Конспект урока по литературному чтению
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок» (быль).
УМК: «Начальная школа XXI века»
Класс: 3
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: Содействовать развитию умения давать характеристику литературному герою, умения анализировать поступки героев и видеть их мотивы, объяснять внутреннее состояние литературных героев; Способствовать формированию умения находить опорные слова для пересказа, помогают описать эмоциональное состояние героев; Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и развивать воображение.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Форма работы: фронтальная, групповая, самостоятельная
Оборудование урока: учебник « Литературное чтение» (Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова), портрет писателя, его книги, карточки для словарной работы, картина парусника, презентация к уроку, ноутбук, телефон, QR-коды, карточки для рефлексии.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
t |
УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Проверьте, я на уроке нам потребуется пенал и учебник. А еще очень пригодиться хороший настрой и прекрасное настроение. Давайте себе поможем. - Упражнение на дыхание (на 4 счета –вдыхаем, на 4 задерживаем дыхание, на 4 выдыхаем) -Теперь я точно знаю, все получится. (слайд 1) |
Учащиеся проверяет наличие принадлежностей.
Делают под руководством учителя упражнение на дыхание. |
2 |
Личностное УУД. |
2. Актуализация знаний. |
На экране появляются писатели: А. Л. Барто, Б. Заходер, Л. Н. Толстой Н.Н. Носов, В Д.Драгунский.(слайд 2) -Кого вы видите на экране? Назовите их - Что общего в творчестве этих писателей? - Как вы думаете с творчеством, какого писателя мы продолжим знакомство? -Что вы можете рассказать о нём? - Какие произведения Льва Толстого вы читали? |
Писателей.
Они писали о детях.
Л.Н.Толстого
Один из учащихся читает сообщение Сказка «Два брата», басня «Белка и волк», рассказы «Лебеди» и «Зайцы» |
8 |
Коммуникативные УУД: принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
3. Создание проблемной ситуации |
- Огромную работу проделал писатель, добиваясь того, чтобы, как он сам говорил, всё было «красиво», коротко, просто, и, главное - ясно. Поэтому его произведения так легко читаются и запоминаются. На уроках внеклассного чтения мы вспомнили много сказок, басен, рассказов Льва Николаевича Толстого. Сегодня мы продолжаем эту работу. - Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название.(слайд 3) FGПLYРЫGSЖWNОК (выбрать русские буквы) - Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение? Что означает слово “прыжок”? - А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? -Назовите тему урока? (слайд 4)
|
Дети слушают.
Прыжок
Не всегда, ведь прыжки бывают разные Л.Н.Толстого «Прыжок» |
5 |
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
|
4. Открытие новых знаний. |
- В этом рассказе мы отправимся путешествовать по морю. Представьте себе огромное море, много солнца и корабль с белыми парусами (изображение парусника) (слайд 5) -Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева: мачты возвышались над палубой на 15-25 м., т.е. высота 3-5 этажного дома. - На мачтах – перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, веревочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьяну, веселого и шаловливого зверёнка, который потешал людей в свободную от нелегкой морской службы минуту. А бывало и так, что неприятных происшествий. Об одном из них, случившемся давным-давно, поведал в рассказе «Прыжок» писатель Л.Н.Толстой. - Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?
Первичное чтение текста. Выразительное чтение рассказа учителем. - Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ? - Из-за чего мальчик совершил прыжок?
Словарная разминка. - Объясните значение словосочетаний: Перенести вещи – изменить положение в пространстве Перенести болезнь – переболеть Перенести страх – испугаться Перенести обиду – вытерпеть обиду Отработка техники чтения. - Прочитайте слова по слогам и целыми словами.(слайд 6,7 ) воз-вра-щал-ся вдре-без-ги пе-ре-драз-ни-ва-ла о-пом-нил-ся при-це-лил-ся за-бав-ля-ют-ся раз-мах-нул-ся за-це-пив-шись раз-за-до-рил-ся
Комментированное чтение рассказа по абзацам. 1 абзац - Как обезьяна развлекала матросов на палубе? 2 абзац - Как подшутила обезьяна над сыном капитана? 3 абзац - Что она сделала со шляпой? 4-5 абзац - Как повел себя мальчик? 7-11 абзац - Что раззадорило мальчика? - Что в это время происходило на палубе? 12-15 абзац - Что предпринял капитан для спасения сына? - Подбор синонимов и антонимов к словам. Работа в рабочей тетради с. 32 зад. 1. Физминутка Матросская шапка, Верёвка в руке (маршировать на месте) Тяну я кораблик По быстрой реке. (начать двигаться, будто тянем кораблик) И скачут лягушки За мной по пятам ,(присесть и подпрыгнуть) И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой). |
Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии
Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст
Выполняют задание самостоятельно
Повторяют движения учителя.
|
15 |
Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
|
5. Систематизация полученных знаний |
- Ребята, у вас на парте на краю стола лежит свой индивидуальный код, я прошу сейчас прочитать задание на экране и ответить с помощью QR-кода. Через приложение Plickers проводится тестирование по прочитанному: 1. Произведение «Прыжок» - это… (слайд 8) А) быль Б) басня В) былина 2. События происходят на (слайд 9) А) яхте Б) корабле В) лодке 3. Мальчику герою произведения было…(слайд 10) А) 15 лет Б) 10 лет В) 12 лет 4. Мальчик – герой произведения был сыном (слайд 11) А) матроса Б) капитана В)дрессировщика обезьяны 5. Обезьяна отняла у мальчика (слайд 12) А) шляпу Б) панаму В)матросскую бескозырку 6. Обезьяна повесила шляпу на… (слайд 13) А) край палубы Б) край мачты В) край перекладины 7. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной? (слайд 14) А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью 8. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы… (слайд 15) А) стрелять чаек Б) спасти мальчика В) стрелять акул 9. Почему капитан заплакал? (слайд 16) А) от счастья Б) от горя В) от сильного потрясения Работа в печатной тетради с.33 задание 2. |
У детей свои QR-коды букву с правильным ответом указанный наверх показывают учителю. Учитель фотографирует и сразу видит на экране своего телефона правильные ответы.
Выполняют самостоятельно |
10 |
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя знания полученные на уроке.
|
6. Итог урока |
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?
-Зачем автор рассказал нам эту историю? Вот это главная идея произведения
|
Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти Он учит нас тому, что страх преодолеть нелегко, иногда надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит не совершать необдуманных поступков, учит управлять собой, своими эмоциями. |
3 |
Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
|
7. Рефлексия |
-Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу. (слайд 17) - Мне захотелось... - Я задумался... - Я понял (а)... - Я почувствовал (а)... - А сейчас сами оцените свою работу на уроке: Отлично работал, и многое понял – белый парус. Хорошо работал – голубой парус. Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый парус.
|
Высказывают своё мнение |
2 |
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний |
8. Домашнее задание |
Прочитать с. 138-141,Ответить на вопросы с. 142 (устно) (слайд 18) |
Записывают в тетрадь |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.