Технологическая карта урока
Пушкин А. С. «Зимний вечер»
(УМК «Школа России»)
Класс |
3 А класс. |
|
Тип урока |
Урок изучения новых знаний |
|
Цели урока |
Образовательные: формирование умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдение за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; формирование умения различать типы текстов; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения. Развивающие: формирование системы речевых умений; развитие эмоциональной сферы личности школьника, навыка чтения, культуры общения, логического и образного мышления. Воспитательные: воспитание любви к Родине и русской природе, культуры поведения на уроке. |
|
Технологии, методы, приёмы |
Технологии группового, интегрированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровье сберегающие технологии. Методы: беседа, стилистический анализ лирического произведения. Приемы: викторина, постановка учебно-познавательной задачи, выборочное чтение, составление партитуры чувств, выразительное чтение литературного произведения. |
|
Основные понятия, термины |
Текст, стихотворение, художественно-познавательная сказка, рассказчик, настроение рассказчика (лирического героя). |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные результаты: · Овладение техникой чтения; · овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; · овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; · осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; · умение составлять несложные монологические высказывания о произведении; · интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности; · конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания. |
Личностные результаты: · Осознание значимости чтения для дальнейшего развития; · формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя; · знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; · восприятие литературного произведения как особого вида искусства; · полноценное восприятие художественной литературы; · эмоциональная отзывчивость на прочитанное; · высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: · освоение приемов поиска нужной информации; · овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; · освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; Коммуникативные УУД: · формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; · овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Регулятивные УУД: · понимать, принимать и сохранять учебную задачу; · действовать по плану и планировать свои учебные действия; · контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; · адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. |
|
Организация пространства: |
||
Формы взаимодействия учителя и учащихся |
Образовательные ресурсы |
|
Фронтальная Групповая (в парах) Самостоятельная |
Книгопечатная продукция: Литературное чтение 3 класс. Презентация к уроку. |
|
Технологий обучения |
||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Средства обучения |
Деятельность учащихся |
Планируемые универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. |
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Начинается урок, |
Слайд 1 |
Приветствуют учителя Эмоционально готовятся к уроку |
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
|
II. Подготовка к первичному восприятию. Цель: Создание мотивации работы с художественными произведениями
|
- Какое произведение вы изучали на прошлом уроке? - Кто автор этого стихотворения? - А какие произведения вы еще знаете Пушкина А. С.? - Какие времена года автор запечатлел в своих стихотворениях? - Откройте учебники на стр. 90. - Сегодня мы с вами будем работать с произведением «Зимнее утро» А. С. Пушкина. - Определите, к какому жанру относится произведение. - Докажите что именно к этому жанру он относится. - Прочитайте заголовок. - О чем говорится в этих произведениях? (О зиме). - Что Пушкин может говорить о зиме в стихотворении?
|
|
Припоминают изученные произведения.
|
Предметные: умение составлять несложные монологические высказывания о произведении. Коммуникативные: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. |
- Что могу узнать, изучая эти стихотворения? - Что А. С. Пушкина привлекало в зиме, осени? - Что они описывают? - Что можем узнать, работая с этим произведением? - Какие задачи можем выполнить, рассматривая произведения о зимнем вечере? Узнаю: - Какое настроение вызывает зима у Пушкина? - Чему будем учиться? Учусь: 1)Определять настроение рассказчика; 2)Передавать настроение рассказчика при чтении произведения. |
Слайд 2
|
Определяют учебные задачи: Узнаю: Какое настроение вызывают зима у русских поэтов и писателей. Учусь: 1)Определять настроение рассказчика; 2)Передавать настроение рассказчика при чтении произведения. |
Предметные: овладение элементарными приемами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия, оценивать ход и результат выполнения задания. Познавательные: освоение приемов поиска нужной информации. Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности. |
V. Первичное восприятие. Цель: Вызвать эмоциональную реакцию читателя на содержание и художественную форму произведения. |
-С чего начнем работу над стихотворением? -Какую задачу можем выполнить, прослушав стихотворение? -Давайте послушаем, проверим ваши предположения и узнаем, что запечатлел поэт. -Слушайте внимательно и постарайтесь определить настроение рассказчика. Физминутка Солнце глянуло в тетрадку, Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте) Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, (Приседания) Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. (Наклоны) И на месте поскакать. (Прыжки) На носок потом на пятку. (Ходьба на месте) Все мы делаем зарядку. |
|
Слушают произведение. Определяют настроение лирического героя. |
Личностные: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; · эмоциональная отзывчивость на прочитанное; Предметные: овладение приемами понимания прослушанного произведения. |
VI. Проверка первичного восприятия Цель: Выявление эмоциональной реакции читателя на произведение. Формулировка задачи работы с произведением. |
- С какой целью читали произведение? - Так какое настроение вызывает зима у рассказчика? - Почему так решили? - Меняется ли настроение рассказчика? - Что нужно сделать, чтобы правильно ответить на этот вопрос? - Понравилось ли вам стихотворение? - Какие чувства вы испытали? - Что вызвало эти чувства? - Какую картину вы увидели? - Какие чувства вызвала у вас эта картина? - А у рассказчика? - Почему так решили? - Как поэт помогает нам увидеть его настроение? - Какие задачи мы выполнили? - Какие задачи можем выполнить, работая над стихотворением? |
|
Припоминают учебную задачу. Определяют настроение лирического героя, как меняется настроение в произведении.
|
· Личностные: высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности; понимать, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: овладение основами коммуникативной деятельности. |
VII. Чтение и анализ Цель: Изучение образа-переживания лирического героя.
1 картина. |
− Прочитайте стихотворение самостоятельно и определите, сколько картин изобразил поэт. − Возьмите простой карандаш, укажем номера каждой картины. − Сколько картин вы увидели в стихотворении? - Прочитаем первую картину. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, - Определим рассказчика этого стихотворения. - Что происходит с рассказчиком – героем? - Что поэт изображает? - Как вы понимаете слово «буря»? Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. - А как вы понимаете слово «мгла»? Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы. - Как понимаете слово «вихри»? Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра. - Что изобразил рассказчик в этой картине? - Опишите. - Какие чувства вызывает у него увиденная картина? - Как вы думаете, кто заплачет как дитя, и завоет как зверь? - А почему буря заплачет и завоет? - А в этой картине, автор с чем сравнивает бурю? - Докажите. - О чем говорится в этой части? - Как вы его себе представляете? - Что мы узнали в стихотворении о зиме? - «Буря мглою небо кроет» - это как? - Какое настроение передаётся в этой части? - С чем автор сравнивает бурю? - С какой силой голоса нужно передать жуткое настроение? - Попробуйте самостоятельно прочитать описание первой картины, выполняя эти задачи. - Распределим работу в парах: кто в паре будет первым, кто – вторым. - Прочитаем выразительно друг другу в паре и оценим правильность чтения. Что будем оценивать? - Какое, выражение нужно использовать для оценки выполнения поставленной задачи? - Чей товарищ правильно прочитал 1 часть стихотворения? - Кого из ребят хотели бы послушать? - Согласны ли с оценкой? |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
|
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. Определяют критерии оценки: · соблюдение настроения героя; · грустно. Упражняются в выразительном чтении отрывка. Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. |
Предметные: овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях).
Личностные: осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Познавательные: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
Коммуникативные: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
|
|
||||
2 картина. |
- Прочитаем вторую картину. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко постучит. - Как вы понимаете «кровле обветшалой»? Кровля обветшалая – очень плохая крыша. - Что описано в картине? - Кто вдруг соломой зашумит? - Кто постучит в окошко? - Кто такой путник? - Почему именно с путником? - Какое настроение рассказчик предаёт в этой части? - Передадим настроение рассказчика при чтении этой части. Работаем в парах. - Кто выполнил поставленные задачи? - Кого из ребят хотите послушать? - Оценим работу по схеме. |
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
|
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Изучают особенности художественного мира, средства, использованные автором для изображения действительности. Определяют настроение лирического героя: любование, радость. Упражняются в выразительном чтении отрывка. Оценивают выразительное чтение по заданным критериям. |
|
|
||||
3 картина. |
- Прочитайте третью картину. Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. - Как вы понимаете словосочетание «ветхая лачужка»? Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. - А кто печальна и темна, или что? - А почему она печальна и темна? - Что делает рассказчик в этой лачужке? - Какое настроение у рассказчика? (тоскливое, грустное). |
Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
4 картина. |
- Прочитаем четвертую картину. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? - Кого автор называет старушкой? - Вы помните, как зовут няню Пушкина? - А почему автор называет няню старушкой? Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она проживала и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал ее своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Когда Пушкина сослали в ссылку с ним вместе поехала няня. Место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжелое для поэта время. - Какое настроение у автора? (Грустное) - А почему она приумолкла у окна? - Почему она утомлена? - И чем она утомлена, как предполагает автор? - Почему она дремлет? - Как вы понимаете слово «веретено»? Веретено – приспособление для прядения. - Прочитаем в парах, выполняя эти задачи. |
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16 Слайд 17 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
5 картина. |
- Прочитаем пятую картину. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. - Кого автор называет подружкой? - А почему он называет так няню? - Почему, автор называет юность свою бедной? - Почему сердцу будет веселей? - Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения? - Прочитаем и оценим работу в парах. |
Слайд 18
Слайд 19 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
6 картина. |
- Прочитаем шестую картину. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; - Что просит сделать автор свою няню? - А зачем? - Почему спеть, как синица? - Где жила синица? - Изменилось ли настроение рассказчика? - Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения? - Прочитаем и оценим работу в парах. |
Слайд 20
Слайд 21 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
7 картина. |
- Прочитаем седьмую картину. Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. - Как должна спеть няня? - Куда шла девица? - Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения? - Прочитаем и оценим работу в парах. |
Слайд 22
Слайд 23 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
8 картина. |
- Прочитаем восьмую картину. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. - Мы уже читали это четверостишие. - Давайте вспомним, что такое буря, мгла, вихри? - Почему автор повторяет это четверостишье? (Тоска) - Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения? - Прочитаем и оценим работу в парах. |
Слайд 24
Слайд 25 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
9 картина. |
- Прочитаем девятую картину. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей. Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. - И это четверостишие мы читали. - А почему он повторяет это четверостишье? (Тоска усилилась) - Давайте вспомним, кого он называл подружкой? - От чего будет на сердце веселей? - Какие задачи нужно выполнить при выразительном чтении этого предложения? - Прочитаем и оценим работу в парах. |
Слайд 26
Слайд 27 |
Самостоятельно читают отрывок. Определяют содержание части. Определяют настроение лирического героя. Наблюдают за изменениями образа-переживания лирического героя. |
|
VIII. Обобщающая беседа. Цель: Создание читательской интерпретации текста. |
− С какой целью мы работали над стихотворением? − Вспомним задачи, которые нужно было выполнить на уроке. − На какие вопросы получили ответ? − Что еще нужно было узнать в процессе анализа стихотворения? − Какое настроение является главным? − Как менялось настроение рассказчика? − Можно ли назвать это стихотворение веселым? -Кто является рассказчиком этого стихотворения?
|
Слайд 28 учебные задачи |
Определяют настроение лирического героя: любование, радость. Следят за развитием образа-переживания лирического героя.
|
Предметные: овладение элементарными приемами интерпретации художественных текстов; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении. Коммуникативные: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности. |
IX. Творческие работы по следам прочитанного. Цель: Формирование умения передавать образ-переживание лирического героя интонационными средствами устной речи. |
- Чему еще нужно было учиться, работая с произведением? - Что знаем для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение? - Что будем оценивать? - Кто хочет проверить себя и выразительно прочитать стихотворение? - Оценим работу. - Какие можем дать рекомендации? |
|
Определяют исполнительские задачи. Упражняются в выразительном чтении, контролируют правильность выполнения задач. Оценивают выразительность чтения. Исправляют допущенные ошибки. |
Предметные: овладение техникой чтения; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, |
X. Рефлексия. Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
- Поднимите руки, кто доволен своей работой на уроке? - Выберите одно предложение и дополните его. |
Слайд 29 Высказывания для самооценки |
Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.