Урок литературного чтения 2 класс
Урок №
Тема: Л. Н. Толстой «Филипок»
Цель: познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»; развивать навыки работы с текстом; формирование умения составлять план, словесный портрет героя. развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; воспитывать чуткость, сопереживание, доброту, трудолюбие, терпение, целеустремлённость, желания учиться.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова «Литературное чтение» 2класс; выставка книг Л. Н. Толстого, карточки с заданиями для работы в группе.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
- С творчеством какого писателя мы начали знакомиться на прошлом уроке литературы?
- Какое произведение читали?
Давайте проверим домашнее задние и поиграем игру «Да-нет». Кто хочет к доске?
-Что вы должны понять?
-А для кого он написан?
3.Речевая разминка Актуализация знаний.
А чтобы подготовиться к чтению и говорению давайте-ка с вами поупражняемся.
(На доске)
Полени́лся у́тром Во́ва
Причеса́ться гребешко́м
Подошла́ к нему́ коро́ва
Причеса́ла языко́м.
- чтение шепотом
- какое слово в этом четверостишии устаревшее, употребляется очень редко?
- чтение с веселой/грустной интонацией
- чтение «скороговоркой»
4.Работа по новой теме.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого,
и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему научились?»
- С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, отгадав загадку:
Большой,
просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают.
- Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?
- Как школа связана с писателем?
Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.
- Поднимите руку, кто хотел бы сейчас перенестись в прошлое и оказаться в школе для крестьянских детей?
Надо встать и сказать слова:
«Один два три повернись в далёком прошлом очутись!»
- Как вы думаете, о ком мы будем читать? (о мальчике, которого зовут Филиппок).
- Что можно сказать о произведении по обложке книги?
Когда жил этот мальчик? Где?
Словарная работа.
В рассказе вам встретятся незнакомые слова:
Слобода полы
Пострелёнок немой
бедовый
- найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника стр. 215.
Чтение с остановками.
1 часть
-Что узнали о Филиппке в самом начале?
(Настоящее имя – Филип.Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)
- Где были родители?
(Мать ушла на подённую работу. Отец ещё с утра уехал в лес.)
Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.
- Что сделал Филиппок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
- Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую? (Торопился.)
2 часть
Слобода - сторона, улица. (во время чтения)
- Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)
- Что случилось по дороге в школу?
- Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)
- Представьте себя на месте Филиппка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
- Подумайте, что было дальше?
Дерево предсказаний устно)
- Как поступили бы вы?
- Узнаем, как поступил Филиппок.
3 часть
- Кто помог Филиппку? (Мужик отогнал собак.)
- Как он назвал Филиппка? (пострелёнок)
Пострелёнок - озорник, сорванец.
- Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Во весь дух- очень быстро.
- Какое чувство испытал Филиппок на пороге школы? (страх)
- Почему? (Вдруг учитель прогонит.)
- Какие сомнения были у Филиппка? Прочитайте.
(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)
4 часть
- Как же Филиппок всё-таки решился войти в школу?
(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филиппок опоздал и тем самым подтолкнула его.)
- Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)
- Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)
Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Почему на вопросы учителя Филиппок не отвечал? (напугался)
Немой- лишённый способности говорить.
- Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филиппка.
(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)
- Почему же он заплакал?
(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)
5 часть
- Кто поддержал Филиппка? (ребята)
- Что они рассказали о Филиппке? Прочитайте.
Украдкой - скрытно, незаметно от других.
6 часть
- Когда же осмелел Филиппок? (Когдаучитель похвалил его.)
- За что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)
- Как о себе говорит Филиппок?
(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)
Бедовый - ловкий, сообразительный.
Страсть какой - очень.
- Зачем он так сказал учителю?
(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)
- Каков же Филиппок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.
- Что изменилось в жизни Филиппка? (стал учеником.)
- Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?
- Был ли такой мальчик Филиппок?
- Жанр этого произведения так и называется - быль.
Быль - это то, что было в действительности в жизни.
- Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?
- Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.
- Но впереди нас ещё ждёт открытие: чему же учит это произведение?
- Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.
Физминутка
- Почему Филипок так стремился в школу?
(У него было огромное желание учиться)
- Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?
- Почему Толстой написал такой рассказ-быль?
- Чему же учит это произведение?
(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, интересными людьми и приносить пользу! Грамоте учиться всегда пригодится. Это главная мысль произведения!
Работа в группах
Дома вы должны подготовить пересказ этого рассказа. А чтобы лучше запомнить я готовила план, но компьютерный вирус, пункты плана поменял местами. И теперь план не соответствует хронологической последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.
Пронумеровать пункты плана в соответствии с порядком следования событий в рассказе.
- Вспомните правила работы в группе. (Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)
Итог урока.
- С каким рассказом Л.Н. Толстого вы познакомились?
- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание.
Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.