Тема урока. А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»
Цель. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
1. Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- учиться определять степень успешности своей работы;
2. Познавательные УУД:
- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.
3. Коммуникативные УУД:
- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей
4. Личностные УУД:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя, музыкальная физминутка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок.
Начинаем наш урок.
-Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.
II. Беседа. Знакомство с биографией А.С. Пушкина.
-Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А.С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта.)
-Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?
-Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.
-Где родился поэт? (Поэт родился в Москве.)
-Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
-Каким был Саша в детстве?
(В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала.)
-О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)
-Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным.)
-Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь.)
III. Изучение нового.
-Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин…
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.
-Какие изменения произошли в природе?
-Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры.
IV. Физминутка.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег хлопком в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Носом - вдох, а выдох - ртом,
Дышим глубже...
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода, - хороша?
V.Словарная работа.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.
(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам)
клок – пучок, кусок
брега – берега (старая форма слова)
пелена – покров
недвижная река – неподвижная река
VI. Повторное чтение стихотворения. Его анализ.
-В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.
-А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)
-Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса.)
-Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)
-Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.
-Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл.)
VII. Работа над выразительностью чтения.
- Прочтите первую часть стихотворения.
- О чём говорится в этой части?
- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…» Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?
- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза, так, как заканчивается часть стихотворения.
-Какие слова во второй части следует при произношении голосом выделить?
Выразительное чтение стихотворения детьми.
-Каким словом называет поэт чудеса зимы? (Проказы)
-Все рады проказам матушки зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенно красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги. А вы за что любите зиму?
-В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?
VIII. Подведение итогов.
IX. Домашнее задание.
-Люди пытаются изобразить зимнюю природу по разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.