Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»
Тема урока.
Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Задачи:
Образ.
· формировать у детей временные и пространственные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»;
· научить определять последованность временных представлений;
развивать временные и пространственные представления.
Цели: Уточнение и формирование представлений: «раньше», «позже», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»; упражнение в определении последованности временных представлений; закрепление умения считать предметы, сравнивать группы предметов.
·
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, иллюстрация сказки, учебник, рабочая тетрадь №1.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечание |
|
I. Организация класса на работу.
|
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас всех видеть!
Долгожданный дан звонок –
|
|
1-2мин. Учитель заходит в класс
|
|
II Актуализация знаний учащихся.
1) Минутка чистописания
2) Упражнение в умении считать предметы и сравнивать группы предметов.
3) Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний.
|
- Ребята, вспомните, с какими пространственными представлениями мы познакомились на прошлом уроке?
- Откройте рабочую тетрадь №1 на стр. 4 - Что нужно сделать?
- Давайте сначала в воздухе покажем, как мы рисуем горизонтальные линии – слева направо, вертикальные - сверху вниз.
- Сейчас мы с вами поупражняемся в умении считать предметы, определять их пространственное положение и сравнивать группы предметов.
Работа с математическим набором - Посмотрите на доску. - Сосчитайте и покажите, сколько здесь кругов, квадратов. - Каких фигур больше? На сколько? Как вы это определили?
- Положите перед собой треугольников столько, сколько на доске квадратов. - Поднимите второй слева треугольник, уберите его. - Поднимите третий справа треугольник, уберите его. - Выложите 5 кругов. - Чего больше: кругов или треугольников? Докажите, что их поровну. - Молодцы! Правильно, двигаемся дальше. - Что нужно сделать, чтобы фигур было поровну?
-На доске изображены 3 набора фигур. Определите, какая фигура лишняя в каждом наборе. Почему?
Физкультминутка - Устали? Уберите фигуры и встаньте. Сейчас мы немножко отдохнём и вспомним тему прошлого урока. Приготовились. Начали. - Повернитесь вы направо, А потом ещё направо, Вот теперь уже налево, И потом ещё налево. Глазки к верху поднимите, Сразу к низу опустите. Правой ручкою направо, Стену класса покажите. Левой ручкою налево, Мне окошко покажите. Ну, и живо руки вниз, И за парту ты садись!
- Чтоб здоровым, сильным быть, И здоровье сохранить. Нужно жить по распорядку, Утром делать всем зарядку. Быть весёлым, энергичным, Не дружить с плохой привычкой. И расти день ото дня, Соблюдая ……..? - Ребята, а какие режимные моменты вы знаете? - Вы их все соблюдаете?
Работа с иллюстрацией в учебнике
- Сегодня на уроке мы постараемся помочь зайчишке Степашке. - Откройте учебник математики на стр.10 - Посмотрите на рисунки с зайчиком. Правильно ли их расположили? Почему?
- Что было сначала? - Что произошло потом?
- Что зайка делал раньше: завтракал или шёл в школу? - Что было позже: сон или зарядка? - Что нужно сделать, чтобы Степашка правильно выполнить режимные моменты?
- Почему вы решили, что расположили картинки верно? - Ребята, а вы сами соблюдаете режим дня? - Молодцы?
- Ребята, а в каких ещё ситуациях нам пригодится знание временных и пространственных представлений?
- Ребята, посмотрите на картинки, которые нарисованы слева страницы. - Что у этих картинок одинаково?
- Чем они отличаются?
- Правильно! Молодцы!
Физкультминутка - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Путаница» - От какого слова произошло это слово? - Вот и я вас буду сейчас путать! Говорить одно, а показывать другое! Ваша задача – выполнять словесную команду! - Руки вверх, руки вниз, повернуться налево, повернуться направо. Правая рука вверх, левая вниз. - Садитесь. |
- Мы познакомились с понятиями «налево», «направо», «вверх», «вниз».
Ответ: надо провести линии ручкой по пунктиру
Дети выполняют самостоятельно.
- На наборном полотне 7 зелёных квадратов, во втором – 5 жёлтых кругов - квадратов больше на два - можно пересчитать, можно составить пары. - добавить 2 жёлтых круга или убрать 2 зелёных квадрата.
Дети выполняют задания.
- Их поровну. - Можно пересчитать, можно составить пары.
- В первом ряду лишний четырёхугольник, во втором - большой круг, в третьем - закрашенная фигура. - Они отличаются от других фигур.
Дети выполняют за учителем.
- Режим дня.
Ответы детей.
- Нет. -Они расположены не последовательно. - Сон. - Зайчик выполнял зарядку. - Завтракал.
- Зарядка. Расположить картинки в нужной последовательности: рассказать, что было сначала, а что – потом. Выполнение режима дня следует именно по такому порядку. Мы это знаем, т.к. мы сами его соблюдаем. Ответы детей.
- Изображённые животные. - Сначала первым был ёж, а на второй картинке он второй и т.д
От слова путать |
На наборном полотне в первом ряду 7 зелёных квадратов, во втором – 5 жёлтых кругов.
Работа с геометрическими фигурами за столами.
|
|
III. Закрепление нового материала.
1) Упражнения по закреплению пространственных и временных представлений
|
- Продолжаем, вы любите сказки? - Из какой сказки эти строчки: «- Я от бабушки ушёл и от дедушки ушёл»? - К доске выходят пять человек. Вы будете героями сказки: Колобок, волк, заяц, медведь, лиса. - Кто из них встретился колобку раньше всех , вторым, третьим. последним? - Постройтесь в таком порядке. - Что произошло с Колобком? - А почему это случилось? - Какой из этого можно сделать вывод? - Молодцы! Я думаю, вы без взрослых не будете гулять в незнакомых местах.
- Продолжаем путешествие по сказкам. - Героев, какой сказки вы видите на иллюстрации? - Давайте составим вопросы для определения кто за кем пришел, и ответим на них. Поработайте в парах. Хорошо! Молодцы! |
- Да! Ответ: это русская народная сказка «Колобок».
- Первый-заяц, второй – волк, третий – медведь, последний – лиса. - Его съела лиса. - Он ушёл от бабушки и дедушки. Ответы детей
- Сказка «Теремок» - Кто за кем? Кто между кем? Кто пришёл первым? Кто пришёл последним? и т.д. |
Раздаются вышедшим детям шапочки с изображением героев сказки. Дети строятся в нужном порядке |
|
IV Повторение пройденного материала. 1) Игра «Передвигалки» |
- Сейчас поиграем в игру «Передвигалки» - У вас на столе лежит лист бумаги, это поле по которому будем передвигаться. Положите его перед собой.
- В центр положите ластик. Передвиньте ластик на одну клетку влево, на одну – назад, на две – вправо, на две вверх, на две – влево. - Где оказался ластик? Продолжаем. Передвиньте ластик на одну клетку вправо, на две – вниз, на одну – влево. - Где мы оказались? - А теперь на две по диагонали.
- Кто знает, как это делать?
- Где оказался ластик?
- Понравилась игра?
- Чему учит эта игра?
- Что она напоминает?
|
|
Дети выполняют задания.
- Вверху посередине.
- В центре, откуда начинали движение. - Из одного угла в другой - В правом верхнем углу. - Да!
- Ориентироваться в пространстве. - Игру в шашки, шахматы, навигатор в машине и т.д
|
Лист бумаги лежит на столе
Показать на примере |
V Итог урока |
Ребята, какие новые знания вы для себя открыли? Что вам показалось самым интересным на уроке? А что самым сложным? Чему бы вы хотели уделять больше внимания на уроке? - Ребята, у меня к вам просьба! Дома обязательно выполняйте режим дня, соблюдая его пункты в чёткой последовательности. |
Дети отвечают на вопросы. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.