Конспект урока по литературе в 6 классе
Оценка 5

Конспект урока по литературе в 6 классе

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
русская литература
6 кл
27.04.2020
Конспект урока по литературе в 6 классе
Конспект урока литературы с методикой "Чтение с остановками"
Конспект урока по рассказу И_А_Бунина Лапти.docx

Конспект урока по литературе в 6 классе

 учителя русского языка и литературы Бычковой Ю.Ю.

 

Тема урока: «Изображение души крестьянина» (по рассказу И.А. Бунина «Лапти»).

Цель урока: познакомить с творчеством И.А. Бунина  и рассказом  «Лапти».

Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел, воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать.

Тип урока: урок – размышление.

Технология: критического мышления.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию.

Методы обучения:  словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, презентация), практические (работа с текстом).

Личностные УУД : иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах.

Регулятивные УУД: прогнозировать и оценивать поступки героев художественного произведения в соответствии с ситуацией.

Познавательные УУД: формировать познавательную цель, находить нужную информацию в тексте.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать и аргументировать   свою точку зрения на события, поступки героев, понимать смысл текста, авторскую позицию.

Оборудование: рассказ И.А.Бунина «Лапти», портреты писателя, компьютер, компьютерная презентация о И.А.Бунине, выставка книг писателя, лапти. 

 

Ход урока.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примеча

ния

I. Органи-зационный. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

 

Подготовка к восприятию материала урока.

(Слайд 1)

 

II. Слово учителя.

 

      Сегодня мы продолжаем говорить о творчестве Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. Поговорим сегодня о его рассказе «Лапти», опубликованном в 1924 г.

 

Просмотр презентации.

Подготовка к восприятию основного материала.

 

Слайд 2

III. Стадия вызова.

 

 

 

Постановка цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

   - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, который называется «Лапти»?

И   прочитав рассказ или начав читать, мы узнает, верны ли  наши предположения.

 

Цель: проанализировать рассказ, понять авторский замысел, увидеть, как писатель изображает нравственные качества героев, на основе прочитанного рассказа  воспитывать в себе милосердие, доброту и умение сострадать.

 

Тема урока «Изображение души крестьянина»  в  рассказе И.А. Бунина «Лапти».

Записывайте в тетради число и тему урока.

 

Эпиграфом нашего урока служат слова самого автора: «Одно есть только в мире счастье – весь Божий свет душой любить».

 

Кто из героев рассказа жил по такому принципу?

 Для кого счастьем  было - любить  весь Божий свет душой? Прочитаем рассказ и вернемся к этим вопросам.

 

Изображение души.  Любить душой. Душа.

Что же это такое? Какого человека можно назвать душевным?

Это положительное нравственное качество личности, выражающееся как мягкость, жалостливость, доброта, отзывчивость, нежность, понимание другого человека. Душевность – это индивидуальное выражение потребности человека «действовать для других». Это качество тесно связано с духовностью человека, оно проявляется как осознание своей роли в сеянии доброго и вечного.

 

- Какие выражения со словом «Душа» вы знаете?

А противоположное по значению ему выражение?

 

  Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.

Что такое лапти?

Лапоть – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (демонстрирует классу)

 

 - Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

 «Речь пойдет о крестьянской жизни». «О том, как плетут лапти «Случай о том, как лапти пропали странным образом

 

Знакомство с темой и целями урока.

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственного, доброго, сострадающего, умеющего жалеть и помогать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Работать с душой»

«Болеть всей душой»

 

«Человек без души»

 

 

 

 

Это старинная обувь.

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

IV. Работа с текстом

Осмысление содержания.

Стадия осмысления и стадия вызова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная

работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная

работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение учителем до первой остановки (до слов … Где ж в такой ужас дойти!)

 

1-я остановка

- Какое настроение у вас создает Бунин в начале рассказа? Назовите слова-маркеры, которые окрашивают текст?

-С какими героями вы познакомились?

- Совпали ли наши версии с авторским замыслом?

Речь идет о больном мальчике.  Врач не может приехать из-за пурги.

 

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает?  

Фуксинкрасная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

 

-В какое время года происходит действие рассказа?

- Какая стоит погода и сколько дней?

 

- Какое художественное средство использует автор в этом предложении?

Пятый день несло непроглядной вьюгой.

- Что значит «непроглядная вьюга»?

 

- Что за горе случилось в этом доме, да ещё в такую ужасную погоду?

-Почему мать ребёнка «плакала горькими слезами»?

 

-Чего она боялась?

 

 

 

 

 

 

- Давайте погрузимся в атмосферу стихотворения, представим: ночь, зима, вьюга и беспомощная мать у постели больного ребенка.

 

- Что просит больной ребёнок?

 

 

- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни?  

- Рассмотрите  иллюстраций с изображением крестьянских детей.

 

- Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

Вы видите крестьянских детей, обутых в лапти.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

 

- Каким вы его себе представляете? 

 

Устное словесное рисование: с чёрными волосами, с бородой, в старой одежде, добрый, трудолюбивый.

 

- Действительно, Бунин пишет: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…». Он работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.

- Посмотрите на картины художников. Таким вы его представляете?

 

Ученики рассматривают иллюстрацию.

 

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

 

 

 

-Как Нефёд объясняет решение пойти в лавку за лаптями?

 

-Что имеет в виду Нефёд, говоря «душа желает»?

- По народным поверьям, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Для больного мальчика получить необычные красные лапти – это путь к выздоровлению.

-Осознавал ли крестьянин опасность задуманного?

«Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего».

 

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст, в такой ужас?

Что такое верста?

Русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1066,8 метра).

 

- Пойдёт ли Нефёд, об этом узнаем из следующего отрывка. Чтение учителем до второй остановки ( до слов …степном море)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бледный сумрак, большое горе, тяжело болен, плакала горькими слезами

 

Больной ребёнок, барыня, Нефёд,  муж.

 

 

 

Нефёд предлагает покрасить фуксином, значит это краска

 

 

 

Вьюжной зимой.

 

 

 

 

Эпитет – «непроглядная вьюга»

Такая буря, что ничего не видно

Был тяжело болен ребёнок.

От своей беспомощ-ности и страха.

Она не знает, что делать, так как осталась одна - муж в отъезде.

Врач не может приехать из-за пурги.

Что сын её может умереть.

Ребенок на грани жизни и смерти, он бредит.

 

 

 

Больной ребёнок просит красные лапти.

 

 

У крестьянских детей.

 

Рассматривание ил-люстраций с изобра-жением крестьянских детей.

 

 

 

 

 

Нефёд был слугой.

 

 

 

Устное словесное ри-сование: с чёрными во-лосами, с бородой, в старой одежде, добрый, трудолюбивый

 

 

 

 

 

Ученики рассматривают иллюстрацию.

 

 

 

Добрые. Барыня доверяет ему, советуется с ним, она называет его Нефёдушкой.

 

Значит,  надо добывать. Значит душа желает.

 

Мальчик бредит, сам того не зная, просит лапти.

 

 

 

 

Он хорошо знал, что в такую погоду опасно выходить в дорогу.

 

 

Пойдёт, чтобы спасти ребёнка.

Пойдёт, когда утихнет буря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стадия осмысления и стадия вызова.

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.Физминутка

2 остановка.

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? Почему пошёл?

 

 

 

 

 

 

- Что взял с собой Нефёд? Для чего?

Кнут большая плеть.

 

 

 

 

 

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

 

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

 

 

Давайте погрузимся в атмосферу стихотворения, представим: одинокая фигура Нефеда в ночной степи среди вьюги и холода, идущего навстречу смерти, но даже такой ценой желающего помочь больному ребенку.

 

Подготовленный ученик читает стихотворение.

 

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

 

Зима, ночь, вьюга и беспомощная мать у постели больного ребенка.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

 

- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Чтение учителем до третьей остановки (до слов…стук в окно)

 

Нефёд решил выполнить желание мальчика, потому что этого душа просила. Любовь к мальчику, преданность  барыне заставила его идти в соседнее село.

Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки.

Использовал как средство опоры в метель.

Догадывался.

 

Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.

 

Подготовленный ученик читает стихотворение. Учащиеся  слушают.

 

 

 

 

Мать переживала не только за сына, но и за Нефёда.

 

 

 

 

 

 

 

Пока Нефёд ходил в село, мальчику стало лучше.

 

Стадия осмысления и стадия вызова.

 

3- я остановка

- Переживали ли домашние о Нефёде?

 

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно.

«Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

- А что плохого может случиться?

 

 

 

 

- Так, что же произойдёт дальше?

 

 

Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Учитель читает рассказ до конца.

 

Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.

 

Ночь была ещё страшнее. Дом гудел. Пламя свечи дрожало. Трудно было даже представить, что творится в поле.

 

Он предвещает что- то плохое, злое.

Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это означает, что ребенок умрёт.

Наверное, приехал Нефёд и привез врача, который вылечит ребенка.

 

 

Стадия осмысления и стадия вызова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4- я остановка

- Так, почему автор назвал этот стук зловещим?

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

 

 

 

 

 

- Стоило ли так жертвовать собой? Может зря погиб Нефёд?

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

 

 

Так как привезли мёртвое тело Нефёда.

 

Да. Мужики заблудились, но нашли замёрзшего Нефеда и так спаслись сами.

Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.

Ради ребёнка стоило.

 

Ребенок просто обязан выздороветь, ведь спасая его жизнь, погиб другой, чужой человек. И к тому же исполнилось желание его души.

Думаем, что он выздоровеет.

 

VI.Стадия рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление кластера

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?

 

- В рассказе мать и ребёнок остаются безымянными, а именем наделён только один персонаж – Нефёд? Почему?

 

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

 

- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

 

- Посмотрите на экран, что вы видите?

- Что символизируют данные цвета? Рассказывает подготовленный ученик.

 

- Какие образы и символы рассказа «Лапти» можно отнести к данным  цветам?

 

 

- Предлагаю вам  поискать расшифровку образа  в тексте. Перед вами цветные карандаши. Давайте раскрасим рассказ. Первый ряд найдет слова и выражения, которые можно раскрасить белым, светлым тоном. Вторая группа – черным, третья – красным.

- Что у вас получилось?

 

 

 

 

 

- Предлагаю вам увидеть, как выглядит рассказ, если его раскрасить.

- Какие цвета преобладают?

- Какие образы можно отнести к этим цветам?

 

 

 

 

После чтения рассказа мы можем ответить на вопрос:

- Так какая же она душа крестьянина?

  Представим свои суждения в виде кластера.

 

- Какое понятие  является  определяющим для данного рассказа?

 

- Что же такое самопожертвование?

 Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова, самопожертвование - это жертвование своими личными интересами ради других.

 

Вернемся к эпиграфу.

- Для кого из героев рассказа счастьем  было - любить  весь Божий свет душой?

 

Да. Ради жизни мальчика.

 

Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

 

 

Рассказ о доброте, человечности, о само-отверженности, о любви к ближнему, о жизни и смерти.

 

 

Разные цвета:

 

Слушают.

Белый – снег, метель;

Красный – лапти, жар, болезнь;

Черный - смерть Нефеда

 

 

 

 

 

Дети отмечают, что метель, вьюга, описанные Буниным, имеет черный цвет. «Непроглядная вьюга», «страшные снега» - это разбушевавшиеся темные силы.

 

Черный цвет – олицетворение тьмы, зла;

Белый – добро, любовь, молитва матери, поступок Нефеда;

Красный – символ добра и зла, символ самопожертвования.

 

Добрая, милосердная, сострадающая, любящая, жалостливая, понимающая, спасающая.

 

 

Самопожертвование

 

 

 

 

 

 

 

 

Для Нефеда

 

Вывод.

-Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.

Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных, душевных  качеств, а именно: доброта, милосердие, сострадание, человеколюбие. Нефёд, не задумываясь, решает выполнить волю тяжело больного мальчика, и для него нет ничего важнее «души ребенка».

Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью.

 

Лев Николаевич Толстой говорил:

 

«Если бы не было любви в людях, не вырос бы ни один ребёнок, не остался  бы  жив ни один человек».

 

 

А урок мне бы хотелось закончить стихотворением Т. Кузовлевой:

  Путь к милосердию долог,

  Но милосердие необходимо

  Беспомощным людям и взрослым,

  Особенно детям.

  Не жалейте сердца:

  пусть недолго бьется, беспокойное, оно

  Все ж от своего земного долга

  Сердце отступиться не должно:

  От тревог за всех, кто рядом дышит,

  И от дум, что отгоняет ночь,

  И от страха: вдруг да не услышать

  Чью-то просьбу тихую – помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итог урока.

 

- Ребята, назовите 2 момента, которые у вас получились на уроке, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

 

- Оценки за урок.

 

 

VII. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект урока по литературе в 6 классе учителя русского языка и литературы

Конспект урока по литературе в 6 классе учителя русского языка и литературы

Словарная работа - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, который называется «Лапти»?

Словарная работа - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, который называется «Лапти»?

Словарная работа.

Словарная работа.

Словарная работа.

Словарная работа.

Бледный сумрак, большое горе, тяжело болен, плакала горькими слезами

Бледный сумрак, большое горе, тяжело болен, плакала горькими слезами

Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? -

Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? -

Составление кластера - Можно ли сказать, что

Составление кластера - Можно ли сказать, что

Вывод. -Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию

Вывод. -Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию

Конспект урока по литературе в 6 классе

Конспект урока по литературе в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020