конспект урока по музыке 1 класс

  • doc
  • 16.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока музыки в первом классе по программе Е.doc

Учитель : Кисель И.Н.

Конспект урока музыки в первом классе по программе Е.Критской 

 

№  3    Тема урока«Русские народные музыкальные инструменты»

 

Цель урока: ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.

 

Планируемые результаты :

 

Личностные УУД:

      1.Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края.

      2.Осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе      изучения лучших образцов русской народной музыки.

Коммуникативные УУД:

      1.Участие в  исполнении музыкальных произведений.

2.Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

      3.Овладение умениями совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

      1.Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.

      2.Создание музыкальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой   деятельности.

      3.Формулирование  учебной задачи.

      4.Выполнение учебных действий в качестве слушателя.

Познавательные УУД:

      1.Расширение представлений о музыкальном языке произведений народной музыки, о голосах и разнообразии мира народных инструментов.

Тип урока: усвоение новых знаний .

 

Форма урока: урок-сказка.

 

Используемые методы: частично - поисковый метод, метод соучастия, арттерапевтический метод (сказка-терапия).

 

Педагогическая технология: ИКТ.

 

Оборудование к уроку: телевизор, ноутбук, музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, колокольчик)

 

Новые понятия: оркестр русских народных инструментов, оркестровая партитура, вариация.

 

 

 

Ход   урока:

 

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

 

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

(Дети поют в ответ. )

 «Ребята, подскажите мне, пожалуйста, что нужно не забыть сделать перед пением?

 (правильно, нам необходимо размять наш артикуляционный аппарат и подышать:

чистим зубки, 8 поцелуйчиков,  тянем ротик , свечка , ниточка ,кулачки-ладошки ,старый дуб и чайки)

 

Поем«Прозвенел уже звонок» (2 раза на пол тона выше)

 

 Ребята, послушайте произведение, ваша задача вспомнить и сказать: «Как оно называется и кто композитор?» ( вступление песни «Добрый день» музыка Я.Дубравина).

 А кто такой композитор? И какой композитор написал эту музыку?

Ребята, а как же нам сделать сегодняшний день добрее, светлее и радостнее?

 Правильно, нужно всем вместе спеть песенку Дубравина «Добрый день» (поём 1-й куплет). А чтобы нам хорошо, а главное правильно спеть, нужно вспомнить наш стишок:

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись

И немножко улыбнись.

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь,

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

 

«Интересно, куда же сегодня приведёт нас наша волшебная, музыкальная тропинка?»

 (первый слайд- звучит музыка)

«Ребята куда же нас с вами приглашают?

Совершенно верно, нас приглашают в сказку и сегодняшний урок мы проведём вместе с ней.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Дорогие друзья, а кто же ещё встречается нам на пути?
1. Леший бродит;

2. Русалка на ветвях сидит;

3.Избушка там на курьих ножках.

Стоит без окон, без дверей.
4. Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
5.Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
6. Там ступа с Бабою Ягой  .

Идёт, бредёт сама собой,

 «И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил».

 

Ребята, а кто же написал это удивительное стихотворение из поэмы «Руслан и Людмила?» Правильно, русский поэт, драматург Александр Сергеевич Пушкин написал это стихотворение.

 С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.   (дети называют названия народных сказок)

 Ребята, а вы знаете такую русскую нар. сказку «Курочка ряба?», «Царевна лягушка?».

Ребята, а кто догадается и найдёт ответ на мой вопрос. Почему одни сказки называют народными, а другие авторскими? (ответы детей)

А вот сказку которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». 

Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также попробуете сыграть на них.

3. Изучение  нового материала.

 Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка, колотушка и рожок.

 Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами.

 Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод.

Ребята, а как вы думаете чем были полезны другие вещи? (ответы детей).

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. 

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

 Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

 А колотушка помогала сторожу отпугивать воров. Так и жили они все вместе до поры до времени.

Но вот однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов (звучит музыка)

 В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

 Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем» (звучит балалайка).«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель.

 Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!».

«Ой!», - воскликнул рожок.

«Как бы и нам, хотелось тоже всем людям радость приносить». «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

(звучит русская народная песня «Светит месяц»)

 А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.

Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Для этого, мне нужно несколько «музыкантов».

 Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голосаВы уже знаете о том, что звуки бывают низкие и высокие.

Я приглашаю вас исполнить эту мелодию в оркестре, когда музыка будет звучать низко, будут играть только ложечники, а когда музыка зазвучит высоко, вступят остальные инструменты. Будьте внимательны.

(Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи.

 

4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.

( Используется запись русской народной песни «Светит месяц» в исполнении певицы Лидии Руслановой и оркестра русских народных инструментов.

В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на бубне, деревянных ложках, рубеле.)

 

 Ребята, кому в нашем «классном оркестре» не хватило музыкальных инструментов, поддержите, пожалуйста, мелодию песни хлопками в ладоши. Мне кажется, что это, украсит нашу партитуру и сделает повторное исполнение музыки ещё интересней. А ещё, такое исполнение придаст мелодии песни дополнительное развитие.

 

5. Рефлексия. Закрепление полученных знаний.

 Ребята! Назовите, пожалуйста, тему нашего урока?(ответы детей).

 Правильно, мы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке. Сделать это нам поможет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок-карточек. Ваша задача правильно подобрать карточку к загадке. А потом, мы все вместе проверим, что у вас получилось.

Лото – загадка

                                         «Русские народные инструменты»

 

1.Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу.

Меня положишь – я молчу.

2. У неё есть три струны;

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

3. Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в ……………..

4. На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой.

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

5. А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

6. С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

7. И щи хлебают,

И «барыню» играют.

 

6.Заключительный этап.

Ну что, проверим ваши ответы? Посмотрите на правильное расположение картинок.

 Предлагаю вам показать свои знания в игре «Затейник». С помощью жестов изобразить игру на любом инструменте русского оркестра, а затейник должен угадать: на каком народном инструменте русского оркестра мы играем.

( Участвует весь класс. Игра повторяется несколько раз.)

(По считалке выбирается затейник, который выходит за дверь. Дети договариваются, игру на каком инструменте они будут изображать (затейник меняется с каждой игрой). Затем Затейник заходит и говорит: «Здравствуйте, ребята, где вы были, что делали?». Дети отвечают: « Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»)

7. Итог урока.

Ну вот наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла нам исполнять музыку по-разномуС помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.

Дети: Мы с хорошим настроеньем

             Пели песни с упоеньем

Учитель:  Всем спасибо за урок

           

             Прозвенел уже звонок!