Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Л. Н. Толстой Филиппок"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Л. Н. Толстой Филиппок"

Оценка 5
docx
29.11.2022
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Л. Н. Толстой Филиппок"
чт 2 кл.docx

Урок литературного чтения    2  класс

Урок №

Тема: Л. Н. Толстой  «Филипок»

Цель: познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;  развивать навыки работы с текстом; формирование умения составлять план, словесный портрет героя. развивать  навыки  сотрудничества со взрослыми и сверстниками; воспитывать чуткость, сопереживание, доброту, трудолюбие, терпение, целеустремлённость, желания учиться.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 2класс; выставка книг Л. Н. Толстого, карточки с заданиями для работы в группе.

 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.  

2.Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке литературы?

- Какое произведение читали?

Давайте проверим домашнее задние и поиграем игру «Да-нет». Кто хочет к доске?

  1. Это рассказ о животных? да
  2. Дети любили котов? да
  3. Они играли на дороге? Да
  4. Мальчик  спас котенка? Да
  5. Дети даже после случившегося все время брали котенка с собой? нет

-Что вы должны понять?

-А для кого он написан?

 

3.Речевая разминка Актуализация знаний.

А чтобы подготовиться к чтению и говорению давайте-ка с вами поупражняемся.

(На доске)

Полени́лся у́тром Во́ва

Причеса́ться гребешко́м

Подошла́  к нему́  коро́ва

Причеса́ла языко́м.

- чтение шепотом

- какое слово в этом четверостишии устаревшее, употребляется очень редко?

- чтение с веселой/грустной интонацией

- чтение «скороговоркой»

4.Работа по новой теме.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого,

  и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему   научились?»

  - С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, отгадав загадку:

 

Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.              

 

- Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

- Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

 

- Поднимите руку,  кто хотел бы сейчас перенестись в прошлое и оказаться в школе для крестьянских детей?

Надо встать  и сказать слова:

«Один два три повернись в далёком прошлом очутись!»

- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филиппок).

- Что можно сказать о произведении по обложке книги?

 Когда жил этот мальчик?  Где?

 Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

Слобода                                         полы

Пострелёнок                               немой

бедовый

- найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника стр. 215.

 Чтение с остановками.

1 часть

-Что узнали о Филиппке в самом начале?  

(Настоящее имя – Филип.Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

-  Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу.   Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа -  работа, которая оплачивается по отработанным дням.

-  Что сделал Филиппок, когда бабушка уснула?  Прочитайте.

-  Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую?  (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица.  (во время чтения)

-  Прочитайте, далеко ли была школа?   (За селом у церкви)

-  Что случилось по дороге в школу?

-  Почему собаки залаяли?  (Они не знали его, никогда не видели.  А ещё Филипок не шёл, а бежал.  Торопился. Вот что важно!)

-  Представьте себя на месте Филиппка.  Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

-  Подумайте, что было   дальше?

Дерево предсказаний   устно)

-  Как поступили бы вы?

-  Узнаем, как поступил Филиппок.

3 часть

-  Кто помог Филиппку?  (Мужик отогнал собак.)

-  Как он назвал Филиппка?  (пострелёнок)

Пострелёнок -  озорник, сорванец.

-  Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы -  нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух-  очень быстро.

-  Какое чувство испытал Филиппок на пороге школы?   (страх)

-  Почему?  (Вдруг учитель прогонит.)

-  Какие сомнения были у Филиппка?  Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

4 часть

-  Как же Филиппок всё-таки решился войти в школу?  

(Его пристыдила баба.  Она подумала, что Филиппок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

-  Что он сделал, когда вошёл?  (Снял шапку.)

-  Почему? (Так принято.)   О чём это говорит?  (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы -  помещение между жилой частью дома и крыльцом.

-  Почему на вопросы учителя Филиппок не отвечал?  (напугался)

Немой-  лишённый способности говорить.

-  Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.  

(Так напугался, что говорить не мог.  В горле от страха пересохло.)

-  Почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

-   Кто поддержал Филиппка?  (ребята)

-  Что они рассказали о Филиппке?  Прочитайте.

Украдкой -  скрытно, незаметно от других.

6 часть

-  Когда же осмелел Филиппок?  (Когдаучитель похвалил его.)

-   За что похвалил?  (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

-  Как о себе говорит Филиппок?

(Я бедовый, я сразу всё понял.  Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

-  Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)  

-  Каков же Филиппок?    Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

-  Что изменилось в жизни Филиппка?  (стал учеником.)

-   Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

-   Был ли такой мальчик Филиппок?

-  Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль -  это то, что было в действительности в жизни.

-  Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём   будет произведение?

-  Мы познакомились с былью Л. Н.  Толстого и узнали кто такой Филипок.  

-  Но впереди нас ещё ждёт открытие: чему же учит это произведение?

-  Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

 

Физминутка

 

 -  Почему Филипок так стремился в школу?  

(У него было огромное желание учиться)

-  Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

-  Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

-  Чему же учит это произведение?  

 

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником.  Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу!  Грамоте учиться всегда пригодится.      Это главная мысль произведения!

 

 

Работа в группах

Дома вы должны подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы лучше запомнить я готовила план, но компьютерный вирус, пункты плана поменял местами. И теперь план не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

 Пронумеровать пункты плана в соответствии с порядком следования событий в рассказе. 

 

                 

-  Вспомните правила работы в группе.   (Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

 

 Итог урока.

- С каким рассказом Л.Н. Толстого вы познакомились?

- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

 Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
  • Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок литературного чтения 2 класс

Урок литературного чтения 2 класс

Что можно сказать о произведении по обложке книги?

Что можно сказать о произведении по обложке книги?

Кто поддержал Филиппка? (ребята) -

Кто поддержал Филиппка? (ребята) -

Как бы вы оценили свою работу?

Как бы вы оценили свою работу?

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Л. Н. Толстой Филиппок"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: "Л. Н. Толстой Филиппок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022