Конспект урока по литературному чтению на родном языке по теме В.Я. Озолин "Чулан"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению на родном языке по теме В.Я. Озолин "Чулан"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
8 кл
02.11.2021
Конспект урока по литературному чтению на родном языке по теме В.Я. Озолин "Чулан"
ВЯ.Озолин Чулан.docx

Конспект урока по  литературному чтению на родном языке.

Тема: Озолин В.Я. «Чулан»

Цели деятельности учителя:

- продолжить ознакомление с особенностями языка литературной сказки;

-формирование навыков чтения, работа над развитием выразительной речи, обогащение словарного запаса; воображения, мышления.

-формирование чувства любви к писателям родного края.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь определять отличительные особенности литературной сказки от народной;

-совершенствовать навыки чтения;

-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения;

-понимать цель чтения.

Личностные:

-осознавать личностный смысл учения;

-устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Регулятивные:

-планировать необходимые действия (в сотрудничестве или самостоятельно) необходимые действия.

Познавательные:

-формировать умения анализировать полученный материал, с целью выделения существенных признаков и сравнения.

Коммуникативные:

-формировать умения выражать свои мысли, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения.

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Презентация, текст с произведением Озолина «Чулан».

Конспект урока:

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, дети!

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл сказки понять.

 

II. Актуализация знаний и мотивация

-О чем шла речь в приветствии?

- Расскажите, что вы знаете о сказках?

-Уточните еще раз, в чем разница авторской и народной сказки? Как по-другому называют авторскую сказку?

-На какие три группы мы можем разделить и авторские, и народные сказки?

 

III. Постановка учебной задачи

-Как вы думаете произведение, какого жанра сегодня будет нашей темой?

-А вот для того, чтобы полностью назвать тему нашего урока вы должны выполнить еще несколько заданий.

-Первое задание.  Игра «Отгадай название и автора произведения»

1. Признаюсь,

Мне нравилась эта

Работа.

Метлою махал я с великой охотой!

Но был я, ребята, особенно рад,

Когда начинался летун-листопад!

(Озолин. «О дворнике, который решил стать…дворником.»)

2. Мальчишка мой сразу преобразился, лицо засияло, глазенки веселыми стали. И он радостно сообщает мне:

-А теперь, дяденька, безым отсюда посколее! А то они выйдут и по шее нам надают!

(Озолин. Как я стал писать для детей)

3. Кто неуспевающий?!

Я-неуспевающий?!

Это что же происходит,

Граждане-товарищи?

(Озолин. «Ученик Коровкин»)

- Кто главный герой этого стихотворения?

-Какой он? Что вы о нем можете рассказать?

-Где разбиралось поведение Коровкина?

-Вы дали не очень хорошую характеристику Коровкину, а как он сам о себе думал?

-Какие примеры плохого поведения и плохой учебы привели дети?

-Как вы думаете, изменится ли поведение и учеба Коровкина после собрания?

-Какой вывод из стихотворения вы сделали для себя?

-Давайте прочитаем это стихотворение . (Проверка Д,З)

-В игре вы называли произведения. А что их объединило?

-Давайте вспомним биографию Вильяма Яновича Озолина.

(2 подготовленных детей рассказывают биографию)

1.Вилья́м Я́нович Озо́лин (17 августа 1931Омск — 16 августа 1997Барнаул) — советский поэт.

Родился в ОмскеОтец — Ян Михайлович Озолин (19111938), известный в Омске поэтдед — из латышских красных стрелковОба они были наказаны в 1937 и расстреляныПотому первые публикации Вильяма были под фамилией матери — Гонт[1]

2. Плавал матросом в низовьях Обиучаствовал в поисковых экспедициях геологов в горах Тянь-Шаняработал журналистом на ЯмалеПечататься начал в 1950-х годах в омских периодических изданиях под фамилией материВ 1962 гокончил Литературный институт имени АМГорького .

 В 1972 году переехал из Омска в ЧитуС 1980 года жил в Барнауле.

-Как вы думаете, наша сказка будет авторская или народная?

-Тема сказка Озолина. Что осталось узнать?

-Название вы назовете, когда ответите на мой вопрос.
-Как раньше называлось помещение в доме, служащее кладовой?

-Назовите полностью тему нашего урока. В.Я.Озолин сказка «Чулан»

-Какие цели поставим перед собой?

На доске запись:

1.       Познакомимся….

2.       Выясним…..

3.       Сформируем умения…

4.       Будем развивать….

5.       Воспитывать мы будем любовь к окружающим нас вещам.

IV. Открытие нового знания. Первичное знакомство с текстом.

-Сейчас вы внимательно послушаете произведение. Читает учитель.

V. Первичное закрепление

-На какие две части по жанрам можно разбить это произведение?

-На какой жанр похожа первая часть? (рассказ) Почему?

-Почему вторую часть вы назвали сказкой?

-Какова тема произведения?  (старые забытые вещи)

-Какова главная мысль?

-В сказке встречаются незнакомые слова. Дадим им объяснение:

VII. Словарная работа

1)      Чулан- помещение в доме, служащее кладовой.

2)      Прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.

3)      Пряха- женщина, занимающаяся ручным прядением.

4)      Керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина.

5)      Самовар- металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая.

6)      Патефон – механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок.

VII. Вторичное чтение детьми.

VIII. Работа над произведением.

-Как вы думаете, почему было страшновато забираться в чулан?

-Какие вещи там можно было встретить?

-Найдите и прочитайте,  о чем вспоминает чемодан?

-Найдите и прочитайте описание жизни валенка.

-Прочитайте,  для чего использовалось корытце с железной сечкой?

-Что отвечал патефон?

-Рассказывается  ли, что-нибудь о жизни патефона?

-Давайте разделимся на группы и придумаем истории тех вещей которые есть в сказке, но нет описания их жизни.

IX. Работа в группах.

1 группа придумывает жизнь патефона.

2 группа самовара

3 группа утюга

4 группа прялки

5 группа керосиновой лампы.

После того, как дети придумали свои истории,  им выдаются маски, с изображением данных персонажей, и происходит инсценирование.

X. Обобщающая беседа.

-Как вы думаете, а для всех вещей характерна такая жизнь?

-Как можно изменить жизнь старых вещей?

XI.Итог.

-Жизнь и творчество какого писателя мы повторили?

-Какие библиографические моменты вы запомнили?

-Назовите произведение, с которым познакомились?

-Чем эта сказка необычна?

XII. Рефлексия.

Оцените свою работу по лестнице успеха. А понравилось ли вам работать на уроке, мы увидим по эмоциям на самоваре.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по литературному чтению на родном языке

Конспект урока по литературному чтению на родном языке

На какие три группы мы можем разделить и авторские, и народные сказки?

На какие три группы мы можем разделить и авторские, и народные сказки?

Выясним….. 2. Сформируем умения… 3

Выясним….. 2. Сформируем умения… 3

Оцените свою работу по лестнице успеха

Оцените свою работу по лестнице успеха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021