Конструкт урока по литературному чтению.
Дата: 02.05.17
Класс: 2
УМК: «Начальная школа 21 века»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Раздел: «Весна, весна красная…»
Тема урока: Произведения о природе. К. Ушинский «Утренние лучи»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения рассказа Константина Ушинского «Утренние лучи».
Задачи:
1) Образовательная: актуализировать знания обучающихся о жизни и творчестве К. Ушинского; познакомить с произведением К. Ушинского «Утренние лучи».
2) Развивающая: продолжать развивать приемы логического мышления: умение сравнивать, делать выводы, анализировать, обобщать (логические познавательные УУД); продолжать развивать речь: пополнять словарный запас, выражать мысли в доказательной форме, монологическую и диалогическую речь, умение работать в паре (коммуникативные УУД); умение формулировать учебную задачу, осуществлять самооценку, взаимооценку (регулятивные УУД); пространственное и временное воображение, память (личностные УУД).
3) Воспитывающая: воспитание у обучающихся внимательное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, любить ее.
Планируемый результат:
Личностные: умение оценивать свою деятельность на уроке, проявлять уважение к природе.
Метапредметные:
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль достижения результатов.
Познавательные:
Личностные: уметь проводить самооценку успешности.
Предметный результат: обучающиеся познакомятся с произведением К. Ушинского «Утренние лучи», определят жанр этого произведения.
Технологии: технология проблемного обучения, технология адаптивного обучения.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование:
· Книгопечатные: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь по литературному чтению, автор: Л. А. Ефросинина.
· Экранно – звуковые: презентация, физминутка.
· Технические: ноутбук, проектор.
· Раздаточный материал: карточки с солнышком для рефлексии.
Информационные источники: ФГОС НОО от 6 октября 2009 г., учебник «Литературное чтение», автор: Л. А. Ефросинина.
Ход урока:
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1 |
Мотива ционный этап |
Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! |
Приветствуют учителя, настраиваются на познавательную деятельность. |
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. |
2 |
Актуали зация опорных знаний и способов действий |
- Начнем наш урок с небольшой разминки. Ту- ту- ту – наводим сами красоту. Ты-ты-ты – нами политы цветы. Ят-ят-ят- парты ровненько стоят. Ют-ют-ют- очень любим мы уют. Ло-ло-ло- на улице тепло. Лу-лу-лу- стол стоит в углу. Ул-ул-ул- у нас сломался стул. Оль-оль-оль- мы купили соль. - Подходит к концу второй весенний месяц - апрель. С каждым днём мы замечаем всё новые изменения в природе: Появляются первые цветы Всё больше птиц возвращается к нам из тёплых стран Вылезают из зимних убежищ жучки, паучки Просыпаются животные - Одним словом: чудеса! - С чего начинается пробуждение природы утром? - Послушайте, как передал утреннее пробуждение природы композитор Э. Григ в музыкальном произведении "Утро". - Какие картины нарисовало ваше воображение? - Давайте узнаем с каким писателем мы сегодня встретимся? (на слайде биография Ушинского) - Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) – был благородным человеком и неутомимым тружеником. Долгие годы своей жизни он работал с детьми. Константин Дмитриевич создал ценнейшие научные труды по педагогике и учебники по чтению и русскому языку для детей. Его книги назывались «Детский мир» и «Родное слово». По ним учились многие поколения людей. Многие произведения Ушинского давно стали классикой детской литературы. |
Выполняют речевую разминку, хором читают стихотворение со слайда.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, прослушивают произведение Э. Грига «Утро», анализируют. Слушают биографию К. Ушинского. |
Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение информации; логические: анализ с целью выделения признаков, выведение следствий. Коммуникативные УУД: постановка вопросов.
|
3 |
Выявление проблемы |
- На доске буквы перепутались. Давайте их восстановим. Какое слово получилось? (ЛУЧИ) - А какие бывают лучи? (солнечные, яркие, цветные, утренние) - А как называются лучи утром? (утренние) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. С каким произведением мы сегодня познакомимся? («Утренние лучи») - Поставьте цель перед собой. С помощью опорных слов. Я хочу узнать … Мне интересно … (узнать, о чем произведение «Утренние лучи») |
Рассматривают буквы на слайде, восстанавливают слово. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, ставят перед собой цели по опорным словам. |
Общеучебные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; Логические: подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД: целеполагание. |
4 |
Решение проблемы |
- Когда мы будем читать это произведение, нам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их на слайде. Выплыло – вышло Рассыпать – разбрасывать лучи Встрепенулся – очнулся, обрадовался Выпорхнул – взлетел Привольно – свободно, Режет - светит - Откройте учебники на странице 136ой. Поставьте пальчик в начале текста. - Сейчас я прочитаю вам это произведение, а вы следите за мной и приготовьтесь ответить на вопросы. Чтение учителем. - Какие ваши впечатления? Что вам понравилось? - - Прочитайте начало рассказа, первое предложение. О чём оно? (о том, что выглянуло солнышко и стало рассыпать свои лучи) - Куда попал первый луч? Прочитайте. (в жаворонка) - Куда попал второй луч? Прочитайте. (на зайчика) - Какое дело появилось у Зайчика? (добывать себе сочной травки на завтрак) - Куда попал третий луч. Прочитайте. (на петуха) - Какую пользу приносит петух своим пением? (петух будит людей) - Понятно ли вам слово нашести? Насест или нашест – жердь, перекладина в курятнике. - Почему автор употребил именно эти слова? А куда мы попали с вами с лучами солнца? (В деревню.) Поэтому автор использовал просторечные формы слов. - Куда попал четвертый луч? (в улей) - Были ли в этой части слова, значение которых вам непонятны? Тогда я спрошу у вас: как вы понимаете слова «Выползла из восковой кельи». (Из домика, комнаты, ячейки в сотах) - Куда попал пятый луч? Прочитайте. (в детскую) - А как отреагировал мальчик? (он перевернулся и уснул) - Посмотрите на слайд, прочитайте план, который я составила. Согласны ли вы с ним? 1 4 2 3 5 Жаворонок – Улей – Заяц – Курятник – Детская кроватка (не согласны) - А как правильно составить план? (1 – жаворонок, 2 – зайчик, 3 – курятник, 4 – улей, 5 - детская) - Правильно, молодцы, что заметили ошибку. - Откройте рабочие тетради на стр.78. Заполните таблицу. - Какую песенку поёт жаворонок? Найдите ответ в тексте. В каком абзаце? (Во 2-м) - Какой знак стоит в конце каждого предложения? (!) - Что это обозначает? Как нужно прочитать эти предложения? (выразительно, радоваться солнцу) - Прочитайте песенку жаворонка, передавая радость. - В рабочей тетради найдите задание 3. Найдите слова, которые передают радость жаворонка. - Какие слова подчеркнули? («Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!») |
Читают незнакомые слова на слайде.
Открывают учебники, находят текст, слушают учителя, готовятся отвечать на вопросы. Высказывают свои впечатления. Читают начало текста, анализируют. Находят в тексте предложения, читают, анализируют.
Знакомятся с незнакомыми словами.
Отвечают на вопросы.
Читают план на слайде, анализируют, соглашаются или не соглашаются.
Открывают рабочие тетради, выполняют задание. Отвечают на вопросы.
Читают песенку жаворонка выразительно. Выполняют задание в рабочей тетради. |
Познавательные УУД: Общеучебные поиск и выделение информации; Логические: выведение следствий, установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: контроль. Коммуникативные УУД: постановка вопросов, управление поведением партнера. |
5 |
Первичное закрепление |
- Прочитаем по цепочке по частям. - Найдите в тексте глаголы, при помощи которых автор передаёт пробуждение героев. С первой части. (Жаворонок - встрепенулся, выпорхнул; Зайчик – запрыгал, побежал; Петух – захлопал крыльями, запел; Куры – слетели, закудахтали; Пчелка – выползла, расправила крылья, полетела) - К какому литературному жанру относится это произведение? (сказка, потому что герои разговаривают) - Вам не жалко пятый лучик? (жалко) - Хотелось бы вам изменить финал сказки? - Пообсуждайте в парах, как бы вы изменили конец сказки. - Пожалуйста, ваши варианты. |
Читают сказку по цепочке. Находят глаголы в тексте, при помощи которых автор передаёт пробуждение героев. Анализируют, рассуждают, к какому жанру относится это произведение. |
Познавательные УУД: Общеучебные поиск и выделение информации; Регулятивные УУД: контроль, коррекция. Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра, работа в парах. |
6 |
Информация о домашнем задании |
- Откройте дневники, запишите домашнее задние. Подготовится к пересказу этой сказки по плану. План есть в учебнике. Нарисовать рисунок к одной из части сказки. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
|
Регулятивные УУД: контроль |
7 |
Рефлексия |
-Вот и подошёл к концу наш урок, ребята. -Давайте вернёмся к целям нашего урока. Достигли мы их? - С каким произведением мы с вами познакомились? («Утренние лучи» К. Ушинского) - Какой из героев вам больше понравился? (высказывают свои мнения) -А теперь каждый возьмёт своё солнышко и дорисует ему рот. - Если урок понравился, вы поняли произведение – раскрасьте солнышко в желтый цвет и нарисуйте веселый рот. - Если урок не понравился, ты не понял произведение – раскрасьте солнышко в красный цвет и нарисуйте грустный рот. |
Рассуждают, достигли ли цели. Отвечают на вопросы. Берут солнышки, раскрашивают и рисуют рот в соответствии с оценкой своей деятельности. |
Регулятивные УУД: коррекция, оценка. Личностные УУД: нравственно-этического оценивание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.