Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"

Оценка 4.9
ppt
11.11.2020
Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"
подвиг отрока.ppt

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы

       Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.
Летописание.
«Повесть временных лет» как литературный памятник

Начало письменности у восточных славян связано с

Начало письменности у восточных славян связано с

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги.

На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885) создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово

Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово

      Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.      

  В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.      

Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели

Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели

  Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись.

Летопись.

Летописание.

Погодная запись
(год).

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря

В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря

      В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерски й свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.       Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.       В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы

 «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
(Комментированное чтение)

Повествование о подвиге отрока- киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)»

Повествование о подвиге отрока- киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)»

Повествование о подвиге отрока- киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира.
В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.       

Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем

Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем

Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси.

В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.     

В это время земли, на которых жили разгромленные

В это время земли, на которых жили разгромленные

   В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.       В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.      

печенеги

Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над

Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над

  Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.       

Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет

Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет

Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет.
В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг.

Когда происходили описываемые события? —

Когда происходили описываемые события? —

— Когда происходили описываемые события?
      — Кто княжил в Киеве?
      В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.
      — Что вы знаете о княжении Святослава?
      — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?
    

Как вы понимаете слово отрок ? —

Как вы понимаете слово отрок ? —

  — Как вы понимаете слово отрок?
      — Как поступил отрок, чтобы спасти город?
      — Что угрожало отроку, если бы враги догадались,
что он киевлянин, а не печенег?
      — В чем была хитрость воеводы Претича?
      — С какими словами обратились жители города к Святославу?

Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"

Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"

Словарная работа Затворилась

Словарная работа Затворилась

 Словарная работа       
 Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.       Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.       Ладья — большая лодка.       Тужить — горевать.       Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.       Дружина — отряд воинов на службе у князя.       Воевода — предводитель дружины.       Княжичи — дети князя.       Умчим — быстро перевезем.       Я муж его (князя) — я служу князю.       Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.       Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.       Сокрушался — сильно печалился.       Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.       

Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг

Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг

      Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).       Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.       Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.

А. И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде

А. И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде

А. И. Иванов.

Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году

Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"

Конспект урока по литературному чтению: "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича"

Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку

Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку

Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.      

В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой

В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой

  В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь.

Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает.

Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным

Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным

  Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши.

Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2020