Урок литературы в 6 классе на тему: Александр Степанович Грин "Алые паруса", "Бегущая по волнам"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А. С. Грин.docx

Александр Степанович Грин

«Алые паруса», «Бегущая по волнам»

Биографическая справка. Реалистическая основа произведений Грина.

1.     Познакомить с жизнью и творчеством Грина.

2.     Раскрыть реалистическую основу повестей.

3.     Прокомментировать содержание повестей.

Рассказ учителя о писателе.

- У Грина есть рассказ. Двое поспорили. Один сказал, что обойдёт пешком вокруг света. Поспорили на большую сумку (милион). Прошло долгое время. И вот однажды дверь банка открылась, и вошёл тот, первый.

- Я выиграл пари, - закричал он с порога. – Я обошёл вокруг света, и вот я здесь.

Банкир не поверил, стал спорить, и банкир закричал:

- Вернись, вернись, я верю тебе.

Что же случилось? Банкир по спине этого человека, понимаете, по спине! – понял, что тот опять пойдёт вокруг света. Вот что такое Грин.

Ю. Олеша.

Кто же он, Александр Грин? Жизнь человека измеряется датами 1880-1932.

Какие события происходили в это время?

Первая мировая война;

3 революции;

гражданская война;

первые годы строительства социализма.

Время трудное, кровавое, безрадостное.

Родился А. С. Грин в городке Слободском неподалёку от Вятки в семье ссыльного поляка Степана Гриневского.

С ранних лет познал все прелести безрадостного существования. За малейшую провинность мальчика били.

Больная, измученная домашней работой мать с каким-то странным удовольствием дразнила сына песенкой:

А в неволе поневоле,

Как собака, прозябай!

Грин вспоминал: «Я мучился, слыша это, потому что песня относилась ко мне, предрекая будущее.

С большим трудом отец отдал Александра в реальное училище, но Александра оттуда исключили за невинные стихи об учителе, классном наставнике.

Отец пытался устроить сына в гимназию, но мальчика не взяли: слава дерзкого неблагонадёжного ученика помешала.

Учится Александр в городском училище.

Надорвавшись от работы, умирает мать. В дом приходит мачеха, которой абсолютно безразличен пасынок.

В училище процветали драки.

Чтобы как-то прокормиться, мальчик перебелял сметы для больницы, переплетал книги, клеил фонарики для иллюминации в день восшествия Николая II на престол, переписывал роли для актёров за несколько копеек.

Он принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни.

В несчастьях он терялся, не мог противостоять злу, не имел никакой деловой струнки.

Грин видел много горя, раздавленных жизнью людей, изуродованных душ, понимал, что виной всему бездуховность.

Шёл 1920 год. А. С. Грин служил в Красной Армии в Острове под Псковом. Заболел сыпным тифом. Долго болел. Вышел из больницы почти инвалидом, не имел крыши над головой.

Жена Ирина вспоминала: «В это время спасителем Грина явился Максим Горький, Он узнал о тяжелом положении Грина и сделал для него всё. По просьбе Горького Грину дали редкий в те времена академический паёк и комнату на Мойке, в Доме искусств,— теплую, светлую, с постелью и со столом. Замученному Грину особенно драгоценным казался этот стол — за ним можно было писать. Кроме того, Горький дал Грину работу. Из самого глубокого отчаяния и ожидания смерти Грин был возвращён к жизни рукою Горького. Часто по ночам, вспоминая свою тяжёлую жизнь и помощь Горького, ещё не оправившийся от болезни Грин плакал от благодарности».

Пытаясь уйти от нужды, Грин брался за работу.

Его повести – мечта о добром, чего был лишён писатель в жизни.

К. Г. Паустовский вспоминал в своей «Книге о жизни» (1963 год): ««Я увидел его тогда в первый и последний раз. Я смотрел на него так, будто у нас в редакции, в пыльной и беспорядочной Москве, появился капитан «Летучего голландца» или сам Стивенсон. Все почему-то молчали, молчал и я, хотя мне страшно хотелось сказать ему, как он украсил мою юность крылатым своим воображением, какие волшебные страны цвели, никогда не отцветая, в его рассказах, какие океаны шумели и блистали на тысячи и тысячи миль, баюкая бесстрашные и молодые сердца.

И какие тесные, шумные, певучие и пахучие портовые города, залитые успокоительным солнцем, превращались в нагромождение удивительных сказок и уходили вдаль, как сон, как звук затихающих женских шагов, как опьяняющее дыхание открытых только им, Грином, благословенных и цветущих стран.

Он ушел навсегда, и я больше никогда не видел его в жизни. Я только думал и писал о нем, сознавая, что это — слишком малая дань моей благодарности этому человеку за тот щедрый подарок, который он бескорыстно оставил всем мечтателям и поэтам».

Умирал А. С. Грин так же тяжело, как жил. Он просил поставить его кровать к окну. За окном синели Крымские горы и синело море.

Ему принесли посылку с авторскими экземплярами последней его книги «Автобиографическая повесть».

Он слабо улыбнулся, пытался прочесть название, но книга выпала из рук. Писателя не стало.

Работа над содержанием феерии «Алые паруса»

1.     Где служил Лонгрен?

2.     Почему умерла Мери?

3.     Куда направилась Ассоль с корзинкой?

4.     С кем встретилась на пути?

5.     Как Эгль охарактеризовал имя Ассоль?

6.     Как Эгль характеризует жителей Каперны?

7.     Как дети дразнили Ассоль?

8.     Какие события в жизни Артура Грэя стали ключевыми?

9.     Что Артур Грэй говорит Польдишоку о рае?

10.  Как Артур Грэй помог Бетси, обжёгшей руку?

11.  Как Артур Грэй второй раз помог Бетси?

12. Почему именно фигура капитана, изображённого на картине, стала воплощением жизненного идеала Грэя?

13.  Что произошло, когда Грэю шёл 15 год?

14.  Кому Артур Грэй обязан тем, что стал капитаном?

15.  Почему Летика говорит о капитане Грэе: «Капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан. Впрочем люблю его»?

16.  Что увидел Летика, наблюдая за Грэем и Ассоль?

17.  Что выделяло Грэя среди посетителей трактира Меннерса?

18.  Сообщил ли Грэй матросам, куда идёт «Секрет»?

19.  Какие слова вам кажутся ключевыми в монологе Артура Грэя? («Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».)

20.  Чем заканчивается феерия «Алые паруса»?

 

Работа над содержанием произведения «Бегущая по волнам»

1)    Прокомментировать материал.

2)    Развить навыки пересказа.

3)    Побудить к серьёзному самостоятельному чтению.

1.     От чьего имени идёт действие в произведении?

2.     Где оно происходит?

3.     С кем из героев знакомит автор в первых главах?

4.     Кто из героев вызывает настороженность и почему?

5.     На чьей стороне ваши симпатии?

6.     Комментарий глав.

Д. з. подготовиться к сочинению-рассуждению «Почему важно быть целеустремлённым?»


 

Посмотрите также