Урок математики в 3 классе
Тема урока "Доли"
Тип урока :урок освоения новых знаний
Планируемые результаты
Личностные УУД:
способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
Метапредметные УУД:
Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и записывать доли целого
Основные понятия Целое, доля целого
Межпредметные связи история
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Моро «Математика. Учебник. 3 класс. Часть 1»
- раздаточный геометрический материал
- карточки с заданиями
- слайд-презентация
Технология: Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода
Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа
Методы обучения Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,
I. Организационный этап
– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Математика - наука тайн: мы узнаем тайну чисел, действий, выражений, задач. Но А.Нивен сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится.
– Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать? (Открывать что-то новое, неизвестное)
- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)
II. Мотивации к учебной деятельности
Устный счёт
1) - Проверим таблицу умножения и деления.
- Возьмите карточку учета знаний, запишите только ответы (взаимопроверка)
2) - Решите задачи:
- Лошадь рысью проходит за 1 час 13 км. Сколько км она пройдет за 3 часа?
- Карандаш стоит 2 руб. Сколько стоят 30 таких карандашей?
- Стороны прямоугольника 5 и 8 см. Найдите площадь прямоугольника?
- Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки?
- Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть)
II этап. Определение темы, цели.
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
- Теперь вы можете сказать, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? (доли)
– Когда мы начинаем есть, то мы его делим на что? (На дольки)– Мандарин состоит из долек. Если мы посмотрим на чеснок, он тоже состоит из …
– Приходилось ли вам делить что-то на части?– А целое?– А как по-другому называют части?
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли». (Слайд 1)
-Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое доля.)
Прочитайте числа, которые записаны на доске:
16 28 1/6 78 1/9 65 34 1/3 15
- Возникли ли у вас трудности при прочтении данных чисел
(Да, мы не можем прочитать некоторые числа).
- Почему вы не смогли прочитать данные числа?
(Мы не знаем, как они читаются)
-Узнаем, как образуются, называются и записываются доли. (Слайд 2)
III этап. Практический.
-Ребята, а как это - разделить на доли?
- Что такое доля? (Доля – это часть)
(Беру яблоко и говорю):
-С мандарином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части)
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а Саша маленькая, ей можно поменьше.
-Правильно я поступила? (Нет)
-Получились доли? (Нет)
- Почему? (Части неравные)
-А как правильно разрезать? (разделить на равные части)
-Какой вывод можно сделать? (Чтобы образовались доли, нужно целое разделить на равные части.)
Что такое доля? (Одна из равных частей).
-Значит, как второе яблоко правильно разрезать на доли? (Сначала разрезать пополам)
- Возьму целое яблоко, делю его на части.
-На сколько равных долей разрезано яблоко? (На 2)
- Одну такую долю (часть) яблока дам Саше, другую Тимофею. Как на языке математики сказать, какую долю (часть) яблока я дала Саше? (мнение детей). (Одну долю из двух, половину)
- А как это записать, вы знаете? (Пока не знаем)
– У вас на партах лежит геометрическая фигура. Как она называется? (Круг)– Сложите круг пополам.– Разверните.– Сколько равных частей получили? (2)– Итак, мы разделили круг пополам, т.е. на две равные части.– Как они называются? (Половинки)
Половина – это часть целого числа. Закрасьте половину круга.
- Еще на столе у вас лежит полоска бумаги. Она целая. Возьмите ее, согните пополам и еще раз пополам. Разверните ее. На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? (На 4 части)
- Заштрихуйте одну долю полоски. Как можно назвать данную долю? Как можно записать это число? (Не знаем).
- Как же мы можем это узнать? (Из учебника) Знать понятия: целое, доля целого;
уметь делить целое на доли;
IV. Первичное усвоение новых знаний
Работа с книгой
- Верный ответ мы найдем в учебнике на стр.76. Прочтите про себя, что написано в рамке.
- А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник. (Слайд 3-5)
- Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы заштриховали? Как это записать? Запишите на штрихованной части.
– Итак, число под чертой показывает, на сколько равных частей разделили целое, число над чертой показывает, что мы закрасили одну такую долю.
- В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней Индии. Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”.
Уже в древности люди пользовались долями. Для записи, например, в Китае использовали точку, чтобы обозначить долю
- Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что доли не смогут нас поставить в трудное положение.
V. Первичная проверка понимания. Запись доли.
Потренируемся записывать доли. Для того чтобы записывать доли, нужно выполнять действия по алгоритму
1. · Сначала надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, и записать это число под чертой.
2. · Затем посчитать, сколько долей закрашено, и это число записать над чертой.
Запишите доли
VI. Закрепление изученного. Работа по учебнику.
VII. Рефлексия
1. Повторение сведений о долях.
- Вспомните, какие задачи мы ставили на уроке?
- Что мы должны были узнать? (Что такое доля)– Что такое доля? (Часть целого)
- Чему должны были научиться на уроке? (Делить целое на доли, называть и записывать доли.)
- Достигли мы поставленных целей?
- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)
- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)
.Самооценка учениками своей учебной деятельности
- Давайте вместе приготовим шуточный пирог из долек. У вас на партах лежат три цветные доли пирога. Если вам было интересно на уроке , то есть вы всё поняли, не допускали ошибок, то выберите желтую долю. Если возникали затруднения, то синюю; если осталось много непонятного, то красную.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.
– Каких долек больше? Что это значит?
– Какие возникли затруднения? Над чем предстоит ещё поработать?
Конец формы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.