Конспект урока по литературному чтению на родном языке по теме В.Я. Озолин "Чулан"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ВЯ.Озолин Чулан.docx

Конспект урока по  литературному чтению на родном языке.

Тема: Озолин В.Я. «Чулан»

Цели деятельности учителя:

- продолжить ознакомление с особенностями языка литературной сказки;

-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, обогащение словарного запаса; воображения, мышления.

-формирование чувства любви к писателям родного края.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;

-совершенствовать навыки чтения;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимать цель чтения.

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

-устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Регулятивные:

-планировать необходимые действия (в сотрудничестве или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные:

-формировать умения анализировать полученный материал, с целью выделения существенных признаков и сравнения.

Коммуникативные:

-формировать умения выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Презентация, текст с произведением Озолина «Чулан».

Конспект урока:

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, дети!

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл сказки понять.

 

II. Актуализация знаний и мотивация

-О чем шла речь в приветствии?

- Расскажите, что вы знаете о сказках?

-Уточните еще раз, в чем разница авторской и народной сказки? Как по-другому называют авторскую сказку?

-На какие три группы мы можем разделить и авторские, и народные сказки?

 

III. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете произведение, какого жанра сегодня будет нашей темой?

-А вот для того, чтобы полностью назвать тему нашего урока вы должны выполнить еще несколько заданий.

-Первое задание.  Игра «Отгадай название и автора произведения»

1. Признаюсь,

Мне нравилась эта

Работа.

Метлою махал я с великой охотой!

Но был я, ребята, особенно рад,

Когда начинался летун-листопад!

(Озолин. «О дворнике, который решил стать…дворником.»)

2. Мальчишка мой сразу преобразился, лицо засияло, глазенки веселыми стали. И он радостно сообщает мне:

-А теперь, дяденька, безым отсюда посколее! А то они выйдут и по шее нам надают!

(Озолин. Как я стал писать для детей)

3. Кто неуспевающий?!

Я-неуспевающий?!

Это что же происходит,

Граждане-товарищи?

(Озолин. «Ученик Коровкин»)

- Кто главный герой этого стихотворения?

-Какой он? Что вы о нем можете рассказать?

-Где разбиралось поведение Коровкина?

-Вы дали не очень хорошую характеристику Коровкину, а как он сам о себе думал?

-Какие примеры плохого поведения и плохой учебы привели дети?

-Как вы думаете, изменится ли поведение и учеба Коровкина после собрания?

-Какой вывод из стихотворения вы сделали для себя?

-Давайте прочитаем это стихотворение . (Проверка Д,З)

-В игре вы называли произведения. А что их объединило?

-Давайте вспомним биографию Вильяма Яновича Озолина.

(2 подготовленных детей рассказывают биографию)

1.Вилья́м Я́нович Озо́лин (17 августа 1931Омск — 16 августа 1997Барнаул) — советский поэт.

Родился в ОмскеОтец — Ян Михайлович Озолин (19111938), известный в Омске поэтдед — из латышских красных стрелковОба они были наказаны в 1937 и расстреляныПотому первые публикации Вильяма были под фамилией матери — Гонт[1]

2. Плавал матросом в низовьях Обиучаствовал в поисковых экспедициях геологов в горах Тянь-Шаняработал журналистом на ЯмалеПечататься начал в 1950-х годах в омских периодических изданиях под фамилией материВ 1962 гокончил Литературный институт имени АМГорького .

 В 1972 году переехал из Омска в ЧитуС 1980 года жил в Барнауле.

-Как вы думаете, наша сказка будет авторская или народная?

-Тема сказка Озолина. Что осталось узнать?

-Название вы назовете, когда ответите на мой вопрос.
-Как раньше называлось помещение в доме, служащее кладовой?

-Назовите полностью тему нашего урока. В.Я.Озолин сказка «Чулан»

-Какие цели поставим перед собой?

На доске запись:

1.       Познакомимся….

2.       Выясним…..

3.       Сформируем умения…

4.       Будем развивать….

5.       Воспитывать мы будем любовь к окружающим нас вещам.

IV. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом.

-Сейчас вы внимательно послушаете произведение. Читает учитель.

V. Первичное закрепление

-На какие две части по жанрам можно разбить это произведение?

-На какой жанр похожа первая часть? (рассказ) Почему?

-Почему вторую часть вы назвали сказкой?

-Какова тема произведения?  (старые забытые вещи)

-Какова главная мысль?

-В сказке встречаются незнакомые слова. Дадим им объяснение:

VII. Словарная работа

1)      Чулан- помещение в доме, служащее кладовой.

2)      Прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.

3)      Пряха- женщина, занимающаяся ручным прядением.

4)      Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.

5)      Самовар- металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

6)      Патефон – механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.

VII. Вторичное чтение детьми.

VIII. Работа над произведением.

-Как вы думаете, почему было страшновато забираться в чулан?

-Какие вещи там можно было встретить?

-Найдите и прочитайте,  о чем вспоминает чемодан?

-Найдите и прочитайте описание жизни валенка.

-Прочитайте,  для чего использовалось корытце с железной сечкой?

-Что отвечал патефон?

-Рассказывается  ли, что-нибудь о жизни патефона?

-Давайте разделимся на группы и придумаем истории тех вещей которые есть в сказке, но нет описания их жизни.

IX. Работа в группах.

1 группа придумывает жизнь патефона.

2 группа самовара

3 группа утюга

4 группа прялки

5 группа керосиновой лампы.

После того, как дети придумали свои истории,  им выдаются маски, с изображением данных персонажей, и происходит инсценирование.

X. Обобщающая беседа.

-Как вы думаете, а для всех вещей характерна такая жизнь?

-Как можно изменить жизнь старых вещей?

XI.Итог.

-Жизнь и творчество какого писателя мы повторили?

-Какие библиографические моменты вы запомнили?

-Назовите произведение, с которым познакомились?

-Чем эта сказка необычна?

XII. Рефлексия.

Оцените свою работу по лестнице успеха. А понравилось ли вам работать на уроке, мы увидим по эмоциям на самоваре.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru