Конспект урока по математике. Тема: "Порядковые числительные"

  • docx
  • 05.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспекты..docx

                         Порядковые числительные

 

 

План урока:

1.    Организационный момент.

2.    Сообщение темы и целей урока.

3.    Устный счет.

4.    Этап изучения нового материала.

5.    Этап закрепления материала.

6.    Этап рефлексии.

7.    Итог урока.

 

Ход урока

1.    Организационный момент.

2.    Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем считать предметы, сравнивать их по количеству, форме, цвету, по взаимному расположению.

3. Устный счет.

-Сейчас мы вспомним счет до 10 и обратно. Считаем вместе и хлопаем в ладоши на каждое названное число.

Назови соседей числа 3, 7, 9.

Назови два числа, которые больше 2, 6, 8.

4.    Этап изучения нового материала.

-Рассмотрим рисунок на стр.4 учебника. Кто изображен? Сколько зайцев? Сколько медвежат? Сколько белок? Задай вопрос со словом «сколько».

Посмотри на рисунок слева. Сколько кубиков? На какие группы можно разделить по цвету, размеру кубики?

-Рассмотрим рисунок на стр.5. Кто будет ехать в первом вагоне, если прицепить красный паровоз? Каким по счету будет последний вагон? А если прицепить зеленый паровоз? Сколько всего вагонов?

Физкультминутка.

-Ты утенок не пищи, лучше маму поищи! (сжимаем в кулачки и разжимаем пальцы двух рук)

-Нарисуй в тетради 5 треугольников. Под каждым треугольником нарисуй квадрат. Что мы можем сказать о количестве фигур? (одинаково) Можем сказать, что их столько же.

Посмотри на рисунок на стр. 6. Что скажешь о красных и синих кругах? (красных меньше, чем синих и наоборот: синих больше, чем красных).

_Как сделать, чтобы кругов стало поровну? (нарисовать еще один)

-Рассмотрим рисунок на стр. 8. Кто съезжает по горке вниз? Кто взбирается наверх? Что нарисовано слева, справа?

Физкультминутка

-Возьми карандаш, мы будем рисовать в тетради узор. Я буду говорить как нужно проводить линию, а ты внимательно слушать и выполнять задание. Затем сравним полученные узоры.

Поставь точку в левом нижнем углу клеточки.Проведи линию на две клеточки вправо, одну вниз, одну вправо, одну вверх, две вправо, одну вниз. Продолжи узор.

Сравни свой узор с заданным.

-Открой учебник на стр. 10. Расскажи, что было сначала, что потом.

Решение логической задачи.

Послушай задачу. «колобок встретил волка позже, чем зайца, но раньше, чем медведя. Кого из них колобок встретил первым? Вторым?

Посмотрите на картинку (рис. 1) и определите, когда люди пользуются порядковым счетом.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87156/c1c247a0_5da9_0131_b7d7_22000aa81b95.jpg

Рис. 1

Правильный ответ: Чтобы определить номера домов, номера квартир, найти место в зрительном зале, определить номер вагона поезда, а также при построении.

Порядковый счет поможет нам ответить на вопросы «который по счету?», «какой по порядку?». При порядковом счете предметы необходимо пронумеровать.

Пронумеровать – значит дать порядковый номер.

Давайте пронумеруем дома (рис. 2-3): первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой.

1. Назовите цвет крыши пятого домика. Правильный ответ: желтый.

2. Назовите цвет крыши десятого домика. Правильный ответ: зеленый.

3. Назовите цвет крыши второго домика. Правильный ответ: синий.

4. Который по счету дом с черной крышей? Правильный ответ: шестой.

5. Который по счету дом с оранжевой крышей? Правильный ответ: восьмой.

6. Который по счету дом с белой крышей? Правильный ответ: седьмой.

В театре произошла неприятная ситуация. Девочка плачет, ее место занято. Мальчик утверждает, что занял место правильно. Кто же прав?

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87159/c4c29730_5da9_0131_b7da_22000aa81b95.jpg

Рис. 4

1. Какое по счету место у девочки?

Правильный ответ: седьмое.

Давайте определим ее кресло (рис. 5).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87160/c5c0a240_5da9_0131_b7db_22000aa81b95.jpg

Рис. 5

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87161/c6c34b70_5da9_0131_b7dc_22000aa81b95.jpg

Рис. 6

2. Как считала девочка?

Правильный ответ: слева направо.

3. Как считал мальчик (рис. 6)?

Правильный ответ: справа налево.

4. Почему началась путаница?

Правильный ответ: Дети начали отсчет с разных сторон (рис. 7).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87162/c8122210_5da9_0131_b7dd_22000aa81b95.jpg

Рис. 7

Подведем итог:

При порядковом счете необходимо указывать направление счета: слева направо или справа налево. Чаще всего принято считать слева направо.



1.      Выполните порядковый счет слева направо (рис. 8), называя животное.

 

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87163/c9228650_5da9_0131_b7de_22000aa81b95.jpg

Рис. 8

Правильный ответ (рис. 9): Первый – мышонок, второй – лягушонок, третий – бельчонок, четвертый – зайчонок.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87164/ca288370_5da9_0131_b7df_22000aa81b95.jpg

Рис. 9

2.      Выполните порядковый счет справа налево (рис. 8), называя животное.

Правильный ответ (рис. 10): Первый – зайчонок, второй – бельчонок, третий – лягушонок, четвертый – мышонок.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87165/cb23ebc0_5da9_0131_b7e0_22000aa81b95.jpg

Рис. 10

Для праздника им нужно раздать шарики (рис. 11). Красный шарик – четвертому по счету слева. Зеленый – третьему по счету справа. Желтый – второму по счету справа. Синий – первому по счету слева.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87166/cc263ca0_5da9_0131_b7e1_22000aa81b95.jpg

Рис. 11

Правильный ответ (рис. 12):

Четвертый по счету слева  это зайчонок.

Третий по счету справа  это лягушонок.

Второй по счету справа  это бельчонок.

Первый по счету слева  это мышонок.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87167/cd24c1a0_5da9_0131_b7e2_22000aa81b95.jpg

Рис. 12



Для выполнения задания приготовьте лист белой бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

1. Нарисуйте шесть квадратиков (рис. 13).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87168/ce21ff50_5da9_0131_b7e3_22000aa81b95.jpg

Рис. 13

2. Раскрасьте третий квадрат зеленый цветом, четвертый – желтым, шестой – синим, первый – красным, перед зеленым – оранжевым, за желтым – черный.

3. Проверьте себя (рис. 14).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87169/cf44e7b0_5da9_0131_b7e4_22000aa81b95.jpg

Рис. 14

3.      Какой по счету оранжевый квадрат, если считать слева направо?

Правильный ответ: второй.

4.      Какой по счету оранжевый квадрат, если считать справа налево?

Правильный ответ: пятый.

5.      Какой по счету черный квадрат, если считать слева направо?

Правильный ответ: пятый.

6.       Какой по счету черный квадрат, если считать справа налево?

Правильный ответ: второй.



Теперь ваша помощь нужна в магазине игрушек (рис. 15).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87170/d046f4c0_5da9_0131_b7e5_22000aa81b95.jpg

Рис. 15

1.      Сколько всего игрушек?

Правильный ответ: 6 игрушек.

2.      Какая по счету кукла?

Правильный ответ: четвертая.

3.      Какой по счету мишка?

Правильный ответ: шестой.

4.      Сколько игрушек между третьей и шестой? Назовите их.

Правильный ответ: 2 игрушки (кукла и машинка).

5.      Сколько игрушек стоит перед пятой? Назовите их.

Правильный ответ: 4 игрушки (мячик, неваляшка, пирамидка, кукла).

6.      Сколько игрушек стоит за четвертой? Назовите их.

Правильный ответ: 2 игрушки (машинка и мишка).

Поменяем местами неваляшку и машинку (рис. 16).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87171/d198f710_5da9_0131_b7e6_22000aa81b95.jpg

Рис. 16

7.      Какая по счету теперь машинка?

Правильный ответ: вторая.

8.      Какая по счету неваляшка?

Правильный ответ: пятая.

Поменяем местами пирамидку и мишку (рис. 17).

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/87172/d2be2c50_5da9_0131_b7e7_22000aa81b95.jpg

Рис. 17

9.      Какой по счету мишка?

Правильный ответ: третий.

10.  Какая по счету пирамидка?

Правильный ответ: шестая.

 

 

5.    Этап закрепления материала.

-А теперь посмотрим как ты внимательно слушал меня на уроке.

Я тебе предлагаю задание ввиде теста. Посмотри на рисунок на стр.11.

1.    Сколько всего героев сказки «Теремок» нарисовано?

-6.

-8.

-10.

2.    Кто третий заходит в теремок?

-еж.

-волк.

-заяц.

3.    Посчитай героев в теремке и у крыльца. Где больше?

-у крыльца.

-в теремке.

4.    Кто из героев пришел раньше?

-мышь.

-еж.

-волк.

5.    Кто из героев смотрит влево?

-лиса.

-лягушка.

-заяц.

6.Этап рефлексии.

Ты хорошо выполнил тест. Молодец!

-Скажи, каким был урок: интересным, скучным, заставил задуматься и т. д.?

7.    Итог урока.

-Что ты на уроке узнал нового? Что вспомнил?