Конспект урока по математике во 2 классе на тему: «Устный счёт»

  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Устный счёт»..docx

 

 

Технологическая карта урока

1.Предмет: математика.

2. Тема «Устный счёт».

3. Тип урока: усвоение новых знаний.

4. Цель: познакомить с приёмами устных вычислений.

 

6. Задачи

 

7. Планируемые результаты (ПР)

 

ДЗ

Познакомить с приёмами устных вычислений, на основе разрядного состава числа.

Пр1

Выполняют устные вычисления, используя знание разрядного состава числа.

ДЗ

Формировать умение объяснять способ вычислений.

Пр2

Объясняют способ вычислений, используя знание разрядного состава чисел.

РЗ1

Развивать логическое мышление.

 

П1

Анализируют числовые выражения, устанавливают зависимости между компонентами действий.

П2

Используют для решения учебных задач текстовую, графическую информацию.

П3

Представляют информацию в заданной форме (текст).

РЗ2

Развивать речь.

К1

Используют текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи.

К2

Комментируют процесс вычисления, построения, решения.

К3

Участвуют в совместной деятельности: распределяют работу между собой, согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации.

РЗ3

Развивать логическое мышление.

Р1

Планируют этапы предстоящей работы, определяют последовательность учебных действий.

Р2

Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

Р3

Находят ошибки в своей работе, устанавливают их причины, ведут поиск путей преодоления ошибок.

Р4

Осуществляют контроль процесса и результата своей деятельности.

ВЗ

Воспитывать интерес к изучению математики.

Л1

Проявляют положительное отношение к изучению математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.

 8. Средства обучения: Моро М.И. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / М.И. Моро, М.А. Бантова.: Просвещение, 2023. – 274 с. Дидактические средства: презентация, Learning apps: https://learningapps.org/watch?v=pfta337uj25, дидактические карточки, карточки для рефлексии.

 

Структура урока

Дидактические средства (ДС)

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Оргмомент.

Проверить готовность к уроку (психологический настрой).

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики проведу у вас я!

-Проверим вашу готовность к уроку. На столе должны лежать:

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=56dcf0ad203feb42d0f1d80fe7b7d565977a5d8c-4577239-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e6baf84c01d71c8b334f892a426f101eca59660f-4643835-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3bf8fbc08f1d6f8d36e0f497b40f9b6752e1bf11-5409006-images-thumbs&n=13

 

- Если всё на месте, дотроньтесь до носа.

-Замечательно!

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Пусть эти строчки станут для вас девизом урока!

Приветствуют учителя.

 

Проверяю готовность уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают руки.

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

Актуализация знаний.

Мотивационный этап.

ДС: презентация, дидактические карточки.

Показать необходимость/значимость изучения материала.

- Сегодня на урок к нам пожаловал необычный гость. - Узнаёте?

- Это Незнайка!

- Он пришёл к нам за помощью. В Цветочном городе объявили конкурс на звание «Самый быстрый Счётчик», а наш друг совсем не умеет быстро и правильно считать в уме.

- Поможем Незнайке?

- Отлично!

-Ребята, посмотрите на слайд. Начнем наш урок с высказывания Михаила Васильевича Ломоносова о математике.

-*имя*, прочитай высказывание.

«Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».

-Как вы думаете, что данным высказыванием хотел нам сказать Михаил Васильевич?

- Верно, данным высказыванием Михаил Васильевич хотел сказать, что математика учит мыслить ясно, осознанно, логически, а также правильно рассуждать, находить решения и анализировать задачи.

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

ДС: презентация, дидактические карточки.

 

- Вы только посмотрите, пока мы свами беседовали, Незнайка принёс нам первое задание от Знайки – «Собери яблоки в правильные корзины». На яблоках записаны числа.

- *Имя*, прочитай задание: «Разложи числа 25, 38, 60, 71 в корзины: «Десятки» и «Единицы»».

- Молодец!

 - А теперь устно ответьте на мои вопросы:

- Сколько десятков и единиц в числе 25?

- Что обозначает цифра 7 в числе 71?

- Какое число следует за числом 59?

- Вы прекрасно справились! Первый шаг к победе в конкурсе сделан.

- Смотрите, Незнайка пытался решить примеры, но у него всё перепуталось.

На слайде: 36+2=56, 36+20=38.

- Ребята, вы заметили что-то странное?

- Верно, ответы неверные!

- Давайте решим эти примеры правильно.

- *имя*, сколько будет 36+2?

- А теперь, *имя*, сколько будет 36+20?

- Вот это да! Число 36 одно и то же, а ответы разные!

- Как же так получается?

- Почему, прибавляя к одному числу 2 и 20, мы получаем разные результаты?

- Что нам нужно понять, чтобы объяснить это Незнайке?

- Совершенно верно! Чтобы помочь другу, нам нужно открыть секрет устного счёта.

 

 

 

 

 

Выполняют разложение чисел на десятки и единицы.

 

- 2 д. 5 ед.

- 7 десятков.

- 60.

 

 

 

 

 

- Да. Ответ не верный.

 

 

- 38.

- 56.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие новых знаний.

Постановка учебной задачи.

ДС: презентация.

Сформулировать  тему урока, поставить цель.

- Так какая тема нашего урока?

- Для того чтобы ответить на это вопрос мы разгадаем шифр. Среди цифр найдите буквы.

3647У47746С3554Т638Н27Ы19374Й75947С75967Ч16485Ё85648Т86595

- Правильно: «Устный счёт».

- Какие цели мы поставим?

- Незнайка хотел нам помочь, но так торопился сто потерял некоторые слова, помогите из вставить.

- Что же получилось?

 

 

- Верно: Познакомимся со способами устного счёта.

Будем учиться быстро и правильно считать в уме.

- Отлично, осталось составить план урока, посмотрите на доску, незнайка и план вам передал. но пункты план все перепутал, помогите ему составить из в правильном порядке.

Определим тему и цель.

 

Получим новые знания.

Picture background

 

Закрепим знания.

 

 

Подведём итоги

 

Оценим свою работу.

 

 

- Ребята, вы молодцы!

- Какой пункт плана мы уже выполнили?

- Верно, определим тему и цель.

- К какому переходим?

- Правильно. Получим новые знания!

 

 

 

 

 

 

- Устный счёт.

 

 

 

- Познакомимся со способами устного счёта.

Будем учиться быстро и правильно считать в уме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют план урока.

 

 

 

 

 

- Определим тему и цель.

 

- Получим новые знания.

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное действие.

ДС: презентация, учебник, дидактические карточки.

Познакомить с новым правилом.

 - Посмотрите на слайд.

- Обратите внимание на первый пример: 36+2.

- Давайте представим число 36 с помощью палочек (десятки) и кубиков (единицы).

- Сколько десятков? (3) III

- Сколько единиц? (6). [] [] [] [] [] []

- Что мы прибавляем? (2 единицы). [] []

- Значит, что у нас изменится? (Единицы).

- К 6 единицам прибавим 2 единицы, получим 8 единиц. Десятки остались те же – 3.

- Ребята, вам важно запомнить (представлено на слайде): «Единицы складываем с единицами».

- Теперь пример 36+20. - Что мы прибавляем? (2 десятка).

- Что у нас изменится? (Десятки).

- К 3 десяткам прибавим 2 десятка, получим 5 десятков. Единицы остались те же – 6.

- Читаем правило представленное на слайде: «Десятки складываем с десятками».

- Теперь решим 46-13=

- Выполняем такие же действия я, раскладываем на десятки и единицы.

-сколько десятков у 46? (4)

- А единиц? (6)

- в 13 сколько десятков? (1)

- А единиц? (30)

- Соответственно, нам необходимо отнять десяток, остается 3 десятка и отнять единицы, их отсеется 3, ответ 33.

- Сделаем вывод: чтобы правильно сложить или вычесть, нужно смотреть, К ЧЕМУ мы прибавляем или отнимаем – к единицам или к десяткам!

- А если будет такая ситуация, 48+5=?

- Помним, что в одном десятки 10т единиц, соответственно, единиц 10 то это число становиться десятком.

- 48+5=53

- Сейчас нам необходимо записать новые правила, но перед этим проведем пальчиковую гимнастику что бы писать красиво и аккуратно.

Пальчиковая гимнастика.  

- Сожмите левую ладонь в кулак, правая ладонь вниз, меняйте положение ладоней, как будто царапается кот.

-Сядьте ровно, тетрадь положите под наклоном, ручку держите правильно.

(На слайде иллюстрация с правилами посадки ученика за партой).

Работа над числом.

-Вспомним, какое число было вчера?

-Какое сегодня?

-Какое будет завтра?

-Какой месяц?

- Какой будет праздник в конце месяца?

- Верно, день матери, вы отлично знаете традиции наше страны!

- Верно, открываем тетради, отступаем 4 клетки вниз, записываем дату, на следующей строке классная работа.

- Чтобы правильно сложить или вычесть, нужно смотреть, К ЧЕМУ мы прибавляем или отнимаем – к единицам или к десяткам!

- Точно так же и с вычитанием. Обирающем внимание на единицы и десятки!

- переходим к следующему пункту плана.

- *имя* скажи к какому?

- Верно, закрепим знания.

- Но перед этим выполним физминутку.

- Незнайка предлагает нам немного отдохнуть!

Встали, вышли из-за парт.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (указаны в скобках рядом с вопросами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей (указаны в скобках рядом с вопросами).

 

 

 

 

 

Происходит объяснение темы через конкретные примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу над числом.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Записывают новые правила в тетрадь.

 

 

 

- Закрепим знания.

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

Применение знаний.

Действия контроля.

ДС: дидактические карточки, презентация, Learning Apps: https://learningapps.org/watch?v=pfta337uj25.

Выявить уровень первичного усвоения учебного материала.

Форма контроля: устная,

письменная.

- А теперь потренируемся, чтобы Незнайка всё понял. Выполним №2 в учебнике на 57-ой странице. Первый пример решим вместе с комментированием.

- *Имя*, прочитай пример 2+30 [] 30+2. Объясни, как будешь решать.

 

 

 

 

- Отлично!

- Остальные решаете самостоятельно, а некоторые из вас у доски.

- Сверяйте свои ответы с ответами на доске и проверяйте друг друга.

- Теперь поработаем в парах.

- Но перед этим вспомним правила работы в парах.

- *имя* напомни?

- Верно, решите примеры на карточках и объясните друг другу своё решение.

- Если вопросов нет, то приступайте к работе!

Парная работа

Решите примеры и выстроите их ответы от большего к меньшему.

 

34+14=

67-15=

5+85=

57-18=

56+10=

89-65=

74-3=

59+12=

 

 

 

 

 

 

 

 

- А ты выполнишь индивидуальное задание на планшете, чем поможешь Незнайке.

 


- Время проверить.

- Пока все решали парное заднее *имя * решала индивидуальное и справилась отлично!

- Остальные пары сверьте свои ответы с ответами, представленными на сдайте, если есть ошибки исправьте их.

- Отлично, проговорим, как вы решали данные примеры.

- *имя* как ты решала?

(спрашиваю несколько человек).

- Отлично, вы замечательно справились с заданием!

 

 

 

- К единицам прибавляю единицы. К 0 единицам прибавляю 2, получается 9. Записываю 32» во втором такой же ответ, так как мы прибавляем единицы.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют парную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет индивидуальное задание.

 

 

 

 

Выполняют проверку выполненных задание.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

Действие самоконтроля.

ДС: дидактические карточки, презентация.

Развивать способности к оценочным действиям. Форма самоконтроля:  письменная.

- Ребята, а теперь задание посложнее – нужно решить задачу №3.

- Имя ученика, прочитай задачу вслух.

- О чём эта задача?

- Что известно?

 

 

- Какой вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос?

- Каким действием?

- Как именно мы запишем действие?

- *имя* выходи и записывай,

- Что нам необходимо сделать первый действием?

- Верно, найти сколько учеников в 3а .

- И только потом на1йти сколько в 4а

- Ответ 21 ученика в 4а.

- Запишем решение в тетрадь.

- Молодцы!

- А теперь Незнайка приготовил для вас игру, мы выполним ее на смарт доске!

https://learningapps.org/watch?v=p39dfe5xk25

- По очереди выходите к доске соедините ответ и пример, объясняя решение.

- Отлично, вы замечательно справились.

- Время приходим к следующему этапу урока.

- *имя* напомни к какому?

- Верно, подведём итоги.

 

 

 

- Ребята.

- 2а-20 учеников, в 3а- на 2 больше , 4а- на 1 ученика меньше.

- Сколько учеников в 4а.

- Да.

- Сложением.

 

Ответы детей.

 

- 1. 20+2= 22 (в 3а).

- 2. 22-1= 21 (учен. в 4а).

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют интерактивное задние.

 

 

 

 

 

 

 

- Подведём итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия познавательная.

Действия оценки.

ДС: презентация.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

Форма оценки: устная.

- Вспомним, с какой проблемой мы столкнулись в начале?

 

- Какой секрет устного счёта мы открыли?

 

 

 

 

- Смогли ли мы помочь Незнайке?

- Какую тему мы сегодня на уроке изучали?

- Какие цели ставили перед собой в начале урока?

-С помощью чего мы смогли достичь поставленных целей?

-Где пригодятся нам полученные знания?

-Ребята, вы правы.

- переходим к последнему этапу урока.

- *имя* кажу к какому.

- Верно, оценим свою работу на уроке.

- Незнайка не умел правильно считать.

- Единицы складываем с единицами, десятки – с десятками).

- Да!

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

   

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия личностная.

Действия самооценки.

ДС: карточки для рефлексии.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Форма самооценки: устная.

- Посмотрите, что у нас получилось из пунктов плана?

- Это же ключ.

- Наверное, он от сундука знаний, откроем его и узнаем, что внутри.

 

- Посмотрите внутри сундука лежит карта, которая поможет вам оценить свою деятельность на уроке.

- Благодаря вашим монетам оцените свою деятельность на уроке, прикрепив их на тот остров, который соответствует вашему настроению и пониманию темы урока.

- Если вы чувствуете уверенность в полученных знаниях и понимаете, что сможете их использовать в будущем, то прикрепите свою монету на «Остров Уверенности».

- Если возникали трудности и есть необходимость потренироваться выполнять задания, связанные с устным счётом, то прикрепите монету на «Остров Сомнения».

- А если вы многое не смогли понять и вам стоит еще раз изучить тему, то прикрепите монету на «Остров Разочарования».

- Я вижу большинство из вас поняли тему отлично и узнали много нового и интересного. А это хороший результата!

- Остальные, кто прикрепил монеты на остров сомнения и разочарования, вам не стоит расстраиваться, ведь всегда можно ещё раз изучить тему.

- Спасибо за урок! До свидания.

- Ключ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощаются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).

Критерии оценки техкарты урока (занятия)  студента

Баллы

1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока.

0-0,5-1

2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам и вопросам/заданиям в содержании урока.

0-0,5-1

5. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся.

0-0,5-1

6. Предусмотрено применение интерактивного оборудования (имеется скрин или активная ссылка).

0-0,5-1

7. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока.

0-0,5-1

8. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки (устная/письменная).

0-0,5-1

9. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена  без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических.

0-0,5-1

10.Технологическая карта составлена в большей степени самостоятельно, подписана методистом и учителем вовремя.

0-0,5-1

Итог: максимально 10 баллов.

 

 

Учитель: ______ (ФИО) Методист: ______ (Мурашко С.В.) Отметка: ____

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru