;

  - содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле,            

  к народной песне.

- развивать творческие способности учащихся, умение работать с текстом;

- воспитывать познавательный интерес к предмету, чувство гордости и патриотизма.

 

Оборудование: тематическая презентация, иллюстрации к творчеству

М. Исаковского, портрет поэта.

 

Ход урока

I.         Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II.       Актуализация опорных знаний учащихся.

1.   Проверка домашнего задания.

III.     Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.   Слово учителя.

 В истории русской советской литературы Михаил Васильевич Исаковский стоит в одном ряду с такими поэтами, как В. Маяковский, С. Есенин, Н. Тихонов, А. Асеев, М. Светлов, А. Прокофьев, А. Твардовский… Каждый из них в индивидуально-неповторимых образах и формах выразил жизнь народа и страны. Своеобразие Исаковского, поэта мягкого и нежного голоса, - в тёплом проникновенном и светлом лиризме, в берущей за душу искренности, лёгкости и выразительности его внешне скромных творений.

     В 30-ые годы XX века Исаковский стал одним из основоположников массовой лирической песни, а в военные и послевоенные годы достиг в этом жанре новых, невиданных высот.

IV.      Объявление темы и цели урока.

V.        Изучение нового материала.

1.   Слово учителя.

Высокий, широкоплечий, с крупными чертами лица и проницательными глазами, глядевшими сквозь толстые стёкла очков, Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке. Навсегда поэт приник сердцем к родным краям и не раз воспевал их в стихах и песнях:

          Есть во Всходском районе деревня такая,

                Где оставил я детство своё;

                И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

                Тёплый, ласковый голос её.

            Край мой смоленский,

                Край мой родимый!

                Здесь моя юность

                Когда-то бродила…

                По перелескам

                Костры разводила.

                В жите высоком

                Венки заплетала.

                Встречи нежданной

                Здесь ожидала,

                В дальние дали

                Отсюда стремилась.

2.   Сообщения учащихся.

1-й учащийся: Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из 13-ти их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним, 12-ым ребёнком.

     Мать Михаила – Дарья Григорьевна – терпеливо сносила бесконечные тяготы и заботы многодетной семьи. Она не умела ни читать, ни писать.

     Отец поэта – Василий Назарович – труженик, пахарь, печник, плотник, предприимчивый, хозяйственный человек. Он владел начатками грамоты и со временем устроился работать почтальоном в соседней деревне. Благодаря газетам и журналам, которые привозил с почты отец, Миша самоучкой приобщился быстро к грамоте, самостоятельно научился читать, а затем и писать.

     Из окрестных деревень приходили к нему неграмотные крестьяне с просьбой написать для них письма своим родным и близким. Тем самым Миша учился выражать чувства на бумаге, раскрывать душу. Не случайно своеобразный жанр «лирического письма» займёт впоследствии большое место в поэзии Исаковского.

2-й учащийся: Осенью 1910 года Михаил идёт в школу, которая находилась в соседнем селе. Идёт сразу во 2-ой класс, так как умеет и читать, и писать. Однако вскоре школу пришлось оставить. «Ходить в школу, особенно зимой, мне было не в чем, - вспоминает он впоследствии. – Лапти, правда, я умел плести, так что с обувью дело обстояло благополучно, но одеваться мне было не во что. Так и просидел я целую зиму, как говорится, на печке». К тому же была ещё одна тяжёлая причина: с 7-летнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость с воспалением сетчатки и кровоизлияниями в глазном дне. На помощь пришла учительница, Екатерина Сергеевна Горанская. Она прислала мальчику комплект учебников за 2-ой класс, и Михаил стал заниматься дома.

3-й учащийся: Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь». Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.

     В 1921 году вышли первые сборники стихов Исаковского, а в 1927 – книга М. Исаковского. Вот они…

4-й учащийся: К середине 30-ых годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране.

     Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-ые годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-ые годы. А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью.

Со второй половины 30-ых годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов-песенников.

Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.

     В Глотовке, в его деревне, был сожжён врагами отчий дом. Смоленщина оказалась под пятой фашистских оккупантов. Поэт всю войну прожил в небольшом городе Чистополе Татарской АССР.

                                        Отцовский дом разгромлен и разрушен,

                                        В огне, в дыму Смоленщина моя.

                                        Кругом война, и, в руки взяв оружие,

                                        Спешат на фронт и братья, и друзья.

                                        И горько мне, что я – больной и хворый,

                                        Что без меня идут они на бой.

                                        На бой за Родину, судьба которой

                                        Навеки стала нашею судьбой.

3.   Просмотр презентации.

4.   Слово учителя.

Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны.

 Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 – 39 –х годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен.

5.   Прослушивание песни «Катюша».

                          Расцветали яблони и груши,

                                      Поплыли туманы над рекой.

                                      Выходила на берег Катюша

                                      На высокий берег на крутой.

                                     Выходила, песню заводила

                                      Про степного сизого орла.

                                      Про того, которого любила,

                                      Про того, чьи письма берегла.

                                      Ой ты песня, песенка девичья,

                                      Ты лети за ясным солнцем вслед,

                                      И бойцу на дальнем пограничье

                                      От Катюши передай привет.

                                     Пусть он вспомнит девушку простую,

                                      Пусть услышит, как она поёт.

                                      Пусть он землю бережёт родную,

                                      А любовь Катюша сбережёт.

                                      Расцветали яблони и груши,

                                      Поплыли туманы над рекой.

                                      Уходила с берега Катюша,

                                      Уносила песню за собой.

6.   Обсуждение стихотворения.

7.   Слово учителя.

В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.

     «Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». По заказу командовавшего этим родом войск, генерала А.И. Нестеренко, Исаковский написал новое стихотворение – «Песня про «Катюшу». В нём были слова:

                              И на море, и на суше –

                              По дорогам фронтовым

                              Ходит русская «Катюша»,

                              Ходит шагом боевым.

                              Подчистую немцев косит,

                              Подчистую гадов бьёт,

                              И фамилии не спросит,

                              И поплакать не даёт.

На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша»: на прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом. Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль. По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее впоследствии известнейшей песней.

8.   Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату».

9.   Обсуждение стихотворения.

 Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.

Ученица: Как видим, поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

     Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…». Замечательны и другие песни Михаила Исаковского послевоенных лет: «Каким ты был», «Услышь меня, хорошая» и в особенности чудесная песня на музыку Б. Мокроусова «Одинокая гармонь».

10. Чтение учителем стихотворения «Три ровесницы»

11. Просмотр презентации « Анализ стихотворения «Три ровесницы»

 

VI.      Закрепление изученного материала.                                             

1.   Работа на карточках в парах.

Учащиеся получают вопросы для обсуждения и готовят ответы.

                                                 

2.   Заключительное слово учителя.

 Михаил Исаковский прожил 73 года. Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.

     Осенью 1967 года Исаковский написал такие проникновенно чистые и очень печальные строчки, которые посвятил своей жене, верному другу и помощнику, Антонине Ивановне.

                              В дни осени.

                                Не жаркие, не летние

                                Встают из-за реки –

                                Осенние, последние

                                Останные деньки.

 

                                Ещё и солнце радует

                                И синий воздух чист.

                                Но падает и падает

                                С деревьев мёртвый лист.

 

                                Ещё рябины алые

                                Всё ждут к себе девчат,

                                Но гуси запоздалые

                                «Прости, прощай!» кричат.

                                    *  *  *

                                И рощи запустелые

                                Мне глухо шепчут вслед,

                                Что скоро мухи белые

                                Закроют белый свет…

 

                                Нет, я не огорчаюся,

                                Напрасно не скорблю,

                                Я лишь хожу прощаюся

                                Со всем, что так люблю!

 

                                Хожу, как в годы ранние, -

                                Хожу, брожу, смотрю.

                                Но только «до свидания!»

                                Уже не говорю.

22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало. Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

     В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций. Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа. Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

VII.    Подведение итогов урока.

1.   Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Враги сожгли родную хату»

 

 


 

Дата __________________ русская литература

Дата __________________ русская литература

Край мой родимый!

Край мой родимый!

А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью

А как она начиналась, он и сам этого не ведал, для него это было полной неожиданностью

Уносила песню за собой. 1.

Уносила песню за собой. 1.

Учащиеся получают вопросы для обсуждения и готовят ответы

Учащиеся получают вопросы для обсуждения и готовят ответы

I. Подведение итогов урока

I. Подведение итогов урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022