Конспект урока по математике, 4 класс
Тема: Письменные приемы умножения.
Цели урока: познакомить с приемом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;
закреплять умение рассуждать, делать выводы; совершенствовать вычислительные навыки;
способствовать воспитанию интереса к изучению математики.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на флешке, конверты для самопроверки, сигналы обратной связи, листки с карточками, листы бумаги
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик получит возможность научиться: формулировать тему урока после предварительного обсуждения, определять его цель; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
Ученик получит возможность научиться: определять круг своего знания и незнания, добывать информацию, перерабатывать информацию, преобразовывать её, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Ученик получит возможность научиться: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты:
Ученик научится: выполнять письменно действия умножения многозначных и именованных чисел на однозначное число в пределах 10000.
Ученик получит возможность научиться: выполнять письменно действия умножения на однозначное число в пределах выше 10 000.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок, на нашем уроке присутствуют гости.
Девизом нашего сегодняшнего урока предлагаю выбрать китайскую мудрость:
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
- Как, вы понимаете эти слова?
Вспомним правила умножения с числами 0 и 1 (с. 107-108)
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На предыдущих уроках было изучено умножение трёхзначных чисел на однозначное «столбиком». Вспомним письменный приём умножения трёхзначного числа на однозначное, 327 умножить на 2.
Записываем числа друг под другом, единицы под единицами.
3 |
4 |
7 |
|
х |
3 |
А теперь попробуем умножить четырёхзначное число на однозначное:
6 427 ∙ 3.
Учитель: Обнаружилась проблема, предыдущего алгоритма не хватает, т. к. первый множитель – многозначное число.
Вывод: составить алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Записываем 3 под разрядом единиц многозначного числа.
6 |
4 |
2 |
7 |
|
х |
3 |
|||
Умножаем единицы 7 ∙ 3 = 21, записываем 1 под единицами, а 2 дес. запоминаем.
2 |
||||
6 |
4 |
2 |
7 |
|
х |
3 |
|||
1 |
Умножаем десятки 2 ∙ 3 = 6 дес. плюс 2 дес. получится 8 дес., записываем под десятками.
2 |
||||
6 |
4 |
2 |
7 |
|
х |
3 |
|||
8 |
1 |
Умножаем сотни 4 ∙ 3 = 12 сот., 2 записываю под сотнями, 1 запоминаю, пишем над единицами тысяч.
1 |
2 |
|||
6 |
4 |
2 |
7 |
|
х |
3 |
|||
2 |
8 |
1 |
Умножаем единицы тысяч 6 ∙ 3 = 18, плюс 1, получится 19 ед. тыс. Записываем 9 под единицами тысяч, а 1 – под десятками тысяч. Получилось 19 281.
1 |
2 |
|||
6 |
4 |
2 |
7 |
|
х |
3 |
|||
1 |
9 |
2 |
8 |
1 |
Учитель: Алгоритм письменного умножения записан на таблице (таблица)
Вып. № 333 (у доски)
Познакомимся с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули: 4 ∙ 21 803.
По переместительному свойству, при перемене мест множителей значение умножения не меняется, поэтому четыре умножить на двадцать одну тысячу восемьсот три равно двадцать одна тысяча восемьсот три умножить на четыре.
4 ∙21 803= 21 803 ∙ 4
Записываем 4 под разрядом единиц многозначного числа.
2 |
1 |
8 |
0 |
3 |
|
х |
4 |
Рассмотрим использование приёмов при умножении величин:
2 т 375 кг ∙ 3
Объясните, как будем выполнять умножение именованных чисел, составьте алгоритм вычисления.
В вычислениях значения величин принято выражать в одних единицах измерения, поэтому 2 т 375 кг переводим в кг получится 2 375 кг.
Далее выполняем вычисления также, как умножение многозначного числа на однозначное:
1 |
2 |
1 |
||
2 |
3 |
7 |
5 |
|
х |
3 |
|||
7 |
1 |
2 |
5 |
Ответ: 7125 кг или 7 т 125 кг
Вывод: Таким образом, надо записать однозначное число под разрядом единиц многозначного числа. Потом умножить единицы и записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. Затем умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запоминали. Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) запомнить. Аналогично умножить все разряды многозначного числа. Назвать число.
1). Работа над задачей № 334 (у доски)
Учитель: Прочитать задачу.
О чем говорится в задаче?
Выполняем коллективно чертеж, решение самостоятельно после разбора.
6 простыней
по 1м 80смI____I_____I____I___I____I__10м 20см ?
40 м
Решение задачи. Проверка.
Физминутка
Упражнения для глаз
Упражнения для мозгового кровообращения
2) Самостоятельное решение примеров № 337 ( вспомнить порядок выполнения действий)
3) Решение задачи на построение № 338 (1)
1 вариант: найдите площадь прямоугольника АВСD.
2 вариант: площадь прямоугольника КРМО.
-Сравните площади этих прямоугольников.
Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:
Выводы по уроку
- С каким новым способом умножения мы с вами сегодня познакомились?
- Какие цели вы сегодня перед собой ставили?
- Достигли ли вы этих целей?
- Каким путём вы сегодня шли?
- Возвращаясь к нашей китайской мудрости:
Д/з: № 335, 337 (2) ( с. 77)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.