Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [c], [c’]. Буква С, с"
Оценка 5

Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [c], [c’]. Буква С, с"

Оценка 5
docx
10.10.2023
Конспект урока по обучению грамоте "Звуки [c], [c’]. Буква С, с"
конспект урока по обучению грамоте Звуки [c], [c’]. Буква С, с..docx

Тема: «Звуки [c], [c’]. Буква С, с»

Класс: 1

Цель: познакомить с названными звуками и буквой, формировать навык чтения слов с буквами С с.

Задачи:

1.      Познакомить со звуками [с] , [с’].

2.      Формировать и развивать навык слого-звукового анализа.

3.      Познакомить с буквой с.

4.      Научить читать слова с буквой с.

5.      Воспитывать любовь к чтению.

Тип урока: обучения грамоте (чтение).

Оборудование: конспект, интерактивная доска, наглядный материал.

 

Ход урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся/формируемые УУД

1.Органнизационный момент

1 -1.5 мин

 

Словесный метод - инструктаж

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Я подготовила для вас интересные, увлекательные задания, а вы будьте на уроке внимательными, слушайте и запоминайте, отвечайте по поднятой руке, с мест не вставайте без разрешения учителя. Ребята, кто хочет узнать сегодня что-то новое, стать еще умнее? Тогда начнем наш урок и отправимся за новыми знаниями.

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

 

Р – осуществлять саморегуляцию.

2.Актуализация знаний.

 

4 -5 мин

 

Словесный метод – беседа

 

Практический метод – «Полубуковка»

 

Наглядный метод – работа с лентой букв

- Ребята, вы представляете, что случилось?  Когда я готовилась к уроку, проказница Резинка стерла часть букв и вот что получилось.

Давайте пропишем недостающий элемент и узнаем, какую букву хотела стереть Резинка.

 

 

 

- На ленте букв есть все буквы, которые вы изучали.

- Какие буквы живут в красных домиках? ( а о у ы и)

- Почему их домики красного цвета? Какие это буквы? ( гласные)

- Какая буква живет в синем домике? (н)

- Почему ее домик синего цвета? (согласная буква)

- Как мы сможем отличить согласный звук от гласного? (гласный можно пропеть, не будет  ничего мешать, сделать это можно громко и протяжно, а вот с согласными звуками так не получится, будут мешать, например, зубы, губы)

- Какие звуки обозначает буква Н (согласный мягкий и твердый) Почему? (не можем пропеть, мешают зубки и нёбо)

 

*ДОПОЛНИТЕЛЬНО

- Откройте учебник на 44 странице. Посмотрите на картинку. Опишите то, что вы видите.

- Какое время года на картинке? (Осень)

- Какие птицы летают в лесу? (сОрОкА, сОвА)

- Что случилось с девочками? (Они потерялись)

- Что кричат когда теряются в лесу? (АУ)

- Кто прочтет текст под картинкой?

- Молодцы, мы с вами повторили и вспомнили то, что вы проходили на прошлых уроках.

Учащиеся выполняют предложенное задание, вспоминают материал, который был пройден на прошлых уроках.

 

П – поиск ответа на поставленный вопрос с помощью имеющихся по теме знаний.

 

Л – умение внимательно следит за работой товарищей.

 

К – выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

3.Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.

 

2 минуты

 

Словесный метод – беседа

 

Наглядный метод - иллюстрация

 

- Посмотрите, кто пришел к нам на урок? Это же слон, а точнее слоненок Сима. Зачем же он пришел к нам на урок, ребята? Как оказалось, он не умеет ни писать, ни читать. Не может он написать свое имя. Ребята, я считаю, мы должны ему помочь.

- На какую букву начинается имя нашего слоненка? (С)

- Правильно. Кто догадался, с какой буквой мы с вами сегодня познакомимся? (С с)

- Что будем еще делать на уроке, после того как познакомимся с буквой С с и со звуками этой буквы? ( будем учиться читать и писать).

Задачи:

1.      Узнать новую букву.

2.      Научится читать слова с буквой С с.

3.      Познакомиться со звуками [c], [c’]

- Молодцы, тогда начнем.

Учащиеся отвечают на вопросы, слушают учителя, определяют план действий на урок.

 

Л -вырабатывается умение слушать и слышат друг друга.

 

К – участвуют в диалоге.

 

П – учащиеся рассуждают, отвечают на поставленный вопрос.

 

Р – определяют алгоритмы работы; планирование действий в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4.Речевая разминка.

2 минуты

 

Словесный метод- чтение слогов.

- Посмотрите на доску.

На-на-на – к нам придет зима

Но-но-но – нам будет все равно

Ны-ны-ны – не замерзнем мы

- Давайте прочитаем хором. Вы читаете слоги, а я продолжаю. (учитель дирижирует). А теперь быстрее.

Отработка техники чтения.

 

Р – умение работать в группе (хоровое чтение)

5.Выделение звука.

 

7-8 минут

 

Словесный метод – беседа

 

Практический метод – проведение звукового анализа

 

Наглядный метод – работа с наглядным материалом (схемы)

 

- Ребята, давайте отгадаем загадку, которую нам предлагает слоненок Сима.

 

Он большой, густой, зелёный Представляет целый дом В нём найдут приют и птицы Зайки, волки, кабаны… (Лес)
( 2 вариант: Город этот не простой, Он дремучий и густой…лес)

 

- Правильно, это лес. Посмотрите на картинку. Произнесите слово лес.

- Сколько слогов в этом слове? (1)

- Правильно, а кто помнит правило, по которому мы определяем количество слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников)

*проверка: подставляем руку к подбородку, сколько раз ударился подбородок об руку при произнесении слова, столько и слогов.

- Посмотрите на схему.

- Кто помнит обозначение каждого цвета? ( зеленый - мягкий согл., красный – гласн., синий – твердый согл.)

- Сколько звуков в слове «лес»? (3)

- Произнесем последний звук. Попробуем вместе: лес-с-с

- Какой последний звук? [c]

- Это согласный или гласный звук? Почему? (согласный, нее можем пропеть протяжно и свободно)

- Звук [c] в слове лес твердый или мягкий? Почему? ( твердый, при затруднении ответа наводящая подсказка – давайте сравним: лес-в лесе)

- Ну и последнее – звук [c] глухой или звонкий? Сейчас мы это с вами и узнаем. Приложите ладошку к горлу. Произнесите [c] несколько раз, затем [з] , теперь чередуем.

- Какая буква была звонкой, а какая глухой? (т учащиеся делают самостоятельно вывод)

 - Отгадайте теперь следующую загадку.

 

Не голос – громкая труба, Большая верхняя губа. На нем – громадные рога, Ему природа дорога. В лесу крупнее зверя не нашлось Раз он – сохатый, значит – …

Лось

 

- Правильно, это лось. Посмотрите на картинку. Произнесите слово лось.

- Сколько слогов в этом слове? (1)

- Правильно, а кто помнит правило, по которому мы определяем количество слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников)

*проверка: подставляем руку к подбородку, сколько раз ударился подбородок об руку при произнесении слова, столько и слогов.

- Посмотрите на схему.

- Сколько звуков в слове «лось» ? (3)

- Произнесем последний звук. Попробуем вместе: лос’-с’-с’

- Какой последний звук? [c’]

- Это согласный или гласный звук? Почему? (согласный, нее можем пропеть протяжно и свободно)

- Звук [c’] в слове лoсь твердый или мягкий? Почему? ( мягкий, при затруднении ответа наводящая подсказка – давайте сравним: лось-лес)

- С какими звуками мы с вами познакомились? [c] [c’]

- Как вы думаете, чем отличаются звуки от букв? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем)



Отгадав загадку, учащиеся проводят звуко-буквенный анализ.

 

Л – слышать и слушать друг друга.

 

К – высказывать и аргументировать свою точку зрения.

 

Р – сохранять учебную задачу.

6.Упражнение на выделение звуков.

 

2-3 минуты

 

Наглядный метод – работа с иллюстрациями

Словесный метод – диалог с учителем

 

Практический метод – выделение звуков

- Ребята, я попрошу вас встать.

Я буду читать вам слова, а вы, если слышите мягкий звук [c’], то поднимаете руки вверх. Если слышите в слове твердый звук [c], сделайте хлопок.

слон, сегодня, сок, лось, солнце, слива, сакура, соль, сила, ось, мост, лосось, листочек.

Учащиеся выполняют задание учителя, закрепляют полученные знания.

 

Р – определять алгоритмы работы.

 

П – закрепление полученных знаний.

7. Знакомство с буквой. Введение буквы.

 

1 -1.5минуты

 

Словесный метод – беседа

 

Наглядный метод – работа с лентой букв

 

Физкультурная минутка.

 

Практический метод – выполнение физ.упр.

- Откройте учебники на 45странице.Рассмотрите внимательно букву С вместе со слоненком Симой.

- На что похожа буква?

 - Посмотрите на карточку.

- Послушайте стихотворение .

 

ПОЛУМЕСЯЦ В НЕБЕ ТЕМНОМ

БУКВОЙ С ПОВИС НАД ДОМОМ.

 

- Правильно в сказали, что похожа буква на полумесяц.

 Давайте поместим букву С на ленту букв.

- Ребята, ну как, устали?

Давайте с вами заглянем в гости к Булочке…. Это хороший друг Симы. Он печет для слоненка разные вкусные пирожки и булочки.

- Повторяйте за мной.

 

Мы поставим печь пирог и достанем из печи.

Из трубы идет дымок такой приятный.

Повар Булочка живет возле леса, у реки.

По утрам печет пирог, он ароматный….Ааах.

А теперь быстрее. Молодцы. Присаживайтесь.

 

Учащиеся беседуют по теме, работают с лентой букв.

 

Л- вырабатывается умение слышать и слушать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р – определять вид поведения при данной деятельности.

8. Чтение слогов.

3-4 минуты

 

Словесный метод – чтение слогов.

 

Практический метод – работа с учебником.

-  Посмотрите в учебнике на странице 45 Сима предлагает нам прочитать слоги. Читаем слоги в рамке под картинками леса и лося. Читаем хором. Кто желает прочитать сам.

Учащиеся читают слоги.

 

П – применение на практике полученные знания.

9. Работа с азбукой.

 

5 – 6 минут

 

Словесный метод – беседа и чтение слов, анализ.

 

 

- Прочитайте слова, которые находятся под рамками. Кто желает показать слоненку, как нужно правильно читать? Теперь прочтем хором вместе со мной. Читаем по слогам, затем слитно, с ударением.

- Давайте сравним слова, которые мы с вами прочитали.

ОСИНЫ – ОСИНА

СОСНЫ – СОСНА

- Что такое осина? (дерево лиственное)

- Когда мы говорим осина? ( когда 1) А когда говорим осины? ( много)

 – Давайте поставим ударение. Ударение падает на 1 слог, всего 3 слога, а в словах СОСНЫ – СОСНА – 2 слога)

- Придумайте предложение с одним из этих слов.

- Под словами идет текст.  Послушайте его. - - Кто желает прочитать сам. Прочтем хором. (По цепочке, по 1 предложению)

- Где находятся девочки?

- Что случилось?

*ОБРАЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ЗНАКИ ПРИПИНАНИЯ.ЧТЕНИЕ С ИНТОНАЦИЕЙ. ПОЧЕМУ?

*ДОПОЛНИТЕЛЬНО,ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ.

СТР 46, №2 – СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ ( КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ)

 

Учащиеся читают предложенные слова, анализируют. Читают текст.

 

Л- умение принимать и слышать мнение одноклассников.

 

П – корректировать ответы.

10. Рефлексия. Подведение итогов.

 

2- 3 минуты

 

Словесный метод – беседа

 

Наглядный метод – раздаточный материал для рефлексии.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Слоненок Сима очень благодарен вам за помощь. Теперь он, как и вы, умеет читать. А что вы узнали сегодня нового? Что вам было интересно? Что вам было сложно?

 

* ДОП, ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ . Ребята, предлагаю вам оценить работу ваших одноклассников. Как вы думаете, кто сегодня хорошо работал на уроке? Отвечайте по поднятой руке.

 

- У вас на столах лежат смайлики. Если в хорошо работали на уроке, поднимите зеленый смайлик, радостный, а если у вас были сложности, то желтый.

- А я хочу отметить, что сегодня на уроке хорошо работал……..Ребята эти молодцы, старались, активно работали, давали правильные ответы.

- Урок окончен. Готовьтесь идти в столовую.

Учащиеся с учителем подводят итог урока.

 

Р – осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

 

К – проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

 

Л – оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности и причины неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «Звуки [ c ], [ c ’]. Буква

Тема: «Звуки [ c ], [ c ’]. Буква

Какие звуки обозначает буква Н (согласный мягкий и твердый)

Какие звуки обозначает буква Н (согласный мягкий и твердый)

Практический метод – проведение звукового анализа

Практический метод – проведение звукового анализа

Сколько звуков в слове «лось» ? (3) -

Сколько звуков в слове «лось» ? (3) -

Мы поставим печь пирог и достанем из печи

Мы поставим печь пирог и достанем из печи

Рефлексия. Подведение итогов. 2- 3 минуты

Рефлексия. Подведение итогов. 2- 3 минуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023