Урок от 01.12.21 9 класс
Литература
Тема урока : Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»)
Планируемые результаты
Предметные : знать, как понимал Пушкин природу поэтического вдохновения, высокое назначение поэта, учиться анализу поэтического текста, развивать творческое воображение и мышление.
Метапредметные УУД
Регулятивные : уметь определять цели урока, планировать свою деятельность, работать по плану, оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Познавательные : находить необходимый материал в учебнике, справочной литературе, производить наблюдения и анализ стихотворений, делать выводы и обобщения.
Коммуникативные : выразительно читать, участвовать в диалоге, создавать краткие монологические высказывания.
Личностные : воспитывать интерес к поэтическому творчеству .
Тип урока : комбинированный.
Ход урока
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
Мы продолжаем с вами разговор о творчестве А С Пушкина
1) О каких темах в лирике мы уже говорили? (темы дружбы, любви, вольнолюбивой лирике)
2) Как вы думаете, о какой теме пойдет наш разговор? (правильно, о теме поэта и поэзии)
.
3) Какова цель нашего урока? (выяснить, как отвечал на А. С. Пушкин на вопросы:
Какова роль поэта и поэзии в обществе? В чем состоит предназначение поэта?
3. Мотивация. Определение цели урока.
4. Изучение нового материала
1) Стихотворение «Пророк» тексты раздать 1 экземпляр на парту
История создания.
Стих-е навеяно событиями 14 декабря 1825 года и скорбью о гибели собратьев, друзей. Написано оно по дороге из Михайловского в Москву в 1826 году, когда опального поэта вызвали для встречи с царем.
Словарная работа
Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего. Пушкин частично использует «Откровения» пророка Исайи – Носитель правды, справедливости.
Шестикрылый серафим – персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.
Серафим – «огненный», « сжигающий», название одного их высших ангельских чинов.
Ангел - доброе сверхъестественное существо, действующее по воле богов
Перст – палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.
Вещий – мудрый. Зеница – глаз, зрачок.
Горний – находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный. Десница – правая рука. Глагол – речь, слово.
Празднословие – склонность к праздным, пустым разговорам
Внемли – повелительное наклонение глагола внимай
Виждь – повелительное наклонение глагола видеть - смотри
Влачился – тащился, шел с трудом.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Беседа
1)Какое первое впечатление после прочтения? (сложно, непонятно) Почему? ( много церковно-славянских слов)
2) Для чего Пушкину библейские образы и использование высокой книжной лексики - старославянизмов и архаизмов? (чтобы подчеркнуть высокое назначение поэта и поэзии. Фразой «глаголом жечь сердца людей Пушкин определил и свое собственное творчество).
3) Какие образы присутствуют в стих-и? (лирический герой, ангел, Бог)
4) Каким изображен герой в начале стих-я? (человек с высокими запросами, томящегося духовной жаждою, стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» - не знает, как утолить «духовную жажду», поэтому не живет, а «влачится», прозябает.)
5) С кем сравнивается поэт? ( С пророком. И поэт, и пророк одинаково важны для человечества, и Бог их призывает к служению для блага людей)
6) Какой путь проходит поэт, прежде, чем стать пророком?
( Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка)
7) Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта? (преобразует природу человека: глаза стали «вещими», то есть очень многое увидели, что до сих пор было скрыто от него. Стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха. Вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» - « угль, пылающий огнем».
Т. е., пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди)
8) Почему такое жестокое преображение? (потому что, творчество – тяжелая ноша, тяжелый крест)
9) «Как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало, чтоб стать настоящим поэтом? (божественная воля: восстань, пророк,…)
10) Зачем лишили героя трепетного, взволнованного сердца, наполненного надеждами? (чтоб он мог твердо говорить правду , без колебаний)
11) Зачем наделили его такими способностями? Что значит «глаголом жги сердца людей»? ( чтобы нести суровую правду)
12) Как композиционно можно разделить стихотворение? На сколько частей?
(1. Встреча с Серафимом. 2. Превращение в пророка. 3 «Бога глас ко мне воззвал»)
13) Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?
( пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким никогда не увидит простой человек: они оба видят скрытые, тайные его стороны. Пророк исправляет мир, поэт – отражает. Они оба обращаются к людям , открывая им правду о земле и небе
Особая миссия поэта сходна с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, « глаголом жечь сердца», т. е. зарождать мысли, сомнения, зарождать чувства)
14) Для чего Пушкину библейские образы и использование высокой книжной лексики - старославянизмов и архаизмов? (чтобы подчеркнуть высокое назначение поэта и поэзии. Фразой «глаголом жечь сердца» людей Пушкин определил и свое собственное творчество)
История создания.
Стих-е навеяно событиями 14 декабря 1825 года и скорбью о гибели собратьев, друзей. Написано оно по дороге из Михайловского в Москву в 1826 году, когда опального поэта вызвали для встречи с царем.
Вывод: Пушкин говорит об особой миссии поэта, подобной роли библейских пророков: нести людям высшую божественную истину.
2)Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Чтение стихотворения вслух
. В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”.
Беседа
- Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? (У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграфом из которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.)
- С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник? (Пушкин начинает со сравнения: свой “нерукотворный памятник”, воздвигнутый поэзией, он сравнивает с “Александрийским столпом”. Что здесь имеется в виду - маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника – “глава непокорная”).
- Что имеется в виду? (Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)
- Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом названии– задушевность и любовь.
- В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии? Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства (“Пока великий Рим владеет светом…”, “Доколь славянов род вселена будет чтить…” - до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина). Пушкин переосмысливает этот мотив и принципиально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственности. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому “памятник” - поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:
И славен буду я, доколь в
подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
- Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл? (В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)
Создание синквейна
1. Поэт
2. Свободный, вдохновенный
3. Слышит, видит, творит
4. Наделен высоким божественным даром .
5. Пророк.
5.Рефлексия
6.Дом.задание : подготовиться к письменному анализу стихотворения Пушкина(по выбору)
Приложение 1
Александр Пушкин
Пророк
Духовной жаждою
томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
1826 г.
Александр Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет,
весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух
обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго
буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
1836 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.