Конспект урока по литературному чтению на родном языке.
Тема: Озолин В.Я. «Чулан»
Цели деятельности учителя:
- продолжить ознакомление с особенностями языка литературной сказки;
-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, обогащение словарного запаса; воображения, мышления.
-формирование чувства любви к писателям родного края.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;
-совершенствовать навыки чтения;
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;
-понимать цель чтения.
Личностные:
-осознавать личностный смысл учения;
-устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.
Регулятивные:
-планировать необходимые действия (в сотрудничестве или самостоятельно) необходимые действия.
Познавательные:
-формировать умения анализировать полученный материал, с целью выделения существенных признаков и сравнения.
Коммуникативные:
-формировать умения выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: Презентация, текст с произведением Озолина «Чулан».
Конспект урока:
I. Этап самоопределения к деятельности
Здравствуйте, дети!
Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл сказки понять.
II. Актуализация знаний и мотивация
-О чем шла речь в приветствии?
- Расскажите, что вы знаете о сказках?
-Уточните еще раз, в чем разница авторской и народной сказки? Как по-другому называют авторскую сказку?
-На какие три группы мы можем разделить и авторские, и народные сказки?
III. Постановка учебной задачи
-Как вы думаете произведение, какого жанра сегодня будет нашей темой?
-А вот для того, чтобы полностью назвать тему нашего урока вы должны выполнить еще несколько заданий.
-Первое задание. Игра «Отгадай название и автора произведения»
1. Признаюсь,
Мне нравилась эта
Работа.
Метлою махал я с великой охотой!
Но был я, ребята, особенно рад,
Когда начинался летун-листопад!
(Озолин. «О дворнике, который решил стать…дворником.»)
2. Мальчишка мой сразу преобразился, лицо засияло, глазенки веселыми стали. И он радостно сообщает мне:
-А теперь, дяденька, безым отсюда посколее! А то они выйдут и по шее нам надают!
(Озолин. Как я стал писать для детей)
3. Кто неуспевающий?!
Я-неуспевающий?!
Это что же происходит,
Граждане-товарищи?
(Озолин. «Ученик Коровкин»)
- Кто главный герой этого стихотворения?
-Какой он? Что вы о нем можете рассказать?
-Где разбиралось поведение Коровкина?
-Вы дали не очень хорошую характеристику Коровкину, а как он сам о себе думал?
-Какие примеры плохого поведения и плохой учебы привели дети?
-Как вы думаете, изменится ли поведение и учеба Коровкина после собрания?
-Какой вывод из стихотворения вы сделали для себя?
-Давайте прочитаем это стихотворение . (Проверка Д,З)
-В игре вы называли произведения. А что их объединило?
-Давайте вспомним биографию Вильяма Яновича Озолина.
(2 подготовленных детей рассказывают биографию)
1.Вилья́м Я́нович Озо́лин (17 августа 1931, Омск — 16 августа 1997, Барнаул) — советский поэт.
Родился в Омске. Отец — Ян Михайлович Озолин (1911—1938), известный в Омске поэт, дед — из латышских красных стрелков. Оба они были наказаны в 1937 и расстреляны. Потому первые публикации Вильяма были под фамилией матери — Гонт. [1]
2. Плавал матросом в низовьях Оби, участвовал в поисковых экспедициях геологов в горах Тянь-Шаня, работал журналистом на Ямале. Печататься начал в 1950-х годах в омских периодических изданиях под фамилией матери. В 1962 г. окончил Литературный институт имени А. М. Горького .
В 1972 году переехал из Омска в Читу. С 1980 года жил в Барнауле.
-Как вы думаете, наша сказка будет авторская или народная?
-Тема сказка Озолина. Что осталось узнать?
-Название вы назовете, когда
ответите на мой вопрос.
-Как раньше называлось помещение в доме, служащее кладовой?
-Назовите полностью тему нашего урока. В.Я.Озолин сказка «Чулан»
-Какие цели поставим перед собой?
На доске запись:
1. Познакомимся….
2. Выясним…..
3. Сформируем умения…
4. Будем развивать….
5. Воспитывать мы будем любовь к окружающим нас вещам.
IV. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом.
-Сейчас вы внимательно послушаете произведение. Читает учитель.
V. Первичное закрепление
-На какие две части по жанрам можно разбить это произведение?
-На какой жанр похожа первая часть? (рассказ) Почему?
-Почему вторую часть вы назвали сказкой?
-Какова тема произведения? (старые забытые вещи)
-Какова главная мысль?
-В сказке встречаются незнакомые слова. Дадим им объяснение:
VII. Словарная работа
1) Чулан- помещение в доме, служащее кладовой.
2) Прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.
3) Пряха- женщина, занимающаяся ручным прядением.
4) Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.
5) Самовар- металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.
6) Патефон – механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.
VII. Вторичное чтение детьми.
VIII. Работа над произведением.
-Как вы думаете, почему было страшновато забираться в чулан?
-Какие вещи там можно было встретить?
-Найдите и прочитайте, о чем вспоминает чемодан?
-Найдите и прочитайте описание жизни валенка.
-Прочитайте, для чего использовалось корытце с железной сечкой?
-Что отвечал патефон?
-Рассказывается ли, что-нибудь о жизни патефона?
-Давайте разделимся на группы и придумаем истории тех вещей которые есть в сказке, но нет описания их жизни.
IX. Работа в группах.
1 группа придумывает жизнь патефона.
2 группа самовара
3 группа утюга
4 группа прялки
5 группа керосиновой лампы.
После того, как дети придумали свои истории, им выдаются маски, с изображением данных персонажей, и происходит инсценирование.
X. Обобщающая беседа.
-Как вы думаете, а для всех вещей характерна такая жизнь?
-Как можно изменить жизнь старых вещей?
XI.Итог.
-Жизнь и творчество какого писателя мы повторили?
-Какие библиографические моменты вы запомнили?
-Назовите произведение, с которым познакомились?
-Чем эта сказка необычна?
XII. Рефлексия.
Оцените свою работу по лестнице успеха. А понравилось ли вам работать на уроке, мы увидим по эмоциям на самоваре.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.