Тема: А. А. Фет « Весенний дождь». «Бабочка».
Образовательная цель: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить проводить наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; организовать работу над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль произведения.
Оборудование-учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
-Всё на месте, всё в порядке - ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Речевая разминка.
· Поиграем в «Рифмушку». Вставьте пропущенные буквы, и у вас получится текст песенки. (Идет матушка-весна, / Отворяй-ка ворота. /Первый март пришел,/Белый снег сошел. /Аза ним и апрель / Отворил окно и дверь. /А уж как пришел май, / Солнце в терем приглашай!)
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка □□□□□□.
Первый март пришел,
Белый □ □ □ □ сошел.
А за ним и □□□□□□
Отворил □□□□ и дверь.
А уж как пришел □□□,
Солнце в те□ □ □ приглашай!
· Понравилась вам песенка?
· Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).
3. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
— Расшифруйте имя поэта, с чьим творчеством сегодня познакомимся. (Афанасий Афанасьевич Фет.)
ЙИСАНАФА ЧИВЕЬСАНАФА ТЕФ
– Попадали ли вы под дождь?
– Где это было? Когда это было?
– Что вы в это время чувствовали, ощущали, слышали? А как пахнет дождь?
– Похож ли шум дождя на музыку?
– Дождь можно увидеть, услышать, ощутить его запах. Художники, музыканты представили нам свое видение дождя.
–У каждого из нас разное восприятие дождя. Каждый видит, слышит, ощущает дождь по-своему. Наши дожди имеют разное настроение. Мы словесно рисовали дождь, художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам свое видение дождя?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с дождем А. А. Фета. Поэт создал свой дождь – весенний
Сформулируйте цели урока: познакомиться … учиться читать……
4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
1. Биография А.А. Фета
Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 г. в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. В 1838 г. поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. вышел первый поэтический сборник под инициалами А.Ф. Вскоре в журналах стали появляться самобытные стихотворения, подписанные «А. Фет».
В начале 1840-х гг. стихотворение «На заре ты ее не буди...», положенное на музыку А.Е. Варламова, стало народной песней. Выйдя в 1858 г. в отставку, Фет решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако резкое изменение «общего воздуха жизни» и разрыв с журналом «Современник» привели поэта в состояние тяжелейшей депрессии. Он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. Фет купил в Мценском уезде хутор Сте- пановка, который за 17 лет превратил в образцовое доходное хозяйство. В 60—70-х гг. в лирике поэта прежде скрытая «тоска по совершенству» превратилась в ясно различимую «боль от красоты», зазвучав «плачем» и «рыданием» в его поздних стихах. Последний взлет творческой активности совпал с покупкой в 1877 г. усадьбы Воробьевка, которую Фет сделал «обителью поэта». Именно здесь появились один за другим четыре выпуска его лирических стихотворений под общим названием «Вечерние огни». Умер А.А. Фет 3 декабря 1892 г. в Москве.
А. А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.
Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения.
Как писал сам А. А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности
2. Анализ стихотворения «Весенний дождь»
– Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного.
- Прочитайте строчки, из которых видно, что дождь начинается исподволь, незаметно.
– Какой образный ряд возник в вашем воображении при прочтении стихотворения?
– Какие слова помогают автору показать движение от одного образа к другому? Сколько глаголов и глагольных форм в данном стихотворении? Сколько строк?
– Такое обилие глаголов и глагольных форм помогает выразить и показать динамику и движение.
– Как вы понимаете слово «завеса»?
– Какое художественно-изобразительное средство применил автор во 2-й строфе 2-го четверостишия?
– Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Прочитайте строчки стихотворения, в которых наступление дождя противопоставлено этому покою.
– Найдите в стихотворении эпитет и сравнение.
– Краски, звуки, запахи – все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.
– В какие цвета окрашена картина? Какими словами они переданы?
– Какие звуки мы слышим во второй строфе?
– Какие художественные средства помогают понять смысл стихотворения?
– Подготовьтесь к выразительному чтению
Физкультминутка.
3. Анализ стихотворения «Бабочка»
Словарная работа
Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким или гладким ворсом.
Очертанье – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.
– Отгадайте загадку: не птичка, а с крыльями.
– Подберите синоним к слову «сверкнув». Подберите антоним к слову «спешу».
– От чьего имени написано стихотворение? Какою изображена бабочка? Опишите ее.
– Не напоминает ли вам ритм этого произведения порхание бабочки, рисунок ее полета? Объясните.
– Какой тон, какая интонация более всего подойдут при чтении стихотворения?
– Подготовьтесь к выразительному чтению
Качаясь, движется завеса, две капли брызнули в стекло, и что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит.
От лип душистым мёдом тянет.
Весенний дождь
Весенним
утром дождь уныло
Закрыл всё небо облаками.
А лучик солнца так игриво
По лужам шлёпал каблуками.
4. Выразительное чтения стихотворения А.А. Фета на выбор.
5. Домашнее задание. Задание на выбор:
- Выучить понравившееся стихотворение.
- Выполнить рисунок к стихотворению А. А. Фета.
- Придумать и записать небольшой рассказ «Весенний дождь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.