Конспект урока по математике на тему "Площадь. Единицы площади"

  • docx
  • 11.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по математике на тему Площадь. Единицы площади,(3 класс).docx

 

 

 

 

 

Конспект урока по математике

«Площадь. Единицы площади»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока по математике

Тема: Площадь. Единицы измерения площади.

Цель: познакомить детей с площадью фигуры и способами сравнения площадей; квадратным сантиметром как единицей площади; научить пользоваться этой единицей измерения.

Задачи:

- учить находить площадь фигуры разными способами - с помощью наложения, с помощью мерки – квадратный сантиметр,

- сравнивать фигуры по площади, решать задачи на нахождение площади.

Оборудование: геометрические фигуры, модель квадратного сантиметра (для каждого ученика), таблица, раздаточный материал.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Формы и методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, поисковый, практический.

Оборудование: учебник, линейка, карандаш, геометрические фигуры: квадраты, круги, прямоугольники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.     Организационный момент.

II.                     Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.

        «…Потом Мэри Поппинс поставила градусник себе самой, подержала его одно мгновение и вытащила. «Полное совершенство во всех отношениях,» - прочитала она, и самодовольная улыбка заиграла на её лице…». Трудно сказать, в каких единицах Мэри Поппинс измерила своё совершенство, но, а мы сегодня поговорим о более простом и привычном. А именно о величинах. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой величиной и её единицами измерения.

        Провести наш урок я предлагаю в волшебном саду. В нём не растут диковинные растения, а находятся фигуры.

Чтобы попасть в этот сад, надо разгадать код замка.

Перед вами цифры: 6, 4, 3, 0, 5

- Переставьте их так, чтобы получилось наибольшее число (65430), наименьшее число (30456).

- Замените их суммой разрядных слагаемых.

- Чем похожи эти числа? (чётные, пятизначные, натуральные).

- Посмотрите внимательно на числа и скажите, что будет больше – значение суммы цифр или их значение произведения? (значение суммы, т.к. при умножении на 0 в ответе получится 0).

- Посмотрите, что можно сказать о сумме цифр каждого числа? (она будет одинаковой).

- Найдите сумму. Это и будет код замка (18).

- Как можно связать данные цифры с геометрией? (цифры – количество вершин каждой фигуры).

- Итак, какие фигуры находятся в нашем саду? (шести-, пяти-, четырёх-, треугольник, круг, овал).

- Какие фигуры будут «лишними»? Почему? (круг, овал – у них нет вершин).

- Как одним словом можно назвать остальные фигуры? (многоугольники).

III. Работа над новым материалом.

На доске расположены фигуры: круги, треугольники, четырёхугольники, квадраты, прямоугольники.

 

 

 


- В саду, на первой аллее, фигуры

 

 

 

 

Игра «Истинно или ложно высказывание?»

1)   Некоторые фигуры на рисунке – треугольники (истинно);

2)   Ни одна фигура не является квадратом (ложно);

3)   На рисунке есть круги (истинно);

4)   Все фигуры на рисунке четырёхугольники (ложно);

5)   На рисунке нет ни одного прямоугольника (ложно);

6)   Каждая фигура на рисунке является треугольником (ложно);

7)   Все фигуры на рисунке – многоугольники (ложно).

(обратная связь – дети пользуются карточками с буквами «и», «л» и показывают нужную на каждое высказывание)

- Возьмите самую большую фигуру и самую маленькую. Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них  сравниваем? Как вы думаете? (площадь).

- Где вы могли слышать понятие «площадь»? (ответы учеников).

- Докажите, что площадь круга          меньше площади квадрата         (видно на глаз).

        - А если мы возьмём вот эти две фигуры           и            (показ фигур). На глаз сравнивать площади этих фигур трудно.

Как узнать, площадь какой из этих фигур больше? (использовать приём наложения фигур).

- Посмотрите на доску, что расположено у нас на второй аллее:

 

 

 


- Назовите предметы в классе, которые имеют разные площади, одинаковые площади (ответы детей).

- Перед вами три объекта – блокнот, тетрадь, альбом. Площадь какого из приведённых объектов самая большая? Самая маленькая? Почему вы так решили? (ответы детей).

- Итак, подведём первый небольшой итог. Как можно сравнить площади фигур? (площади фигур можно сравнить на глаз или использовать приём наложения).

- Посмотрите, у меня в руках фигуры (показ фигур):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Можно ли площади этих фигур сравнить на глаз или наложением одной фигуры на другую? (нет).

- Докажите (рассуждения детей).

- Как же сравнить площади этих фигур? (чтобы сравнить площади этих фигур необходимо сосчитать клеточки).

- Давайте попробуем. Итак, определяем, сколько клеточек в каждой фигуре (дети считают квадраты, на которые разбита каждая фигура, и сравнивают полученные числа).

- На рисунке изображены фигуры (показ фигур):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите внимательно, что можно сказать об этих фигурах? (площади этих фигур равны).

- Докажите, что их площади равны (ребята считают клетки, на которые разбита каждая фигура).

- Изобразите фигуру с такой же площадью (варианты детей).

IV.  Физминутка.

V. Самостоятельная работа.

- У вас на партах лежит листок, на котором изображены фигуры:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какая из фигур имеет наибольшую площадь? Наименьшую площадь?

- Что можно сказать о фигурах 2 и 4? (у них площади равны).

- При измерении величин пользуются разными единицами. Интересно, а как называется единица измерения площади? (ответы учеников).

- У каждого из вас на парте лежат прямоугольник и квадрат (фигуры на клетчатой бумаге).

- Как определить, какова площадь этого квадрата? (разделить на клеточки и сосчитать).

- Возьмите прямоугольник и разделите его на маленькие квадраты. Сколько у вас получилось квадратов? (ответы детей).

- И у меня столько же. Но посмотрите, я переворачиваю прямоугольник (переворачиваю прямоугольник на другую сторону). Чему равна площадь прямоугольника? Сосчитайте (ребята считают).

- У меня один и тот же прямоугольник. И что же получается, с одной стороны на нём поместилось 24 квадрата, а на другой стороне – 48 квадратов. Но 24 не равно 48, значит, площади не равны? Как же так? Ведь это один и тот же прямоугольник? Проблема! (ребята обсуждают, делают вывод, что единицы измерения разные).

- Давайте введём единицу измерения площади.

- Одна из таких единиц площади – квадратный сантиметр, квадрат со стороной 1 см. При числах слова «квадратный сантиметр» записывают так: 4 см2.

- Посмотрите, у вас на партах лежит модель квадратного сантиметра (дети рассматривают модель).

- Площадь каких предметов можно измерить при помощи данной модели?

- Где вы могли слышать такое понятие – квадратный сантиметр?

- А если необходимо измерить площадь большого объекта, какой единицей измерения площади можно воспользоваться? Удобно ли при этом будет пользоваться квадратным сантиметром? (ребята приходят к выводу, что есть ещё единицы измерения площади, такие как квадратный метр, квадратный километр).

- Где можно чаще всего услышать такое понятие – квадратный метр? (ответы учеников).

- Сосчитайте, сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре. Чему равна площадь каждой фигуры? (задание на доске).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S = 12 см2                                                                  S = 16см2

- Площадь какой фигуры больше? На сколько? (ответы учеников).

VI.  Домашнее задание.

Первая группа - начертите 2 разных прямоугольника так, чтобы их площади были равны.

Вторая группа - начертите 2 разных фигуры так, чтобы их площади отличались на 4 квадратных сантиметра; найдите их площади.

VII. Итог урока.

- С какой новой величиной познакомились на уроке?

- В каких единицах измеряется площадь?

- Как можно сравнить площади фигур?

VIII. Рефлексия.

- У вас на партах лежат квадраты разного цвета:

          – я всё понял и могу рассказать другу;

            – я всё понял;       

             – мне пока не всё понятно и у меня есть вопросы.

 

- Выйдите к доске и прикрепите каждый свой квадрат – оцените свою работу на уроке.

- Составьте из квадратов какие-либо фигуры.

- Найдите площади этих фигур.