Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Вот север, тучи..."
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Вот север, тучи..."

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
19.07.2022
Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Вот север, тучи..."
Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкина "Вот север, тучи..."
урок литературного чтения А.С.Пушкин 2 класс.doc

Тема урока. А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»

 

Цель. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

1. Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя, музыкальная физминутка.

 

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

-Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.

 

II. Беседа. Знакомство с биографией А.С. Пушкина.

 

-Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А.С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта.)

 

-Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

 

-Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.

 

-Где родился поэт? (Поэт родился в Москве.)

 

-Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

 

-Каким был Саша в детстве?

(В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала.)

 

-О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)

 

-Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным.)

 

-Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь.)

 

III. Изучение нового.

 

-Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин…

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.

 

-Какие изменения произошли в природе?

 

-Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры.

 

IV. Физминутка.

 

Не боимся мы пороши.

Ловим снег хлопком в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит вам и нам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

Носом - вдох, а выдох - ртом,

Дышим глубже...

А потом марш на месте,

Не спеша.

Как погода, - хороша?

 

V.Словарная работа.

 

-Прочитайте стихотворение самостоятельно.

 

-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.

(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам)

клок – пучок, кусок

брега – берега (старая форма слова)

пелена – покров

недвижная река – неподвижная река

 

VI. Повторное чтение стихотворения. Его анализ.

 

-В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

 

-А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)

 

-Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса.)

-Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)

 

-Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.

 

-Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл.)

 

VII. Работа над выразительностью чтения.

 

- Прочтите первую часть стихотворения.

 

- О чём говорится в этой части?

 

- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?

 

- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так, как заканчивается часть стихотворения.

 

-Какие слова во второй части следует при произношении голосом выделить?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

 

-Каким словом называет поэт чудеса зимы? (Проказы)

 

-Все рады проказам матушки зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенно красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги. А вы за что любите зиму?

 

-В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

 

VIII. Подведение итогов.

 

IX. Домашнее задание.

 

-Люди пытаются изобразить зимнюю природу по разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока . А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»

Тема урока . А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»

Пушкин приходит к нам в раннем детстве

Пушкин приходит к нам в раннем детстве

Руки в стороны, по швам. Снега хватит вам и нам!

Руки в стороны, по швам. Снега хватит вам и нам!

Прочтите первую часть стихотворения

Прочтите первую часть стихотворения

Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Вот север, тучи..."

Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С.Пушкин "Вот север, тучи..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2022