Пргорамма кружка по литературе (6 класс)
Оценка 4.6

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русская литература
6 кл
27.03.2018
Пргорамма кружка по литературе (6 класс)
Цели кружка: - исследовать природу смешного; - попытаться войти в художественный мир писателя – юмориста; -рассмотреть, каким оружием смеха обладает писатель-классик, какими юмористическими художественными приёмами пользуется он при написании рассказов. Задачи кружка: -познакомить учащихся с юмористическими произведениями русских и зарубежных писателей; -научить определять жанры сатирических и юмористических произведений; - помочь учащимся научиться сочинять юмористические произведения; - совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения; - развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
юмор в дет.лит-ре.Факультатив.docx
Программа кружка по литературе в 6 классе «Юмор в детской художественной литературе» (Проектно-исследовательская деятельность учащихся) Пояснительная записка: Задумываемся ли мы, как удаётся автору сатирической повести, юмористического рассказа или фельетона вызвать у читателя смех или хотя бы ироническую улыбку? «Что ж, ­ скажем мы, ­ на то он и писатель, это секрет его таланта». Но  ведь секретом умной шутки, смеха обязан владеть каждый человек. Вспомним, какое неловкое чувство вызывает в компании тот,   кто не понимает шуток   или шутит грубо, пошло. А как хорошо порой развеселить   товарищей остротой, как необходимо иногда высмеять язвительным словом бездельника или лжеца! Шутить, высмеивать то, что мешает в нашей жизни, можно и нужно научиться. Конечно, для этого прежде всего необходимо обладать чувством юмора, наблюдательностью, умением видеть недостатки. Именно на занятиях кружка учитель может приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора, открыть им «секреты» создания сатирического или юмористического произведения. Цели кружка: ­ исследовать природу смешного; ­ попытаться войти в  художественный мир писателя – юмориста; ­рассмотреть,   каким   оружием   смеха   обладает   писатель­классик,   какими   юмористическими художественными приёмами пользуется он при написании рассказов. Задачи кружка: ­познакомить учащихся с юмористическими  произведениями русских и зарубежных писателей; ­научить определять жанры сатирических и юмористических произведений; ­ помочь  учащимся научиться сочинять юмористические произведения; ­ совершенствовать умения  анализировать текст художественного   произведения;  ­ развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную  речь; 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тематическое планирование: Теоретический блок: Введение. Цели и задачи курса «Юмор в детской художественной литературе». Что такое юмор? Отличие юмора от сатиры. Виды и жанры комического. Первые русские сатирики (17 век). Комическая неожиданность. Речевые средства юмора и сатиры. Соединение несоединимого. Остроумная речь. Пушкин-эпиграмматист. Анализ рассказов Чехова «Налим», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Анализ рассказа О.Генри «Вождь Краснокожих» Открываем мир Зощенко. Рассказы «Монтёр», «Баня», «Галоша», «Встреча», «Баретки». Творческий блок: 3,6ч 5,4ч 5,4ч 5,4ч 5,4ч 14,4ч 5,4ч 5,4ч 14,4ч 7,2ч 14,4ч 14,4ч 28,8ч 14,4ч 16,8ч 3.6ч 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Обучение выразительному чтению фрагментов произведений юмористического характера. Сочиняем частушки, басни, юмористические рассказы. Иллюстрации к юмористическим рассказам. Самостоятельная работа в библиотеке Урок-концерт «Улыбайтесь, господа!» Обучение использованию ИКТ Создание сборника юмористических рассказов собственного сочинения в программе Word. Работа со сканером Презентация: формы, виды. Критерии оценивания презентаций. Создание буклета. Критерии оценивания буклета Создание кроссворда. Критерии оценивания 28,8ч 10,8ч 10,8ч 10,8ч 10,8ч кроссворда Работа с сетью Интернет. Предзащита исследовательских работ учащихся. Разбор ошибок предзащиты. Итоговая защита проекта Обсуждение итогов участия в проекте Индивидуальные консультации Рецензирование работ 46,8ч 14,4ч 3,6ч 3,6ч 45ч 27ч 22 23 24 25 26 27 Факультативная форма обучения очень важна и необходима, т.к. воспитание читателя,  являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлена лишь на  уроках, в классе. Современный школьник сталкивается с самой разнообразной культурной информацией.  Радио, телевидение, кино, театр с большой силой воздействуют на читательские интересы  школьников, часто определяют круг и характер внеклассного чтения учащихся. Редкие  уроки внеклассного чтения не в состоянии охватить все интепесующие и необходимые  ученикам вопросы, связанные с восприятием искусства. В значительной мере этому  расширению горизонта знаний в области искусства способны помочь факультативные  занятия в старших классах. Их содержание, настроение, методическое воплощение требует требую сложного внимания учителей­словесников. Современная практика ведения  школьных факультативов в старших классах “обнаруживает тенденцию к превращению  внеклассных школьных занятий в своего рода вузовский спецкурс или спецсеминар по  узкой научной проблеме”( ;123) Сужение тем факультатива вряд ли целесообразно даже  тогда, когда ученики получают на занятиях отдельные навыки исследовательской работы.  В школе мы не готовим литературоведов. Постановка такой задачи была бы утопичной,  нереальной. Факультативы, по нашему убеждению, должны расширять представления  школьников об искусстве, помочь им осознать, привести в систему все разнообразие  впечатления от искусства, получаемые по разным каналам. В качестве темы для факультатива надо избирать не частный, как это порой бывает, а  существенный для идейного и эстетического развития школьников вопрос, который  объединяет все занятия факультатива общей и содержательной мыслью.При этом характер  проблемы, центральной для факультатива, необходимо соотнести с уровнем,  возможностями читательского восприятия школьников, с кругом вопросов, их  интересующих. Факультативное изучение литературы начинается в 9 классе, когда интересы школьников  уже определились, а их способность к самостоятельной интеллектуальной деятельности  стремительно возрастает. Факультативные занятия ведутся по программам, утвержденным  Министерством просвещения и служат дополнением к основному курсу литературы; они  нужны для углубления знаний учащихся ,развития их интересов и способностей; они  содействуют профессиональной ориентации будущих работников литературы, учителей­ словесников, библиотекарей, литературоведов, журналистов. Выпускники школы,  учавствовавшие в факулитативном изучении литературы, в какой бы сфере ни работали,  обычно сохраняют высокую читательскую активность и культуру. Участие школьников в факультативах ­ дело добровольное как и во внеклассной  работе.Перед каждым старшеклассником открывается возможность углубленно заниматься тем,что его влечет. В школах имеются факультативы по разным предметам, тот или иной  выбирается в начале учебного года. Но выбор должен быть продуманным: факультативная  группа (от 15 до 25 человек) сохраняется в течение всего учебного года. Занятия идут по  расписанию, как и уроки(35 часов в год, одно занятие в неделю), ведется журнал занятий. Работая с относительно небольшим числом заинтерисованных учеников, учитель в большей мере, чем на уроке,может осуществлять дифференцированный подход,подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников. Факультативные занятия предпологают высокий уровень творческой самостоятельности  школьников. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод,  который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов.  Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько  от подхода ученика к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей  задачи. В этой работе возможны свежие наблюдения, имеющие интерес для науки:  “художественное произведение неисчерпаемо, оно живет и меняется в сознании новых  читательских поколений и никогда не может быть объяснено до конца. Но в условиях  школы наиболее реально и общественно значимо то новое, что рождается в самом процессе увлеченного изучения литературы: творческая устремленность, читательская активность,  научная пытливость школьников”. [ ;111] Работа участников факультативных занятий оценивается несколько по­иному, чем на  уроках: пятибальная система обычно не применяется, но признание подготовленного  доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории  – на уроке, на вечере, одобрение и благодарность учителя и товарищей, удовлетворение  самого ученика, радость самостоятельного, пусть скромного открытия – все это побуждает думать, искать, выполнять относительно сложные задания. Как и на уроках, на факультативных занятиях основное внимание уделяется  художественному произведению. Анализ текста, сопоставление его редакций, изучение  творческой истории произведения , его жизнь на сцене и на экране, интерпретации  литературных образов в книжной графике, живописи, скульптуре, музыке, в искусстве  режиссера и актера – такого рода работа широко применяется на факультативных  занятиях. Факультативы создают благоприятные условия для того, чтобы школьники почувствовали  общественную ценность учебного труда: участники их, как правило, “Становятся творческим активом класса на уроках по  основному курсу, инициативны и деятельны во внеклассной работе, являются ближайшими  помощниками учителя и библиотекаря в пропаганде книги.” [ ;323] В результате проведения факультатива у учеников формируются качества, помогающие  изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок  школы. [ ;325] 1. Умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и  динамику авторских чувств.  2. Умение оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных  мотивов в чтении.  3. Умение видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста.  4. Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным  личным опытом, с пережитым в реальности.  5. Умение правильно читать художественный текст.  6. Умение соотнести характер чтения со стилем писателя.  7. Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонациями услышать  и понять концепцию прочитанного. 8. Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи, и т.д. На первом вступительном занятии учитель, знакомя школьников с программой  факультатива, говорит об организации их работы. Далее, приступая к очередной теме, учитель на вводном занятии рассматривает вместе с  учащимися, учитывая их предложения, план занятий, распределяет и объясняет задание. Задания выстраиваются как бы по спирали: основные виды работы повторяются, но  сложность их возрастает. 2.Виды заданий на факультативных занятиях. Дадим краткую характеристику типичных заданий ( ;8­9) Работа с хронологической таблицей. ( от темы к теме повышается объем пояснений к  датам, событиям, именам, названиям); Выразительное чтение текста(при изучении драматических произведений вводится чтение  по лицам, чтение с элементами инсценирования, элементы режиссерской работы; при  изучении прозаических жанров – литературный монтаж; в итоговые занятия по темам  включаются выступления концертного характера , конкурсы на лучшего исполнителя); Комментирование текста ( начинается с кратких сведений о времени и обстоятельствах  создания произведения, затем, по мере углубления, переростает в сообщение о творческой  истории произведения); Аналитическая беседа по тексту произведения(сначала это выявление и осмысление  отдельных деталей и компонентов произведения, далее – рассмотрение произведения в  одном из возможных аспектов с расширением объема работы, выполняемой учениками, с  привлечением черновых вариантов текста, в конце занятий – анализ произведения, целиком подготовленный учащимися); Составление текстов (преимущественно отдельных образов и мотивов, но с постепенным  углублением анализа, с размышлением о развитии художественного познания  действительности, о своеобразии стилей разных авторов – Державина и Жуковского,  Жуковского и Пушкина, Марлинского и Пушкина, Нарежного и Гоголя и др.); Применение наглядных пособий, аудиовизуальной техники: диапроэктора, магнитофона и  др. (с постепенным включением их в другие виды работы – заочные экскурсии, монтажи,  отчетные концерты и т.п. К основным видам работы присоединяются на разных этапах работы факультатива новые. Заочные экскурсии( первая в “пушкинский Петербург” – проводится при изучении  “Медного всадника” А.С.Пушкина, далее следуют экскурсии в Болдино, в Михайловское ,  Миргород, в “гоголевский Петербург”); Сообщения и доклады( начало работы – небольшие сообщения о творческой истории  произведения, а также аналитические доклады по конкретным вопросам); Работа над публицистической и критической статьей( ее начало – чтение различных  критических статей, их обсуждение);

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)

Пргорамма кружка по литературе (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018