Конспект урока по математике
«Площадь. Единицы площади»
План-конспект урока по математике
Тема: Площадь. Единицы измерения площади.
Цель: познакомить детей с площадью фигуры и способами сравнения площадей; квадратным сантиметром как единицей площади; научить пользоваться этой единицей измерения.
Задачи:
- учить находить площадь фигуры разными способами - с помощью наложения, с помощью мерки – квадратный сантиметр,
- сравнивать фигуры по площади, решать задачи на нахождение площади.
Оборудование: геометрические фигуры, модель квадратного сантиметра (для каждого ученика), таблица, раздаточный материал.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Формы и методы, используемые на уроке: словесный, наглядный, поисковый, практический.
Оборудование: учебник, линейка, карандаш, геометрические фигуры: квадраты, круги, прямоугольники.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.
«…Потом Мэри Поппинс поставила градусник себе самой, подержала его одно мгновение и вытащила. «Полное совершенство во всех отношениях,» - прочитала она, и самодовольная улыбка заиграла на её лице…». Трудно сказать, в каких единицах Мэри Поппинс измерила своё совершенство, но, а мы сегодня поговорим о более простом и привычном. А именно о величинах. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой величиной и её единицами измерения.
Провести наш урок я предлагаю в волшебном саду. В нём не растут диковинные растения, а находятся фигуры.
Чтобы попасть в этот сад, надо разгадать код замка.
Перед вами цифры: 6, 4, 3, 0, 5
- Переставьте их так, чтобы получилось наибольшее число (65430), наименьшее число (30456).
- Замените их суммой разрядных слагаемых.
- Чем похожи эти числа? (чётные, пятизначные, натуральные).
- Посмотрите внимательно на числа и скажите, что будет больше – значение суммы цифр или их значение произведения? (значение суммы, т.к. при умножении на 0 в ответе получится 0).
- Посмотрите, что можно сказать о сумме цифр каждого числа? (она будет одинаковой).
- Найдите сумму. Это и будет код замка (18).
- Как можно связать данные цифры с геометрией? (цифры – количество вершин каждой фигуры).
- Итак, какие фигуры находятся в нашем саду? (шести-, пяти-, четырёх-, треугольник, круг, овал).
- Какие фигуры будут «лишними»? Почему? (круг, овал – у них нет вершин).
- Как одним словом можно назвать остальные фигуры? (многоугольники).
III. Работа над новым материалом.
На доске расположены фигуры: круги, треугольники, четырёхугольники, квадраты, прямоугольники.
- В саду, на первой аллее, фигуры –
Игра «Истинно или ложно высказывание?»
1) Некоторые фигуры на рисунке – треугольники (истинно);
2) Ни одна фигура не является квадратом (ложно);
3) На рисунке есть круги (истинно);
4) Все фигуры на рисунке четырёхугольники (ложно);
5) На рисунке нет ни одного прямоугольника (ложно);
6) Каждая фигура на рисунке является треугольником (ложно);
7) Все фигуры на рисунке – многоугольники (ложно).
(обратная связь – дети пользуются карточками с буквами «и», «л» и показывают нужную на каждое высказывание)
- Возьмите самую большую фигуру и самую маленькую. Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? Как вы думаете? (площадь).
- Где вы могли слышать понятие «площадь»? (ответы учеников).
- Докажите, что площадь круга меньше площади квадрата (видно на глаз).
- А если мы возьмём вот эти две фигуры и (показ фигур). На глаз сравнивать площади этих фигур трудно.
Как узнать, площадь какой из этих фигур больше? (использовать приём наложения фигур).
- Посмотрите на доску, что расположено у нас на второй аллее:
- Назовите предметы в классе, которые имеют разные площади, одинаковые площади (ответы детей).
- Перед вами три объекта – блокнот, тетрадь, альбом. Площадь какого из приведённых объектов самая большая? Самая маленькая? Почему вы так решили? (ответы детей).
- Итак, подведём первый небольшой итог. Как можно сравнить площади фигур? (площади фигур можно сравнить на глаз или использовать приём наложения).
- Посмотрите, у меня в руках фигуры (показ фигур):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Можно ли площади этих фигур сравнить на глаз или наложением одной фигуры на другую? (нет).
- Докажите (рассуждения детей).
- Как же сравнить площади этих фигур? (чтобы сравнить площади этих фигур необходимо сосчитать клеточки).
- Давайте попробуем. Итак, определяем, сколько клеточек в каждой фигуре (дети считают квадраты, на которые разбита каждая фигура, и сравнивают полученные числа).
- На рисунке изображены фигуры (показ фигур):
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Посмотрите внимательно, что можно сказать об этих фигурах? (площади этих фигур равны).
- Докажите, что их площади равны (ребята считают клетки, на которые разбита каждая фигура).
- Изобразите фигуру с такой же площадью (варианты детей).
IV. Физминутка.
V. Самостоятельная работа.
- У вас на партах лежит листок, на котором изображены фигуры:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Какая из фигур имеет наибольшую площадь? Наименьшую площадь?
- Что можно сказать о фигурах 2 и 4? (у них площади равны).
- При измерении величин пользуются разными единицами. Интересно, а как называется единица измерения площади? (ответы учеников).
- У каждого из вас на парте лежат прямоугольник и квадрат (фигуры на клетчатой бумаге).
- Как определить, какова площадь этого квадрата? (разделить на клеточки и сосчитать).
- Возьмите прямоугольник и разделите его на маленькие квадраты. Сколько у вас получилось квадратов? (ответы детей).
- И у меня столько же. Но посмотрите, я переворачиваю прямоугольник (переворачиваю прямоугольник на другую сторону). Чему равна площадь прямоугольника? Сосчитайте (ребята считают).
- У меня один и тот же прямоугольник. И что же получается, с одной стороны на нём поместилось 24 квадрата, а на другой стороне – 48 квадратов. Но 24 не равно 48, значит, площади не равны? Как же так? Ведь это один и тот же прямоугольник? Проблема! (ребята обсуждают, делают вывод, что единицы измерения разные).
- Давайте введём единицу измерения площади.
- Одна из таких единиц площади – квадратный сантиметр, квадрат со стороной 1 см. При числах слова «квадратный сантиметр» записывают так: 4 см2.
- Посмотрите, у вас на партах лежит модель квадратного сантиметра (дети рассматривают модель).
- Площадь каких предметов можно измерить при помощи данной модели?
- Где вы могли слышать такое понятие – квадратный сантиметр?
- А если необходимо измерить площадь большого объекта, какой единицей измерения площади можно воспользоваться? Удобно ли при этом будет пользоваться квадратным сантиметром? (ребята приходят к выводу, что есть ещё единицы измерения площади, такие как квадратный метр, квадратный километр).
- Где можно чаще всего услышать такое понятие – квадратный метр? (ответы учеников).
- Сосчитайте, сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре. Чему равна площадь каждой фигуры? (задание на доске).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S = 12 см2 S = 16см2
- Площадь какой фигуры больше? На сколько? (ответы учеников).
VI. Домашнее задание.
Первая группа - начертите 2 разных прямоугольника так, чтобы их площади были равны.
Вторая группа - начертите 2 разных фигуры так, чтобы их площади отличались на 4 квадратных сантиметра; найдите их площади.
VII. Итог урока.
- С какой новой величиной познакомились на уроке?
- В каких единицах измеряется площадь?
- Как можно сравнить площади фигур?
VIII. Рефлексия.
- У вас на партах лежат квадраты разного цвета:
– я всё понял и могу рассказать другу;
– я всё понял;
– мне пока не всё понятно и у меня есть вопросы.
- Выйдите к доске и прикрепите каждый свой квадрат – оцените свою работу на уроке.
- Составьте из квадратов какие-либо фигуры.
- Найдите площади этих фигур.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.