Конспект урока по литературному чтению 4 класс

  • docx
  • 21.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК.docx

Литературное чтение, 4 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Комбинированный

№ 56 Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Цели: Познакомить со сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Формировать у учащихся умения отличать литературные сказки от народных.

1.     Познакомить:

а)с начальным навыкам поиска и исследования информации;

б)учить анализировать сказку.

в) учить детей видеть в литературных сказках «следы» народного творчества и прежде всего волшебных сказок.

2. Развивать:

а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, совершенствовать навыки правильного, осознанного и выразительного чтения;

б) воображение, творческую способность детей,

в) навыки работы в мини-группах.

3. Воспитывать:

а)положительные качества в процессе коллективной работы,

б)воспитывать сочувствие, милосердие к людям, любовь к прекрасному, к книгам.

Оборудование : портрет С.Т. Аксакова ,выставка книг автора , презентация , аудиозапись сказки « Аленький цветочек».

 

ХОД УРОКА

 

1.Организационный момент.

Речевая разминка

— Прочитайте про себя.

На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснется, к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

2. Проверка домашнего задания.

 -Над каким произведением работали на прошлом уроке?

-Назовите главных героев сказки.

-Какова главная мысль сказа?

- Давайте вспомним, какие основные события происходили в сказке Бажова Павла Петровича «Серебреное копытце» .А помогут нам иллюстрации из сказки. Предлагаю вам расположить иллюстрации в правильной последовательности.  (Восстанавливают последовательность событий в сказке по рисункам.)

-Что было задано на дом?

Чтение по ролям отрывков из сказки Бажова  «Серебряное копытце».

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Сказки бывают разные.

- На какие группы делятся сказки? ( русская и народная)

- Как отличить русскую народную сказку от литературной?  (народную сочинил народ, а литературную - автор)

- Может ли быть такое, что в литературной сказке присутствуют черты народной сказки?

-Мы попытались, но не смогли ответить на этот вопрос. В конце урока мы сможем на него ответить.

Формулирование темы урока-

 Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка , а в ней (венец, зеркало, аленький цветочек) 

- Какие вопросы  вы можете задать друг другу  видя эти вещи?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретите в сказке)

А как она называется ?

- Произнесём хором название сказки.          ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии  сказки?  (Нежность, красота.)

Эту сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков

Сообщения детей.

1) Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские отношения. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа очень любил читать  книги, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть

2) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Радовался приходу весны, замечал приметы, наблюдал за природой. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать.

3) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.

4) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.

5) Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя надвигалась слепота, но он продолжал писать. Умер писатель на 68-м году жизни, 30 апреля 1859 года в Москве.

Кому была посвящена сказка «Аленький цветочек»?
(Внучке Аксакова Оленьке)

-А вы знаете , как появилась на свет сказка  «Аленький цветочек»?

-Тогда послушайте.

Маленький Сережа заболел, и скорому выздоровлению мешала бессонница. Тогда к  маленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…» Пелагея- крепостная крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством в доме. Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек».Он слушал её на протяжении нескольких лет не один десяток раз ,потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
– Кто такая ключница? Понятно ли вам это слово?  Ключница (ключник) (устар.) – слуга (обычно в помещичьем доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

Аксаков не только эту сказку написал, а много других произведений, а какие именно вы можете увидеть на нашей выставке.

 (выставка книг).

Словарная работа:

В нашей шкатулке  еще  что то есть.

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

-Сейчас я из шкатулки буду брать устаревшие слова и говорить вам, а ваша задача объяснить значение этих слов, если вы не сможете объяснить, будем объяснять их вместе.

-Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

-Яства сахарные – еда, кушанья

-Челядь дворовая – слуги, дворовые

Заморский - находящийся за морем. За границей.

Не ведаю - не знаю.

Парча- шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями 

Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями

Венец- то же, что венок, драгоценный головной убор, корона

Торная - гладкая ровная.

Чертог- пышное великолепное здание или дворец.

Кармазинное сукно-?

 Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.

Физминутка

Наши алые цветочки   

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки.

Видно, отдохнуть пора…

А у нас урок, друзья!

3. Изучение нового материала.

Сейчас все прямо сели, выпрямили спинки и внимательно слушаем сказку.

( аудио сказка) и следим по учебнику.

4. Первичное закрепление изученного  материала.

- Как вы думаете, есть ли в ней следы народной сказки? А чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете в парах самостоятельно. Признаки народной сказки расположены на доске. Ваша задача посовещаться в паре и ответить на вопрос «если ли в ней следы народной сказки?»

Признаки народной сказки (на доске)

1.      Построение: зачин,  присказка, концовка

Например:

 (Зачин – «В тридесятом царстве…» Присказка – «много ли мало времени прошло…»,  «скоро сказка сказывается,   да не скоро делается…»

 Концовка: «тут и сказке конец,  а кто слушал молодец»)

2.      Устойчивые выражения 

Например:

(как среди бела дня, ни в сказке сказать, ни пером описать, за тридевять земель).

3.      Волшебные предметы:

Например:

 (аленький цветочек, золотой перстень)

 

4.      Герои делятся на положительных и отрицательных

Например:

 (Положительные герои – купец, младшая дочь, чудище лесное).  (Отрицательные – колдунья, сестры).

 

5.      Добро побеждает зло - +

-Закончили самостоятельную работу в парах, теперь все вместе проверяем.

5. Закрепление изученного материала.

-Сейчас сопоставляем  иллюстрации «Зверь лесной, чудо морское».

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? (Ответы детей. Почему?)

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет)

-Данный герой не вызывает чувство отвращение потому что при своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

-В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

-Ну и в заключении давайте вернемся к вопросу. «Есть ли в данной сказке следы народной?»

Вывод: В этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам.

 «Аленький цветочек» - сказка литературная. Её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков. Придумал он ее не сам, а услышал когда-то в далеком детстве от ключницы Пелагеи.

6. Рефлексия.

У вас на столах лежат лепесточки. На лепестках напишите по 1-му слову: чему научила вас сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» .

(Лепесточки прикрепляются на доске). Выходим по рядам.

-Вот как красивый получился у вас цветочек.

-Сейчас все тихо сели, окрыли дневники и записали домашнее задание.

Домашнее задание:

-Сегодня домашнее задание у вас будет на выбор.

Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"( оценка «5»)                                                           

Рисуем  иллюстрации к  понравившемуся эпизоду (оценка «4»)