01.12.2021 г.
Открытый урок по литературному чтению «Звуки и буквы К к.»
Цель: познакомить со звуками (к), (к ) и буквой К, дать понятие парные согласные звуки
Задачи урока:
Формировать умение:
· выделять звук в слове;
· находить слова с заданным звуком;
· различать звуки и буквы: буква как знак звука;
· навык чтения;
· работа с учебником.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний |
1. Работа над изученным материалом. – Какие буквы согласных звуков изучили? Назовите их. Сколько их? – Какие гласные указывают на твёрдость согласного? На мягкость? Задание: (3 человека у доски) Распредели на группы звуки по кружочкам (черный, желтый, красный). Объясните свой выбор. 2. Составление плана урока. – Мы уже знаем много букв и даже умеем читать. Посмотрите «Букварь» на с. 52–53 и спланируйте нашу сегодняшнюю деятельность на уроке. – Что нового будет сегодня на уроке? План (примерный) 1. Работа с рисунками.
5. Составление схем слов. 6. Работа с текстом. Приступим к работе и посмотрим в конце урока что же мы успели сделать и что нового узнали. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
ФИЗМИНУТКА |
1.- Предлагаю отправиться в кинотеатр и посмотреть мультфильм, а затем ответить на вопрос: Кто герои этого мультфильма? (5 минут) Просмотр мультфильма «Кит и кот» (отредактированный) - Кто герои этого мультфильма? (кот и кит) - В чем загадка мультфильма? 2. Работа в «Букваре». – Посмотрите в «Букварь» на с. 52. Найдите на ней изображение кота и кита. – Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Это – звери. Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба.) - Назовите слова, которые называют эти предметы? ( кот, кит) - В чем разница в этих словах? ( о, и) 3. Работа в тетради для печатания. - Составим схемы слов кот и кит. (1 ученик у доски) 1) Выделение звуков [к], [к’]. Составление схемы слов.
__________ _________
К О Т К И Т – Произнесем слово кот. – Сколько в слове гласных? – Значит, сколько в слове слогов? – Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, твердый, синий) _ Почему согласный? - Второй звук? Каким цветом? - Третий звук? - Ставим ударение. – Послушайте и произнесите сами слово кит. – Сколько в слове гласных? – Значит, сколько в слове слогов? – Произнесите слово ещё раз, выделяя голосом первый звук. Какой первый звук? (согласный, мягкий, зеленый) –Почему согласный? - Второй звук. Каким цветом? - Третий звук? - Ставим ударение. – А какие новые звуки в этих словах вы услышали? ((к), (к)) - Дайте характеристику этому звуку. Какую шапочку ему наденем? (звукарик). Какие башмачки? 2) Обозначение звука буквой. - Какую букву обозначает этот звук? (К) – Посмотрите на букву в учебнике и на доске. – На какие уже изученные буквы она похожа? Чем? – Сравните печатную и письменную буквы К. Что напоминает буква К? Кузнец стоит, Как буква К. Сноп искр летит До потолка. (В. Степанов) – У вас на столе есть эта буква, напечатайте внутри буквы К. А теперь поднимите и покажите, что у вас получилось. - Вернемся к схемам. Давайте напечатаем эти слова под схемами. (2 ученика на доске) - В чем разница у этих слов? (о, и) - А еще? ( к - твердый, к - мягкий) - Пишем одинаковые буквы, произносятся они по разному! - Подведем первый итог нашего урока. С каким звуком познакомились? Дайте характеристику. Какую букву он обозначает? 4. Работа с учебником. - Посмотрите в окно. Что изменилось в природе? - Найдите слова, в которых есть звук (К). - Посмотрите на небо. Что вы видите? (облаКа) - А на земле? (снег) - На листочках напечатайте слово СНЕГ (учитель читает неразборчиво). Покажите. (учитель вызывает разные написания). 2 варианта – у доски ученики Проблема – Кто прав? - Ребята почему так получилось?( они почти одинаково звучат) - А какая разница в звучании? ( один глухо, другой звонко) Проверим. – Как бы вы назвали звуки, у которых есть пара? (Если дети испытывают затруднения: «В русском языке есть парные согласные звуки. В паре один звук звонкий, а другой – глухой, и иногда они заменяют друг друга в словах при произношении».) – Вернёмся на страницу «Букваря» и посмотрим на схемы-«человечков». Сравнение звуков [к], [к’] со звуками [г], [г’]. - Что общего между ними, что разного? А почему они стоят вместе? Подведем второй итогт урока: – Согласные звуки могут быть еще какими? (парными по глухости и звонкости) ПОИГРАЕМ 5. Игра «Услышь звук». – Я вам назову слово. Если в слове первый звук глухой, вы показываете схему-«человечка» в чёрный кружок, а если звонкий, то черный кружок. Каша, гром, ком, кума, гарнир, глина, нога, рука. |
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Применение нового знания |
1. Работа в «Букваре». - Как вы думаете, какая работа нас ждёт (обращаю внимание на план)? (мы будем читать) 1) Чтение слогов. – Посмотрите на с. 52. – Сравните произношение звуков в каждом слоге . - Слышим как? ( четко) – Что интересного во втором столбике? (начинаются с гласного) - Слышим как? ( не четко) - Почему? (глухо,звонко) - Что будем читать под картинками? (слова) 1 и 2 столбик (Работа над лексическим значением каждого слова, многозначность слов) 1-й столбик: – Прочитайте слова шёпотом. – Прочитайте вслух слово, которое обозначает огромное животное. – Найдите и прочитайте слово, обозначающее домашнее животное. – Прочитайте слово, обозначающее промежуток игры. (Кон.) – Какое слово осталось прочитать? – Слова кон и кони похожи? Чем? А чем отличаются? (Смыслом.) Чтение всего столбика целиком. 2-й столбик: – Это слово имеет много значений: может иметь географическое значение, для обозначения географических объектов; может быть предметом игры. – Площадка для игры в большой теннис. – Ласковое, нежное, пушистое (второе значение – название морского животного). – Все слова прочитали? Что обозначает слово кортик? (Кортик – оружие моряков, наградное оружие, висит на поясе у офицеров морского флота.) – Прочитаем все слова. – Поменяйте в первом слове буквы местами. (Крот.) Что означает это слово? – Подготовьтесь к чтению следующего столбика. 3-й столбик: - Прочитайте его дома. Подумайте, что обозначают эти слова. 2) Работа с текстом. - Прочитайте кто автор этого текста? - Посмотрите на оформление текста и скажите что это? (Стихотворение) - Мы прочитаем, а вы скажите кто герои этого стихотворения? (Читает ученик) - Кто же? (кот и кит) - Почему именно этих героев выбрал Б. Заходер? -Какое стихотворение получилось у автора? |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ΙV. Домашнее задание (по желанию) |
– Если будет желание нарисуйте в тетради для печатания героев этого текста. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог |
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? – Кто был самым внимательным на уроке? А какое знание вы сможите использовать на уроках окружающего мира? – Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.(наклейки) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.