Конспект урока по литературному чтению
«Л.Н.Толстой Филиппок».
2 класс
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки.
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки
II. Проверка домашнего задания.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
-На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н.Толстого. А что вам особенно запомнилось?
-Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной поляне. И рассказ который мы сегодня прочитаем с этим связан. О чем будет рассказ?
1. Сообщение темы, целей.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством русского писателя Л.Н. Толстого.
Прочитайте название следующего произведения этого автора. («Филиппок»).
Рассмотрите иллюстрацию на странице 109.
2. Работа над былью «Филипок».
– Сегодня мы прочитаем еще одну быль Л. Н. Толстого «Филипок». Как вы думаете, о чем (о ком) будет эта быль?
Кто главный герой?
Почему мама не пускала Филиппка в школу?
Почему дорога в школу была нелегкой?
Почему Филиппок ничего не смог ответить учителю?
Почему Филиппок стал ходить в школу?
1) Чтение произведения учителем.
3) словарная работа
подённый – работа с оплатой по отработанным дням
Слободка – пригород, населённый пункт, очень близкий к
городу.(большое село, деревня)
Сенцы, сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Полы– нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Постреленок – непоседа, шалун.
Бедовый – шустрый, смелый
2) Высказывания учащихся.
- С чего начинается рассказ?
-Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
– Каким вы представляете себе Филипка?
– Проследите за его действиями (выборочное чтение).
– Что пережил Филипок, когда бежал в школу? Почему?
-Что приключилось с мальчиком по дороге?
-Как развивались события в школе?
– Вспомните, что переживали вы, когда в первый раз пришли в школу.
– Как вы думаете, каким вырастет этот мальчик?
– Как автор относится к своему герою?
-Чем закончился рассказ?
5 абзац.
Почему на вопросы учителя Филиппок ничего не отвечал?
Какие слова употребил автор?
Найдите в тексте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
Так напугался, что говорить не мог.
В горле от страха пересохло.
Как вы понимаете эти выражения?
6 абзац.
Что узнали из этого абзаца? (У Филиппка есть брат Костя, Филиппок давно просится в школу, он украдкой пришёл).
Как вы понимаете смысл слова «украдкой»?
Теперь вспомните то, что прочитали и скажите, к какому жанру относится это произведение? Докажите.
Подходит ли название «Филиппок» к рассказу?
К какой части рассказа можно отнести иллюстрацию: к началу, к середине, к концу?
Точен ли художник в изображении, соответствует ли он содержанию рассказа?
Что бы вы изменили? Хотели добавить?
Вспомните весь рассказ. Какие чувства пережил Филиппок, когда шёл по селу? Когда подошёл к школе? Когда оказался в классе?
Как вы думаете, как будет учиться этот мальчик?
Кто хотел бы быть похожим на него? А что для этого надо? (Стремление, старание).
Кто увидел и рассказал эту историю?
Какой человек по характеру написал этот рассказ? (Добрый, мудрый, душевный …)
Можем ли мы понять, о чем думал Л.Н. Толстой, когда писал этот рассказ? (…удивлялся, радовался, что есть дети, которые очень хотят учиться).
IV. Итог урока.
Как вы думаете, эта история могла произойти на самом деле?
Как называется жанр такого произведения? Быль- это … это.
краткий устный рассказ о происшествии, случае, якобы имевшем место в
действительности.
О ком эта история?
Кто главный герой?
Какого возраста?
Какие черты характера вы можете отметить?( назовите в том порядке, как они
следуют в тексте)
Домашнее задание: с. 112-114 читать по ролям
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.