Система уроков литературы в 6 классе.
Тема
Рассказ А. П. Платонова
«Юшка»
Автор: Дорошенко Надежда Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ №16 г.о.Тольятти
Самарская область РФ
2018
План – конспект уроков
Цель: формирование читательской компетенции учащихся.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Формировать навык смыслового чтения;
2. Развивать интерес к самому процессу чтения, потребности читать;
3. Ввести учащихся через литературы в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формировать эстетический вкус;
4. Развивать устную и письменную речь, речевую и коммуникативную культуру; творческие способности учащихся;
5. Приобщить к литературе как искусству слова и формировать умение использовать теоретико-литературные понятия.
Формирование УУД
Познавательные УУД
· умение извлекать информацию их схем, иллюстраций, текстов;
· умение представлять информацию в виде схемы;
· умение выявлять сущность, особенности объектов;
· умение на основе анализа объектов делать выводы;
· умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
· умение слушать и понимать других;
· умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
· умение формировать свои мысли в устной речи;
· умение работать в группе.
Регулятивные УУД
· умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;
· умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· умение прогнозировать предстоящую работу;
· умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
· умение высказывать свое отношение к персонажам, выражать свои эмоции;
· умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
· формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока:
комбинированный
Методические приемы:
· лекция учителя;
· выразительное чтение и анализ произведения;
· прослушивание аудиозаписи;
· просмотр презентаций, видеороликов;
· создание документов;
· работа с сервисами Google;
· создание текста-высказывания (развернутый ответ на вопрос).
Структура и ход уроков
Этап Урока |
время |
ЕОР, оборудование |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Урок 1. Жизнь и творчество А.П.Платонова. Рассказ «Юшка» |
||||
Организационная часть. Мотивация познавательной деятельности. |
2 мин |
Компьютеры, проектор, экран, «Технологическая карта»
|
Проводит инструктаж по работе с «Технологической картой»
Ставит цели и задачи урока |
Cлушают инструктаж.
Записывают тему урока в тетрадь.
|
Лекция в сопровождении видеоролика (презентации) |
4 мин |
Документ Откройте пазлы и увидите фотографию писателя |
Обзорная лекция о жизни и творчестве А.П.Платонова в сопровождении презентации |
Прослушивают лекцию, смотрят презентацию, записывают основные даты и события жизни писателя. |
Знакомство с текстом произведения |
22 мин |
аудиозапись рассказа
текст рассказа |
Задание: прослушайте аудиозапись рассказа в исполнении Александра Синицы, одновременно следите по тексту. |
Слушают текст в исполнении мастера художественного слова и одновременно следят по тексту. |
Первичная рефлексия |
12 мин |
|
Задание: выскажите свои первые впечатления, ощущения, переживания от прочтенно-прослушанного (время на высказывание 30 секунд). Внимательно слушайте высказывания одноклассников, если ваше мнение совпадает, повторяться не нужно. «Задай свой вопрос» - сформулируйте проблемный вопрос. |
В течение 1 минуты готовят свое высказывание. По цепочке предъявляют свое впечатление от прочтенно- прослушанного. Задают вопросы по тексту. |
Самоконтроль знания содержания Текста |
2 мин |
Ресурс, созданный в сервисе Learning Apps, "Знаешь ли ты текст?"
|
Задания: Пройдите по ссылке и проверьте свое знание текста, выполнив задание «Знаешь ли ты текст»? Произведите самооценку, используя
критерии: 1-2 ошибки - неплохо, 3-4 ошибки - текст необходимо перечитать. |
Учащиеся проходят по ссылке и выполняют задание, осуществляют самооценку знания текста по заданным критериям. |
Работа над эпиграфом |
10 мин |
Работа со словарями |
Задание: Познакомьтесь с эпиграфом, ответьте на вопрос "Как вы понимаете слова эпиграфа"? Как вы понимаете слово "блаженный"; обратитесь к толковым словарям и сравните свое понимание значения слова и его толкование в словарях |
1. Проходят по ссылке, знакомятся с эпиграфом к уроку, отвечают на вопрос. 2. Дают свое определение понятия "блаженный", работают со словарями Словарь Ожегова и Шведова, Словарь В.Даля, сравнивают свое понимание значения слова и его толкование в словарях. |
Д/З |
2 мин |
«Технологическая карта» |
1. Комментирует домашнее задание: пройти по ссылке, составить формальную композицию рассказа. 2. Инструкция по работе с документом. 3. Задание по группам |
Знакомятся с Инструкцией Осуществляют сетевое взаимодействие: проходят по ссылке и отмечают на графеме основные композиционные элементы, используя цитаты из текста. |
Урок 2. Работа над текстом рассказа «Юшка»
|
||||
Организационная часть. Мотивация познавательной деятельности. |
2 мин |
Компьютеры, проектор, экран, «Технологическая карта»
|
Ставит цели и задачи урока |
Слушают |
Проверка домашнего задания: композиционный анализ рассказа |
10 мин |
«Коллекция класса»
Совместный документ группы |
Задание: пройдите в «Коллекцию класса», откройте ссылку на совместный документ и отчитайтесь о выполненном задании. Оцениваем задание В зависимости от полноты выполнения задания баллы от 3 до 5: исчерпывающий ответ – 5 баллов; отмечены не все элементы – 4; отмечены не все элементы – 3. |
Группы предъявляют выполненное задание. Другие группы задают свои вопросы. |
Работа над портретной характеристикой персонажа |
25 мин |
Работа с текстом в группах, вычитывание портретной характеристики персонажа. |
Задание: Вычитать: -Каким представляет автор Юшку? -Что мы можем сказать о нем, судя только по внешнему портрету? -Почему автор подчеркивает физическую немощь героя? -Прокомментируйте пословицу:"Сила молчит. а слабость кричит". О какой силе говорится в пословице? -Как это соотносится с образом Юшки? -Почему автор говорит, что глаза Юшки плохо видели? |
Вычитывают портретную характеристику героя, работают над материалом для заполнения таблицы в презентации.
|
Д/З |
3 мин |
«Технологическая карта» |
Задание: перечитать текст, ответить на вопросы и заполнить свою Презентацию
|
Осуществляют сетевое взаимодействие: работают над совместным документом "Презентация" Инструкция по работе с документом |
Урок 3. Дискуссия |
||||
Организационная часть. Мотивация познавательной деятельности. |
2 мин |
Компьютеры, проектор, экран, «Технологическая карта»
|
Ставит цели и задачи урока
|
Слушают
. |
Проверка домашнего задания |
10 мин |
Компьютеры, проектор, экран,
|
Задание: пройти по своей ссылке в Коллекции класса и отчитаться о выполнении задания |
Предъявляют выполненную работу, задают вопросы по содержанию выполненной работы |
Дискуссия |
25 мин |
Работа с текстом. |
Эпизод "Смерть Юшки": встреча с веселым человеком, сцена похорон. Почему слова "веселого человека" возмутили Юшку? Почему проститься с Юшкой пришли все люди? Случайно ли, что только после похорон люди ощутили в нем необходимость? Эпизод с девушкой Почему девушка появляется в ненастную ночь? Какое символическое значение имеет время появления девушки в городе? Почему она остается в городе? Какие качества Юшки находят продолжение в девушке? |
Обсуждают предложенные учителем вопросы, комментируют ответы учащихся. |
Д/З |
3 мин |
«Технологическая карта» |
Задание: Повторите тип речи "рассуждение". Подготовиться к письменной работе развернутый ответ на вопросы. Выполните Тест |
Повторяют теорию "Типы речи - рассуждение" Готовятся к письменной работе "Развернутый ответ на вопрос" (по выбору). Выполняют тест. |
Приложение:
Список ресурсов к урокам по рассказу А.П.Платонова “Юшка”
1. Технологическая карта для учащихся.
2. Задание с использованием сервиса LeauningApps
3. Задание с использованием сервиса LeauningApps
4. Презентация "Обзор жизни и творчества А.Платонова"
5. Аудиозапись рассказа
6. Текст рассказа
7. Эпиграф к рассказу.
8. Он-лайн словари: Словарь Ожегова и Шведова, Словарь В.Даля
9. Презентация "Композиция рассказа Платонова "Юшка"
10. Презентация "Портрет Юшки"
11. Инструкция по работе с документом Googl презентация.
12. Таблица "Социальное взаимодействие. Платонов "Юшка"
13. Русский язык и культура речи. Тип речи “Рассуждение”
14. Задания для работы в группах
15. Письменный ответ
16. Тест
17. Коллекция класса
Учителю в помощь:
1. Инструкция по настройке автоматической проверки форм Google
2. Инструкция по проверке форм Google при помощи сервиса Flubaroo
Примечание: все ресурсы (кроме №№ 5, 6,8, 13, инструкции для учителя) являются авторскими.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.