Конспект урока по математике « Сложение и вычитание величин»
Класс : 4
Автор : Мордовцева Татьяна Владимировна
Организация : Песковская средняя школа
Населённый пункт : с. Пески Новопсковский район Луганская область
Тип урока :урок усвоения новых знаний.
Цели:
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умения преобразовать величины , решать задачи.
- способствовать развитию мышления, внимания , речи, познавательного интереса, умения анализировать.
Формируемые универсальные учебные действия.
Личностные : самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности ; мотивация учебной деятельности.
Регулятивные : осуществлять контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своей деятельности ; формулировать учебную задачу.
Познавательные: применять приёмы письменного сложения и вычитания величин ; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий ; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные : оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников; выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Методы работы: словесный , наглядный , частично – поисковый.
Формы работы: работа в паре, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование : мультимедийное оборудование, карточки работы в парах, карточки с памяткой, материал для рефлексии.
Тема урока : « Сложение и вычитание величин»
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организаци-онный этап
Психологи-ческая установка на урок |
- Прозвенел звонок весёлый. - Все готовы? - Всё готово? Будем мы не отдыхать, а математику изучать. - Покажите свои умные глазки, ровные спинки. Улыбнитесь. Улыбка- хороший настрой на работу. На уроке мы будем рассуждать, мыслить , решать и раскроем секрет математики. Пожелайте удачи друг другу на уроке.
-На урок мы возьмём: У – умение Р – результативность О – организованность К – коллективизм
Законы урока 1.Вести себя спокойно. 2.Не выкрикивать. 3. Быть терпеливыми. 4. Уважать один одного. 5. Давать возможность высказываться товарищам. Девиз урока : « Чем больше я знаю. тем больше умею!» |
Отвечают на вопросы.
Улыбаются.
Соприкасаются пальцами с соседом по парте и говорят: Желаю / большой/ успеха / указательный / большого/ средний/ во всём/безымянный / и везде / мизинец/. Удачи! /Вся ладонь./
Хором повторяют девиз урока. |
2.Постановка цели и задач урока |
- Как вы думаете , зачем нужно знать и учить математику? - Какое слов спрятано в слове МАТЕМАТИКА? - Математика для вас приготовила секрет. Он раскрывает тему нашего урока. Вы должны быстро отвечать на вопросы и раскрыть секрет. - Из какого числа нужно вычесть 55, чтобы получилось 100? /Открывается буква В./ - К какому числу прибавили 720 и получили 840 ?/Открывается буква Е./ - Увеличьте число 44 в два раза. /Открывается буква Л./ - Во сколько раз число 450 больше числа 50 ? /Открывается буква И./ - Назовите сумму чисел 430 и 270. / Открывается буква Ч./ - Число 700 разделите на 100. / Открывается буква И./ - Сколько минут в одном часе? / Открывается буква Н./ - Сколько лет в пяти веках? / Открывается буква Ы./ - Над чем мы будем сегодня работать? - Какие величины вы знаете?
- В жизни нам часто приходится сталкиваться с величинами. Интерактивное упражнение « На уроке мы…» - узнаем способы сложения и вычитания величин с разными единицами; - будем учиться совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; - будем углублять умения преобразовывать величины; - будем развивать умение оценивать свои достижения ; - будем работать над умением решать задачи. |
Математика учит размышлять.
Тема
155
120
88
В 9 раз.
700
7
60
500
Над величинами. Единицы массы, длины, времени , площади. |
3.Актуализа-ция знаний |
1. Индивидуальная работа у доски - Преобразуй в указанных единицах измерения. 806 кг = ___ц ___кг 180 мин=____ч 1802 г = ____ кг ____г 465 см = ___ м ____ см 7509 м = ____ км ____ м 2. Индивидуальная работа по карточкам Найди : - пятую долю числа 55 ; - две пятых доли числа 55; - шестую долю числа 12 ; - три шестых доли числа 12; - десятую долю числа 1000 ; - семь десятых долей числа 1000. 3. Математический диктант / Учитель читает утверждение. Ели учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны – знак « - «. 1. В 1 ц 100 кг. 2. В 1 мин 100 с. 3. В 1 дм 100 мм. 4. 10 дм -это 1м. 5. 1000 кг – это 1т. 6. 1 кг= 100 г. 7. 100 ц – это 1т. 8. В сутках 12 ч. 9. 1 ч.=60 мин. |
806 кг =8 ц 6 кг 3 ч. 1 кг 802 г 4 м 65 см 7 км 509 м
55:5=11 55:5х2=22 12:6=2 12:6х3=6 1000:10=100 1000:10х7=700
+ - + + + - - - +
|
4.Первичное усвоение новых знаний |
1. Работа по учебнику - Прочитайте текст рядом с красным треугольником на с.67 - Проанализируйте решение выражения с величинами и сделайте вывод : как выполнить действия с величинами , выраженными разными единицами. - Составим алгоритм решения подобных примеров. Алгоритм сложения и вычитания величин 1. Заменяем крупные единицы мелкими. 2. Выполняем действия / сложение или вычитание. 3. Переводим мелкие единицы в более крупные. /Учитель раздаёт памятки ученикам./ - Откройте тетради и запишите число и Классная работа . Каллиграфическая минутка - 90 центнеров- сколько это тонн? - Число разрядов в классе. -Сколько сантиметров в 1 метре? - Сколько метров в 1 километре ? Решение № 313 / с.67/ Коллективно 18 ч 36 мин – 9 ч = 9 ч 36 мин 18 ч 36 мин – 9 мин = 18 ч 27 мин 12 км 065 м + 20 м = 12 км 085 м Самостоятельно 20 мин 30 с + 25 с = 2 мин 30 с – 1 мин = 6 м 20 см + 75 см = |
Учащиеся знакомятся с правилом сложения и вычитания величин. - Надо привести величины к одной единице. - Сложить столбиком , как обычные много-значные числа.
Открывают тетради, записывают число и Классная работа.
9 т 3 100 см 1000 м
20 мин 55 с 1 мин 30 с 6 м 95 см |
5.Первичная проверка понимания
6.Первичное закрепление |
Физкультминутка Я иду и ты идёшь – 1 , 2 , 3 . Я пою и ты поёшь – 1 , 2 , 3. Мы идём и поём – 1 , 2 , 3. Очень дружно мы живём- 1 , 2 , 3. Решение № 314 / с.67/ /Коллективное выполнение с комментированием./ Решение задачи 316 - Прочитайте задачу. - Составим схематический чертёж. Что будет целым?
- Из каких частей оно состоит?
- Что нужно сделать , чтобы узнать ,войдёт ли ещё один фильм на кассету.
- Что нужно сделать , прежде чем вы приступите к решению задачи? Решение 1/ 1 ч 27 мин = 87 мин 2/ 1 ч 38 мин = 98 мин 3/ 87 + 98 = 185 / мин/- два фильма; 4/ 210 – 185 = 25 / мин/- остаётся на кассете; 5/ 25 мин > 23 мин Ответ : записать фильм можно. Геометрический материал Решение № 318/с.67/ - Прочитайте задание. - Рассмотрите рисунок и найдите треугольник АСД. Что можно о нём сказать?
- Как найти площадь треугольника АСД?
- Как найти площадь треугольника АСК?
- Как найти площадь прямоугольника ? / Аналогично разбирается, как найти площадь треугольника АКД./ - Как найти периметр треугольника? / Выполнение задания самостоятельно. Проверка./ Интеллектуальная минутка -Равенство .в котором есть неизвестное число- - Третий разряд – это разряд.. - Увеличить в 100 раз означает, что надо умножить число на.. - Что получается при делении числа на такое же число? - Сколько в одном дециметре миллиметров? - Что получается при делении числа на ноль? - Сколько сторон имеет четырёхугольник? |
Шаги на месте. Хлопки в ладоши. Прыжки. Шаги на месте.
Всё расчётное время- 210 мин. 1 фильм,2 фильм и оставшееся время. Найти оставшееся время и сравнить его с 23 мин. Все величины привести к единой наименьшей единице. Самостоятельное решение задачи. Один человек решает у доски.
Он состоит из двух треугольников АКД и АСК. Можно найти площади треугольников АКД и АСК и сложить. Это половина площади прямоугольника АВСК. Длину умножить на ширину.
Измерить длины сторон и сложить их.
уравнение. сотен.
100
1 100 мм 0 4
|
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
№ 315,317 |
|
8. Рефлексия /подведение итогов урока/. |
Самостоятельное выполнение задания « Проверь себя» / учебник , с. 67 / Самопроверка по образцу. 65 км 080 м – 30 км= 5 м 75 см – 3 см = - Чему вы научились сегодня на уроке? - Назовите алгоритм письменного сложения и вычитания величин. - Сегодня вы продемонстрировали лучшие знания по математике, были активными , внимательными. Подведём рефлексию урока. - Я начну предложение, а вы его закончите. - Мне на уроке понравилось… - Мне было легко делать…. - Мне было трудно выполнять… -Кому урок понравился, прикрепите к « Дереву знаний» цветок. Если не понравился- листок. - Окончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Ведь знания ваши всем нам пригодились. |
35 км 080 м 5 м 72 см
|
Литература:
Математика : 4 класс : учебник : в 2-х частях / М .И .Моро ,М .А . Бантова ,
Г. В. Бельтюкова /- и др./. – 12-е изд. , стер.- Москва : Просвещение , 2022.
- /Школа России/.
О. В. Узорова , Г. А. Нефёдова Быстро повторим – быстро проверим. Математика :4-й кл.
ООО « Издательство АСТ» , Москва :Учебное пособие, 2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.