Конспект урока по литературному чтению Пушкин А. С. «Зимний вечер»
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению Пушкин А. С. «Зимний вечер»

Оценка 4.8
docx
21.12.2021
Конспект урока по литературному чтению  Пушкин А. С. «Зимний вечер»
3 класс.Литература..docx

Технологическая карта урока

Пушкин А. С. «Зимний вечер»

 (УМК «Школа России»)

 

Класс

3 А класс.

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цели урока

Образовательные: формирование умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдение за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; формирование умения различать типы текстов; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения.

Развивающие: формирование системы речевых умений; развитие эмоциональной сферы личности школьника, навыка чтения, культуры общения, логического и образного мышления.

Воспитательные: воспитание любви к Родине и русской природе, культуры поведения на уроке.

Технологии, методы, приёмы

Технологии группового, интегрированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровье сберегающие технологии.

Методы: беседа, стилистический анализ лирического произведения.

Приемы: викторина, постановка учебно-познавательной задачи, выборочное чтение, составление партитуры чувств, выразительное чтение литературного произведения.

Основные понятия, термины

Текст, стихотворение, художественно-познавательная сказка, рассказчик, настроение рассказчика (лирического героя).

Планируемые результаты

Предметные результаты:

·                    Овладение техникой чтения;

·                    овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

·                    овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов;

·                    осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

·                    умение составлять несложные монологические высказывания о произведении;

·                    интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности;

·                    конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания.

Личностные результаты:

·                    Осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

·       формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя;

·                    знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

·                    восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

·                    полноценное восприятие художественной литературы;

·       эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

·       высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

·       освоение приемов поиска нужной информации;

·       овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

·       освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Коммуникативные УУД:

·       формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

·       овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

     Регулятивные УУД:

·       понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

·       действовать по плану и планировать свои учебные действия;

·       контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

·       адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Организация пространства:

Формы взаимодействия учителя и учащихся

Образовательные ресурсы

Фронтальная

Групповая (в парах)

Самостоятельная

Книгопечатная продукция: Литературное чтение 3 класс.

Презентация к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологий обучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Планируемые универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Слайд 1

Приветствуют учителя

Эмоционально готовятся к уроку

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

 

II. Подготовка к первичному восприятию.

Цель: Создание мотивации работы с художественными произведениями

 

 

- Какое произведение вы изучали на прошлом уроке?

- Кто автор этого стихотворения?

- А какие произведения вы еще знаете Пушкина А. С.?

- Какие времена года автор запечатлел в своих стихотворениях?

- Откройте учебники на стр. 90.

- Сегодня мы с вами будем работать с произведением «Зимнее утро» А. С. Пушкина.

- Определите, к какому жанру относится произведение.

- Докажите что именно к этому жанру он относится.

- Прочитайте заголовок.

- О чем говорится в этих произведениях? (О зиме).

- Что Пушкин может говорить о зиме в стихотворении?

 

 

 

Припоминают изученные произведения.

 

Предметные:

умение составлять несложные монологические высказывания о произведении.

Коммуникативные:

формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

овладение основами коммуникативной деятельности.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности,

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Формулировка задач урока  в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

- Что могу узнать, изучая эти стихотворения?

- Что А. С. Пушкина привлекало в зиме, осени?

- Что они описывают?

- Что можем узнать, работая с этим произведением?

- Какие задачи можем выполнить, рассматривая произведения о зимнем вечере?

Узнаю:

- Какое настроение вызывает зима у Пушкина?

- Чему будем учиться?

Учусь:

1)Определять  настроение рассказчика;

2)Передавать настроение рассказчика при чтении  произведения.

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют учебные задачи:

Узнаю:

Какое настроение вызывают зима у русских поэтов и писателей.

Учусь:

1)Определять  настроение рассказчика;

2)Передавать настроение рассказчика при чтении  произведения.

Предметные: овладение элементарными приемами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания.

Познавательные: освоение приемов поиска нужной информации.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности.

V. Первичное восприятие.

Цель: Вызвать эмоциональную реакцию читателя на содержание и художественную форму произведения.

-С чего начнем работу над стихотворением?

-Какую задачу можем выполнить, прослушав стихотворение?

-Давайте послушаем,  проверим ваши предположения и узнаем, что запечатлел поэт.

-Слушайте внимательно и постарайтесь определить настроение рассказчика.

Физминутка

Солнце глянуло в тетрадку,

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать, (Приседания)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны)

И на месте поскакать. (Прыжки)

На носок потом на пятку. (Ходьба на месте)

Все мы делаем зарядку.

 

 

 

 

Слушают произведение. Определяют настроение лирического героя.

Личностные: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

·       эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

Предметные: овладение

приемами понимания прослушанного произведения.

VI. Проверка первичного восприятия

Цель: Выявление эмоциональной реакции читателя на произведение. Формулировка задачи работы с произведением.

- С какой целью читали произведение?

- Так какое настроение вызывает зима у рассказчика?

- Почему так решили?

- Меняется ли настроение рассказчика?

- Что нужно сделать, чтобы правильно  ответить на этот вопрос?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие чувства вы испытали?

- Что вызвало эти чувства?

- Какую картину вы увидели?

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

- А у рассказчика?

- Почему так решили?

- Как поэт помогает нам увидеть его настроение?

- Какие задачи мы выполнили?

- Какие задачи можем выполнить, работая над стихотворением?

 

Припоминают учебную задачу.

Определяют настроение лирического героя, как меняется настроение в произведении.

 

·       Личностные: высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

овладение основами коммуникативной деятельности.

VII. Чтение и анализ

Цель: Изучение образа-переживания лирического героя.

 

1 картина.

     Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, сколько картин изобразил поэт.

     Возьмите простой карандаш, укажем номера каждой картины.

     Сколько картин вы увидели в стихотворении?

- Прочитаем первую картину.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

- Определим рассказчика этого стихотворения.

- Что происходит с рассказчиком – героем?

- Что поэт изображает?                                 

- Как вы понимаете слово «буря»?

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

- А как вы понимаете слово «мгла»?

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы.

- Как понимаете слово «вихри»?

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

- Что изобразил рассказчик в этой картине?

- Опишите.

- Какие чувства вызывает у него увиденная картина?

- Как вы думаете, кто заплачет как дитя, и завоет как зверь?

- А почему буря заплачет и завоет?

- А в этой картине, автор с чем сравнивает бурю?

- Докажите.

- О чем говорится в этой части?

- Как вы его себе представляете?

- Что мы узнали в стихотворении о зиме?

- «Буря мглою небо кроет» - это как?

- Какое настроение передаётся в этой части?

- С чем автор сравнивает бурю?

- С какой силой голоса нужно передать жуткое настроение?

- Попробуйте самостоятельно прочитать описание первой картины, выполняя эти задачи. 

- Распределим работу в парах: кто в паре будет первым, кто – вторым.

- Прочитаем выразительно друг другу в паре и оценим правильность чтения. Что будем оценивать?

- Какое, выражение нужно использовать для оценки выполнения поставленной задачи?

- Чей товарищ правильно прочитал 1 часть стихотворения?

- Кого из ребят хотели бы послушать?

- Согласны ли с оценкой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

Определяют критерии оценки:

·    соблюдение настроения героя;

·    грустно.

Упражняются в выразительном чтении отрывка.

Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. 

Предметные: овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности;

умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях).

 

Личностные: осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

 

Познавательные:

освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

 

Коммуникативные:

формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

 

Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 картина.

- Прочитаем вторую картину.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

- Как вы понимаете «кровле обветшалой»?

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

- Что описано в картине?

- Кто вдруг соломой зашумит?

- Кто постучит в окошко?

- Кто такой путник?

- Почему именно с путником?

- Какое настроение рассказчик предаёт в этой части?

- Передадим настроение рассказчика при чтении этой части. Работаем в парах.

- Кто выполнил поставленные задачи?

- Кого из ребят хотите послушать?

- Оценим работу по схеме.

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности.

Определяют настроение лирического героя:

любование, радость.

Упражняются в выразительном чтении отрывка.

Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. 

 

3 картина.

- Прочитайте третью картину.

Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

- Как вы понимаете словосочетание «ветхая лачужка»?

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

- А кто печальна и темна, или что?

- А почему она печальна и темна?

- Что делает рассказчик в этой лачужке?

- Какое настроение у рассказчика? (тоскливое, грустное).

 

 

 

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

4 картина.

- Прочитаем четвертую картину.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

- Кого автор называет старушкой?

- Вы помните, как зовут няню Пушкина?

- А почему автор называет няню старушкой?

Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она проживала и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал ее своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Когда Пушкина сослали в ссылку с ним вместе поехала няня. Место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжелое для поэта время.

- Какое настроение у автора? (Грустное)

- А почему она приумолкла у окна?

- Почему она утомлена?

- И чем она утомлена, как предполагает автор?

- Почему она дремлет?

- Как вы понимаете слово «веретено»?

Веретено – приспособление для прядения.

- Прочитаем в парах, выполняя эти задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

Слайд 17

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

5 картина.

- Прочитаем пятую картину.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

- Кого автор называет подружкой?

- А почему он называет так няню?

- Почему, автор называет юность свою бедной?

- Почему сердцу будет веселей?

- Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения?

- Прочитаем и оценим работу в парах.

 

 

 

 

 

Слайд 18

 

 

Слайд 19

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

6 картина.

- Прочитаем шестую картину.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

- Что просит сделать автор свою няню?

- А зачем?

- Почему спеть, как синица?

- Где жила синица?

- Изменилось ли настроение рассказчика?

- Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения?

- Прочитаем и оценим работу в парах.

 

 

 

Слайд 20

 

 

 

 

Слайд 21

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

7 картина.

- Прочитаем седьмую картину.

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

- Как должна спеть няня?

- Куда шла девица?

- Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения?

- Прочитаем и оценим работу в парах.

 

 

 

 

Слайд 22

 

Слайд 23

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

8 картина.

- Прочитаем восьмую картину.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

- Мы уже читали это четверостишие.

- Давайте вспомним, что такое буря, мгла, вихри?

- Почему автор повторяет это четверостишье? (Тоска)

- Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения?

- Прочитаем и оценим работу в парах.

 

 

 

 

 

Слайд 24

 

 

Слайд 25

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

9 картина.

- Прочитаем девятую картину.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей.

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

- И это четверостишие мы читали.

-  А почему он повторяет это четверостишье? (Тоска усилилась)

- Давайте вспомним, кого он называл подружкой?

- От чего будет на сердце веселей?

- Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения?

- Прочитаем и оценим работу в парах.

 

 

 

 

 

Слайд 26

 

 

Слайд 27

Самостоятельно читают отрывок.

Определяют содержание части.

Определяют настроение лирического героя.

Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя.

VIII. Обобщающая беседа.

Цель: Создание читательской интерпретации текста.

        С какой целью мы работали над стихотворением?

        Вспомним задачи, которые нужно было выполнить на уроке.

        На какие вопросы получили ответ?

        Что еще нужно было узнать в процессе анализа стихотворения?

        Какое настроение является главным?

        Как менялось настроение рассказчика?

        Можно ли назвать это стихотворение веселым?

-Кто является рассказчиком этого стихотворения?

 

 

Слайд 28 учебные задачи

Определяют настроение лирического героя: любование, радость.

Следят за развитием образа-переживания лирического героя.

 

Предметные: овладение элементарными приемами интерпретации художественных текстов; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении.

Коммуникативные:

формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности.

IX. Творческие работы по следам прочитанного.

Цель: Формирование умения передавать образ-переживание лирического героя интонационными средствами  устной речи.

- Чему еще нужно было учиться, работая с произведением?

- Что знаем для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение?

- Что будем оценивать?

- Кто хочет проверить себя и выразительно прочитать стихотворение?

- Оценим работу.

- Какие можем дать рекомендации?

 

 

 

Определяют исполнительские задачи.

Упражняются в выразительном чтении,

контролируют правильность выполнения задач.

Оценивают выразительность чтения. Исправляют допущенные ошибки.

Предметные: овладение техникой чтения;

осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности,  интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности,

X. Рефлексия.

Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке?

- Выберите одно предложение и дополните его.

Слайд 29

Высказывания для самооценки

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний.

 

 


Технологическая карта урока Пушкин

Технологическая карта урока Пушкин

Предметные результаты: ·

Предметные результаты: ·

Технологий обучения Этапы урокаДеятельность учителяСредства обученияДеятельность учащихсяПланируемые универсальные учебные действия

Технологий обучения Этапы урокаДеятельность учителяСредства обученияДеятельность учащихсяПланируемые универсальные учебные действия

Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями

Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями

На носок потом на пятку. (Ходьба на месте)

На носок потом на пятку. (Ходьба на месте)

Опишите. - Какие чувства вызывает у него увиденная картина? -

Опишите. - Какие чувства вызывает у него увиденная картина? -

Коммуникативные: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение…

Коммуникативные: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение…

Прочитаем вторую картину. То по кровле обветшалой

Прочитаем вторую картину. То по кровле обветшалой

Прочитаем вторую картину. То по кровле обветшалой

Прочитаем вторую картину. То по кровле обветшалой

VIII . Обобщающая беседа. Цель:

VIII . Обобщающая беседа. Цель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2021