Конспект урока по музыке во 2м классе
Оценка 4.8

Конспект урока по музыке во 2м классе

Оценка 4.8
docx
10.04.2022
Конспект урока по музыке во 2м классе
конспект урока 2 класс.docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Звездный»

 

             

 

 

                

Урок музыки во 2 классе на тему:

 «Картинки с выставки»

Музыкальные впечатления.

 

 

 

                                                                              

                                                                

                                        Разработала учитель музыки

                                        

Чёрная Екатерина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-2022

 

Раздел: «В концертном зале»

Тема: «“Картинки с выставки” Музыкальные впечатления»

Цель  урока: формировать представление о выразительных  и изобразительных интонациях в произведениях М.П. Мусоргского.

 

Задачи:

Образовательные :

Ø  Углубление знаний о творчестве русского композитора М. П. Мусоргского и русского художника В. Гартмана; разбор построения сюиты «Картинки с выставки»;

Ø  Знакомство с музыкальным определением понятия Сюита;

Ø  знакомство и разбор песни «Из чего наш мир состоит?» муз. Б. Савельева.

Развивающие:  развивать образное мышление учащихся, воображение, наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач, вокально-хоровые навыки;

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и  художников, способствовать позитивному отношению к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, зрительной и слуховой наглядности, метод сравнения музыки и живописи.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:

русский художник 19 века Виктор Гартман, русский композитор 19 века М.П. Мусоргский, Сюита.

 

Музыкальный материал:

Ø  М.П. Мусоргский, пьесы из сюиты «Картинки с выставки» - «Прогулка», «Балет невылупившихся птенцов»; «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»;

Ø  Песня «Из чего наш мир состоит?» музыка Б. Савельева, слова М. Танича.

 

Личностные УУД:   развитие   эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки.

Регулятивные УУД: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное  искусство,  выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию.

 

Познавательные УУД:  Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к  разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию.

 

Коммуникативные УУД: Учатся участвовать в коллективном пении. Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

 

Оборудование: проектор, раздаточный материал, фортепиано, компьютер.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

1)      Вход в класс под музыку М. Мусоргского «Прогулка»;

2)      Приветствие;.

2.      Моделирование проблемной ситуации.

Учитель: Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку туда, где можно увидеть разные картины. Какое это может быть место?

Дети: Музей, галерея, выставка, вернисаж.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня это будет выставка. (Слайд 1)

 

В. Гартмана, его портрет.( Слайд 2)

 

3.      Основная часть урока.

          Учитель: Мы попали с вами на выставку работ русского художника Виктора Гартмана.  Гартман был не только художником, но и декоратором, дизайнером, создавал  эскизы костюмов, игрушек. Он прожил всего 39 лет. После его смерти, друзья организовали выставку работ Виктора Гартмана.

(Слайд 3) Другом этого художника был композитор, чей портрет вы сейчас видите.

  Дети: Модест Петрович Мусоргский.

Учитель: Молодцы, узнали. Мы уже слушали в этом году его музыкальные произведения. И        сегодня его музыка расскажет нам о музыкальных впечатлениях этого композитора после посещения выставки своего друга.

  После посещения выставки у Мусоргского рождается идея создания цикла музыкальных пьес на понравившиеся работы. Работа закипела и в течении трёх недель цикл был готов. Свои зрительные впечатления передал в музыкальных образах.

(Слайд 4)  Пьесы композитор объединил в сюиту «Картинки с выставки».

(Слайд 5) Сюита -  жанр инструментальной музыки, который состоит из нескольких частей, контрастных по характеру, но объединённых единым замыслом.

(Слайд 6) Каждая пьеса – это музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное  тем или иным рисунком Гартмана.

Их всего 10 самостоятельных пьес:

«Прогулка» - эта пьеса, которая открывает цикл, а затем появляется еще несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.

1)      «Гном»;

2)      «Старый замок»;

3)      «Ссора детей после игры»;

4)       «Быдло» - «Скот»;      «Прогулка»

5)      «Балет невылупившихся птенцов»;

6)      «Два еврея, богатый и бедный»;    «Прогулка»

7)      «Лиможский рынок»;

8)      «Катакомбы. Римская гробница»;

9)      «Избушка на курьих ножках»;

10)   «Богатырские ворота».

 

Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у М. Мусоргского.

Начнём  с «Прогулки» по выставке вместе с композитором.

Слушаем фрагмент.

Задание – определить жанр. (Песня)

 

(Слайд 7)

5 часть - «Балет невылупившихся птенцов»

-В. Гартман нарисовал эскиз костюмов к балету, на котором изображены юные ученики балетной школы. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Давайте послушаем, как композитор сумел изобразить эту сценку.

Задание: Определить тембр инструмента, регистр, темп, настроение.

Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов»

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?

 Дети: Тембр инструмента – фортепиано, регистр - высокий, темп быстрый. Настроение…

Учитель: У Гартмана  - это лишь эскиз костюмов, а впечатления Мусоргского – это шуточный танец маленьких цыплят.

(Слайд 8)

9 часть: «Избушка на курьих ножках»

Учитель: Теперь посмотрите на следующую картинку. Что вы видите?

Дети:  Красивый, яркий, сказочный, игрушечный пряничный  домик.

-Молодцы! Действительно, замечательная избушка. На рисунке Виктора Александровича Гартмана изображены настольные часы в русском стиле в виде избушки Бабы-яги на курьих ножках. Эскиз.

Что получилось у Мусоргского, мы сейчас послушаем.

Задание: тембр, темп, настроение, сколько частей? Похожа ли пьеса на эскиз Гартмана.

 

Звучит фрагмент пьесы «Избушка на курьих ножках»

Учитель: Скажите,  эта пьеса и рисунок похожи?

Дети: Нет. И т.д.

Учитель: Могла ли музыка Мусоргского стать продолжением рисунка Гартмана?

 

 (Слайд 9)  10 часть – последняя «Богатырские ворота»

 

- Завершает  сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу В. Гартмана «Городские ворота в Киеве».

Задание: определить жанр – песня, танец или марш.

 

Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»

 

Интонациями музыка пьесы близка русским народным песням, а также напоминает «Прогулку». Настроение  пьесы величаво-спокойное и торжественное.

 

Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

 

Дети совместно с учителем:   Последняя картинка символизирует мощь родного народа, русских богатырей,  которые защищали мир и народ от темных и злых сил.

 

(Слайд 10) Учитель: «Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают это произведение в программы своих концертов. А  известный французский композитор Морис Равель сделал переложение для оркестра.

 

- Какая пьеса вам понравилась больше?

- Что сделало ее такой яркой и привлекательной?

- Все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками?

-Сумели ли мы доказать, что композитор предложил свое видение, иногда отличающееся от рисунков своего друга?

 

4.      Вокально-хоровая работа:

Работа над интонированием мелодии  песни «У моей России»

 

5.      Обобщение урока. Заключение. Рефлексия.

 (Каждый ребенок придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его  выбранному им однокласснику)

К примеру:

1. Как называется многочастный цикл, состоящий из контрастных пьес?

2. Кто автор прослушанного цикла?

3. Как называется цикл пьес по рисункам В. Гартмана?

4. Сколько всего пьес в цикле?

5. Вспомните названия прослушанных пьес.

6. Для какого инструмента был написан цикл?

 

Рефлексия. 

 

Довольны ли вы своими ответами?

Вызывали ли мои вопросы у вас затруднения?

 Какое у вас сейчас настроение?

Дети поднимают смайлик с тем выражением, которое соответствует их настроению после урока – веселым, безразличным или грустным.

 

Домашнее задание. Придумать и разыграть дразнилки про Бабу Ягу. 

(Изобретательские задачи)

 

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей «Звездный»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей «Звездный»

Раздел: « В концертном зале»

Раздел: « В концертном зале»

Ход урока: 1. Организационный момент

Ход урока: 1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у

Учитель: Сегодня мы видим три картины с этой выставки, на которых мы остановимся и узнаем, какие музыкальные впечатления были у

Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?

Учитель: Как вы думаете, почему свой цикл пьес композитор завершает такой сильной, мощной музыкой?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2022