Конспект урока по математике в 4 классе на тему :
« Умножение числа на произведение»
Цель: познакомить с приемами умножения числа на произведение; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение числа на произведение; читать равенства, используя математическую терминологию; сравнивать разные способы умножения и выбирать наиболее удобный ; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
Есть такое выражение:» Кто с детских лет занимается математикой , то развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
/А.Маркушевич/
- Вы согласны с автором этих слов?
- Какие здесь ключевые слова?/Воля, настойчивость, цель./
На уроке математике каждый должен уметь оформлять свои мысли в устной форме.
- Нам нужно это на уроке?
- А что ещё нужно для успешной работы на уроке математики?
/ - уметь работать в паре;
-слушать учителя;
- планировать и выполнять работу;
- слушать и понимать высказывания других./
ІІ. Сообщение темы и цели урока
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали друг другу успехов на уроке. Сегодня интересная тема. На уроке мы будем изучать способы умножения числа на произведение.
IIІ. Актуализация знаний
- Сегодня зимний январский день. Многим из нас хочется очутиться летом на поляне цветов , ощутить его тепло. И у нас есть такая возможность./Работа в парах. Покажите ответ задачи./
Слайд 2
Один цветок одуванчика даёт 200 семян. На растении бывает до 6 цветков.
Сколько появится новых одуванчиков, если прорастёт хотя бы четвёртая часть всех семян?
200х6:4=300 /одув./
- Каких насекомых- опылителей вы можете назвать./Пчёлы/
- Как вы думаете , сколько глаз у пчёлки?
Слайд 3
У пчёлки глаз столько, сколько у тебя, да ещё столько, да ещё пол столько.
Сколько глаз у пчёлки?
2+2+1=5/гл./
Справочное бюро:
На голове у пчелы расположены 2 больших сложных /по бокам головы/и 3 простых / на темени/ глаза.
Математический диктант
- Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
1.Какое число больше 7 на 1000?/1007/
2.Уменьшите 800 на 42./758/
3.Число 78 увеличьте в 100 раз и к полученному результату прибавьте 9. /7809/
4. Чему равна сумма чисел 12000 и 168?/12 168/
5. Число 3444 увеличьте на 1 сотню. /3 544/
6.Число 867 увеличьте в 10 раз./8670/
7. Запишите число, в котором ровно 52 десятка./520/
8. Предыдущее число увеличьте на 1 десяток./530/
9.Число 760000 уменьшите в 100 раз. /760 /
Слайд 4.
-Сравните полученные результаты с рядом чисел на экране.
- Кто справился без ошибок- сигнализируйте красным кирпичиком.
- Кто допустил 1 ошибку- сигнализируйте синим кирпичиком.
- Кто допустил 2 ошибки – сигнализируйте зелёным кирпичиком.
- Кто больше- жёлтым.
Разложите числа в порядке возрастания и расшифруйте слово.
1007 758 7809 12168 3544 8670 520 530 760
ж н н е е и у м о
/Умножение/
- Что вы знаете об умножении? Умножение- это /арифметическое действие/.
- Результат умножения называется../произведением/.
- Назовите компоненты действий./Первый множитель, второй множитель, произведение/.
— Объясните смысл выражений с переменными.
Переместительный закон умножения
а • b = b • а /от перестановки множителей произведение не изменяется./
Сочетательный закон умножения
(а. Ь). с = а. (Ь. с)/ чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего./
— Как эти свойства умножения могут помочь при вычислении значений выражений?
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить свойства умножения, научиться применять их при умножении числа на произведение.)
Слайд 5.
А Х В= В Х А
/А + В / Х С = А Х С + В Х С
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 12.
— Как можно умножить число на произведение?
— Почему при разных способах умножения получаются одинаковые ответы? (Используется сочетательный закон умножения.)
№35 (с. 12).(Коллективное выполнение . Учащиеся по очереди комментируют решение примеров .)
— Что вы заметили?
№36 (с. 12).(Самостоятельное выполнение . Взаимопроверка .)
V. Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
V. Закрепление изученного материала
- Мы возвращаемся на летнюю полянку
Слайд 6.
- Посчитайте количество одуванчиков на поляне. Своё выражение напишите на листах.
3 х / 2 х 4/= 24
Слайд 7.
/ 3 х 4 / х 2 = 24
Слайд 8.
/ 3 х 2 / х 4 = 24
Слайд 10.
С. 11 Объясните способы вычислений выражений и найдите их значение.
7 х / 2 х 5 / = 7 х 10 = 70
7 х / 2 х 5 / = / 7 х 2 / х 5 = 70
7 х / 2 х 5 / = / 7 х 5 / х 2 = 70
Работа по учебнику
№37 (с. 12).
— Прочитайте задачу.
— Запишите решение разными способами. (Проверка.)
— Сколько способов вы нашли? (Три.)
— Какое правило вы использовали? (Правило умножения числа на произведение.)
Самостоятельная работа
- Вычислите результат удобным способом.
12 х / 5 х 7/= 29 х / 2 х 5 / = 17 х / 1 х 10/=
9 х / 4 х 25/= 15 х / 4 х 9/= 10 х / 29 х 2/=
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какую тему изучали сегодня ? / способы умножения числа на произведение/.
- Какими способами можно умножить число на произведение?
- Как сочетательное свойство умножения помогает в вычислениях?
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ ЧИСЛА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧИСЕЛ
15 х / 4 х 9/= 15 х 4 = 60 х 9 = 540
- Умножить число на первый множитель и результат умножить на второй множитель.
12 х / 7 х 5 / = 12 х 5 = 60 х 7 = 630
- Умножить число на второй множитель и результат умножить на первый множитель.
39 х / 2 х 5 /= 39 х 10 = 390
- Вычислить произведение чисел и умножить на него числа.
Домашнее задание
Учебник: № 38, 39 (с. 12).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.