Конспект урока по литературе в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»)
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл—9 кл
15.12.2021
Конспект урока по литературе в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина  ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,  «Пророк»)
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина является сквозной (так же как и тема свободы) и занимает одно из ведущих мест в его творчестве. Нашей задачей было – проследить, в чем своеобразие Пушкина в интерпретации данной темы. Поэт – человек сверхординарный (не такой как все) с искрой небесной огня, который призван будить в людях все лучшее и который говорит особым высоким языком. К такому выводу Пушкин шел на протяжении всего творчества.
поэт и поэзия 1 декабря.docx

Урок от 01.12.21       9 класс              

 Литература

Тема урока : Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина  ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,  «Пророк»)

Планируемые результаты

Предметные : знать, как понимал Пушкин природу поэтического вдохновения, высокое назначение поэта, учиться анализу поэтического текста, развивать творческое воображение и мышление.

Метапредметные УУД

Регулятивные : уметь определять цели урока, планировать свою деятельность, работать по плану, оценивать результаты своей деятельности на уроке.

Познавательные : находить необходимый материал в учебнике,  справочной литературе, производить наблюдения и анализ стихотворений, делать выводы и обобщения.

Коммуникативные : выразительно читать, участвовать в диалоге, создавать краткие монологические высказывания.

Личностные : воспитывать интерес к  поэтическому  творчеству .

Тип урока : комбинированный.

                                     Ход урока

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

 Мы продолжаем с вами разговор о творчестве А С Пушкина

1) О каких темах в лирике мы уже говорили? (темы дружбы, любви, вольнолюбивой лирике)

2) Как вы думаете, о какой теме пойдет наш разговор? (правильно, о теме поэта и поэзии

.

3) Какова   цель нашего урока? (выяснить, как отвечал на А. С. Пушкин на вопросы:

 Какова роль поэта и поэзии в обществе?  В чем состоит предназначение поэта? 

 

3. Мотивация. Определение цели урока.

4. Изучение нового материала

 

1) Стихотворение «Пророк» тексты раздать 1 экземпляр на парту

История создания.

 Стих-е навеяно событиями 14 декабря 1825 года  и скорбью о гибели собратьев, друзей. Написано оно по дороге из Михайловского в Москву в 1826 году, когда опального поэта вызвали  для встречи с царем.

Словарная работа

 

Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего. Пушкин частично использует «Откровения» пророка Исайи – Носитель правды, справедливости.

Шестикрылый серафим – персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.

 Серафим – «огненный», « сжигающий», название одного их высших ангельских чинов. 

 Ангел - доброе сверхъестественное существо, действующее по воле богов

Перст – палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.

Вещий – мудрый.   Зеница – глаз, зрачок.

Горний – находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный.       Десница – правая рука.       Глагол – речь, слово.

Празднословие – склонность к праздным, пустым разговорам

Внемли – повелительное наклонение глагола внимай

Виждь –  повелительное наклонение глагола видетьсмотри

Влачился – тащился, шел с трудом.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

 Беседа

1)Какое первое впечатление после прочтения? (сложно, непонятно) Почему? ( много церковно-славянских слов)

2) Для чего Пушкину библейские образы и использование высокой книжной лексики - старославянизмов и архаизмов? (чтобы подчеркнуть высокое назначение поэта и поэзии. Фразой «глаголом жечь сердца людей Пушкин определил и свое собственное творчество).

 3) Какие образы присутствуют в стих-и? (лирический герой, ангел, Бог)        

4) Каким изображен герой в начале стих-я? (человек с высокими запросами, томящегося духовной жаждою, стремящегося к  творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» - не знает, как утолить «духовную жажду», поэтому  не живет, а «влачится», прозябает.)

 5) С кем сравнивается поэт? ( С пророком. И поэт, и пророк одинаково важны для человечества, и Бог их призывает к служению для блага людей)

 6)  Какой путь проходит поэт, прежде, чем стать пророком?

 ( Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в  «пустыне мрачной», до возродившегося,  очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка)

 7) Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта? (преобразует природу человека:  глаза  стали «вещими», то есть очень многое увидели, что до сих пор было скрыто от него. Стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха. Вместо «празднословного»  и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» - « угль, пылающий огнем».

Т. е., пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди)

8) Почему такое жестокое преображение? (потому что, творчество – тяжелая ноша, тяжелый крест)

9)  «Как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало, чтоб стать настоящим поэтом? (божественная воля: восстань, пророк,…)

 

10) Зачем лишили героя трепетного, взволнованного сердца, наполненного надеждами? (чтоб он мог твердо говорить правду , без колебаний)

11) Зачем наделили его такими способностями? Что значит «глаголом жги  сердца людей»? ( чтобы нести суровую правду)

 

 12) Как композиционно можно разделить стихотворение?  На сколько частей?

(1. Встреча с Серафимом. 2. Превращение в пророка. 3 «Бога глас ко мне воззвал»)

 

 13) Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

 ( пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким никогда не увидит простой человек: они оба видят скрытые, тайные его стороны.  Пророк исправляет мир, поэт – отражает. Они оба обращаются к людям , открывая им правду о земле и небе

Особая миссия поэта сходна с ролью библейских  пророков: нести людям высшую божественную истину, « глаголом жечь сердца», т. е. зарождать мысли, сомнения, зарождать чувства)

 

 14) Для чего Пушкину библейские образы и использование высокой книжной лексики - старославянизмов и архаизмов? (чтобы подчеркнуть высокое назначение поэта и поэзии. Фразой «глаголом жечь сердца» людей Пушкин определил и свое собственное творчество)

История создания.

 Стих-е навеяно событиями 14 декабря 1825 года  и скорбью о гибели собратьев, друзей. Написано оно по дороге из Михайловского в Москву в 1826 году, когда опального поэта вызвали  для встречи с царем.

 Вывод: Пушкин говорит об  особой миссии поэта, подобной роли библейских пророков: нести людям высшую божественную истину.

 

2)Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Чтение стихотворения вслух

. В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”.

Беседа

- Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? (У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграфом из которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.)

- С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник? (Пушкин начинает со сравнения: свой “нерукотворный памятник”, воздвигнутый поэзией, он сравнивает с “Александрийским столпом”. Что здесь имеется в виду - маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника – “глава непокорная”).

- Что имеется в виду? (Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)

- Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?

   Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…

Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом названии– задушевность и любовь.

- В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии? Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства (“Пока великий Рим владеет светом…”, “Доколь славянов  род вселена будет чтить…” - до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина). Пушкин переосмысливает этот мотив и принципиально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственности. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому “памятник” - поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

- Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл?         (В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)

Создание синквейна

1.      Поэт

2.       Свободный,  вдохновенный

3.      Слышит, видит, творит

4.       Наделен  высоким  божественным даром .

5.      Пророк.

5.Рефлексия

6.Дом.задание : подготовиться к письменному  анализу стихотворения Пушкина(по выбору)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Александр Пушкин

Пророк

 

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

1826 г.

 

 

 

 

 

 

 

Александр Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

 

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

1836 г.


 

Урок от 01.12.21 9 класс

Урок от 01.12.21 9 класс

Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего

Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего

Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта? (преобразует природу человека: глаза стали «вещими», то есть очень многое увидели, что до…

Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта? (преобразует природу человека: глаза стали «вещими», то есть очень многое увидели, что до…

Вывод: Пушкин говорит об особой миссии поэта, подобной роли библейских пророков: нести людям высшую божественную истину

Вывод: Пушкин говорит об особой миссии поэта, подобной роли библейских пророков: нести людям высшую божественную истину

В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии?

В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии?

Приложение 1 Александр Пушкин

Приложение 1 Александр Пушкин

Александр Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

Александр Пушкин Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021