Тема: «Звуки [c], [c’]. Буква С, с»
Класс: 1
Цель: познакомить с названными звуками и буквой, формировать навык чтения слов с буквами С с.
Задачи:
1. Познакомить со звуками [с] , [с’].
2. Формировать и развивать навык слого-звукового анализа.
3. Познакомить с буквой с.
4. Научить читать слова с буквой с.
5. Воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: обучения грамоте (чтение).
Оборудование: конспект, интерактивная доска, наглядный материал.
Ход урока
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся/формируемые УУД |
1.Органнизационный момент 1 -1.5 мин
Словесный метод - инструктаж |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Я подготовила для вас интересные, увлекательные задания, а вы будьте на уроке внимательными, слушайте и запоминайте, отвечайте по поднятой руке, с мест не вставайте без разрешения учителя. Ребята, кто хочет узнать сегодня что-то новое, стать еще умнее? Тогда начнем наш урок и отправимся за новыми знаниями. |
Приветствуют учителя, садятся на свои места.
Р – осуществлять саморегуляцию. |
2.Актуализация знаний.
4 -5 мин
Словесный метод – беседа
Практический метод – «Полубуковка»
Наглядный метод – работа с лентой букв |
- Ребята, вы представляете, что случилось? Когда я готовилась к уроку, проказница Резинка стерла часть букв и вот что получилось. Давайте пропишем недостающий элемент и узнаем, какую букву хотела стереть Резинка.
- На ленте букв есть все буквы, которые вы изучали. - Какие буквы живут в красных домиках? ( а о у ы и) - Почему их домики красного цвета? Какие это буквы? ( гласные) - Какая буква живет в синем домике? (н) - Почему ее домик синего цвета? (согласная буква) - Как мы сможем отличить согласный звук от гласного? (гласный можно пропеть, не будет ничего мешать, сделать это можно громко и протяжно, а вот с согласными звуками так не получится, будут мешать, например, зубы, губы) - Какие звуки обозначает буква Н (согласный мягкий и твердый) Почему? (не можем пропеть, мешают зубки и нёбо)
*ДОПОЛНИТЕЛЬНО - Откройте учебник на 44 странице. Посмотрите на картинку. Опишите то, что вы видите. - Какое время года на картинке? (Осень) - Какие птицы летают в лесу? (сОрОкА, сОвА) - Что случилось с девочками? (Они потерялись) - Что кричат когда теряются в лесу? (АУ) - Кто прочтет текст под картинкой? - Молодцы, мы с вами повторили и вспомнили то, что вы проходили на прошлых уроках. |
Учащиеся выполняют предложенное задание, вспоминают материал, который был пройден на прошлых уроках.
П – поиск ответа на поставленный вопрос с помощью имеющихся по теме знаний.
Л – умение внимательно следит за работой товарищей.
К – выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. |
3.Определение темы урока. Постановка целей и задач урока.
2 минуты
Словесный метод – беседа
Наглядный метод - иллюстрация
|
- Посмотрите, кто пришел к нам на урок? Это же слон, а точнее слоненок Сима. Зачем же он пришел к нам на урок, ребята? Как оказалось, он не умеет ни писать, ни читать. Не может он написать свое имя. Ребята, я считаю, мы должны ему помочь. - На какую букву начинается имя нашего слоненка? (С) - Правильно. Кто догадался, с какой буквой мы с вами сегодня познакомимся? (С с) - Что будем еще делать на уроке, после того как познакомимся с буквой С с и со звуками этой буквы? ( будем учиться читать и писать). Задачи: 1. Узнать новую букву. 2. Научится читать слова с буквой С с. 3. Познакомиться со звуками [c], [c’] - Молодцы, тогда начнем. |
Учащиеся отвечают на вопросы, слушают учителя, определяют план действий на урок.
Л -вырабатывается умение слушать и слышат друг друга.
К – участвуют в диалоге.
П – учащиеся рассуждают, отвечают на поставленный вопрос.
Р – определяют алгоритмы работы; планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
4.Речевая разминка. 2 минуты
Словесный метод- чтение слогов. |
- Посмотрите на доску. На-на-на – к нам придет зима Но-но-но – нам будет все равно Ны-ны-ны – не замерзнем мы - Давайте прочитаем хором. Вы читаете слоги, а я продолжаю. (учитель дирижирует). А теперь быстрее. |
Отработка техники чтения.
Р – умение работать в группе (хоровое чтение) |
5.Выделение звука.
7-8 минут
Словесный метод – беседа
Практический метод – проведение звукового анализа
Наглядный метод – работа с наглядным материалом (схемы)
|
- Ребята, давайте отгадаем загадку, которую нам предлагает слоненок Сима.
Он большой, густой, зелёный Представляет целый
дом В нём найдут приют и птицы Зайки, волки, кабаны… (Лес)
- Правильно, это лес. Посмотрите на картинку. Произнесите слово лес. - Сколько слогов в этом слове? (1) - Правильно, а кто помнит правило, по которому мы определяем количество слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников) *проверка: подставляем руку к подбородку, сколько раз ударился подбородок об руку при произнесении слова, столько и слогов. - Посмотрите на схему. - Кто помнит обозначение каждого цвета? ( зеленый - мягкий согл., красный – гласн., синий – твердый согл.) - Сколько звуков в слове «лес»? (3) - Произнесем последний звук. Попробуем вместе: лес-с-с - Какой последний звук? [c] - Это согласный или гласный звук? Почему? (согласный, нее можем пропеть протяжно и свободно) - Звук [c] в слове лес твердый или мягкий? Почему? ( твердый, при затруднении ответа наводящая подсказка – давайте сравним: лес-в лесе) - Ну и последнее – звук [c] глухой или звонкий? Сейчас мы это с вами и узнаем. Приложите ладошку к горлу. Произнесите [c] несколько раз, затем [з] , теперь чередуем. - Какая буква была звонкой, а какая глухой? (т учащиеся делают самостоятельно вывод) - Отгадайте теперь следующую загадку.
Не голос – громкая труба, Большая верхняя губа. На нем – громадные рога, Ему природа дорога. В лесу крупнее зверя не нашлось Раз он – сохатый, значит – … Лось
- Правильно, это лось. Посмотрите на картинку. Произнесите слово лось. - Сколько слогов в этом слове? (1) - Правильно, а кто помнит правило, по которому мы определяем количество слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников) *проверка: подставляем руку к подбородку, сколько раз ударился подбородок об руку при произнесении слова, столько и слогов. - Посмотрите на схему. - Сколько звуков в слове «лось» ? (3) - Произнесем последний звук. Попробуем вместе: лос’-с’-с’ - Какой последний звук? [c’] - Это согласный или гласный звук? Почему? (согласный, нее можем пропеть протяжно и свободно) - Звук [c’] в слове лoсь твердый или мягкий? Почему? ( мягкий, при затруднении ответа наводящая подсказка – давайте сравним: лось-лес) - С какими звуками мы с вами познакомились? [c] [c’] - Как вы думаете, чем отличаются звуки от букв? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем)
|
Отгадав загадку, учащиеся проводят звуко-буквенный анализ.
Л – слышать и слушать друг друга.
К – высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Р – сохранять учебную задачу. |
6.Упражнение на выделение звуков.
2-3 минуты
Наглядный метод – работа с иллюстрациями Словесный метод – диалог с учителем
Практический метод – выделение звуков |
- Ребята, я попрошу вас встать. Я буду читать вам слова, а вы, если слышите мягкий звук [c’], то поднимаете руки вверх. Если слышите в слове твердый звук [c], сделайте хлопок. слон, сегодня, сок, лось, солнце, слива, сакура, соль, сила, ось, мост, лосось, листочек. |
Учащиеся выполняют задание учителя, закрепляют полученные знания.
Р – определять алгоритмы работы.
П – закрепление полученных знаний. |
7. Знакомство с буквой. Введение буквы.
1 -1.5минуты
Словесный метод – беседа
Наглядный метод – работа с лентой букв
Физкультурная минутка.
Практический метод – выполнение физ.упр. |
- Откройте учебники на 45странице.Рассмотрите внимательно букву С вместе со слоненком Симой. - На что похожа буква? - Посмотрите на карточку. - Послушайте стихотворение .
ПОЛУМЕСЯЦ В НЕБЕ ТЕМНОМ БУКВОЙ С ПОВИС НАД ДОМОМ.
- Правильно в сказали, что похожа буква на полумесяц. Давайте поместим букву С на ленту букв. - Ребята, ну как, устали? Давайте с вами заглянем в гости к Булочке…. Это хороший друг Симы. Он печет для слоненка разные вкусные пирожки и булочки. - Повторяйте за мной.
Мы поставим печь пирог и достанем из печи. Из трубы идет дымок такой приятный. Повар Булочка живет возле леса, у реки. По утрам печет пирог, он ароматный….Ааах. А теперь быстрее. Молодцы. Присаживайтесь.
|
Учащиеся беседуют по теме, работают с лентой букв.
Л- вырабатывается умение слышать и слушать друг друга.
Р – определять вид поведения при данной деятельности. |
8. Чтение слогов. 3-4 минуты
Словесный метод – чтение слогов.
Практический метод – работа с учебником. |
- Посмотрите в учебнике на странице 45 Сима предлагает нам прочитать слоги. Читаем слоги в рамке под картинками леса и лося. Читаем хором. Кто желает прочитать сам. |
Учащиеся читают слоги.
П – применение на практике полученные знания. |
9. Работа с азбукой.
5 – 6 минут
Словесный метод – беседа и чтение слов, анализ.
|
- Прочитайте слова, которые находятся под рамками. Кто желает показать слоненку, как нужно правильно читать? Теперь прочтем хором вместе со мной. Читаем по слогам, затем слитно, с ударением. - Давайте сравним слова, которые мы с вами прочитали. ОСИНЫ – ОСИНА СОСНЫ – СОСНА - Что такое осина? (дерево лиственное) - Когда мы говорим осина? ( когда 1) А когда говорим осины? ( много) – Давайте поставим ударение. Ударение падает на 1 слог, всего 3 слога, а в словах СОСНЫ – СОСНА – 2 слога) - Придумайте предложение с одним из этих слов. - Под словами идет текст. Послушайте его. - - Кто желает прочитать сам. Прочтем хором. (По цепочке, по 1 предложению) - Где находятся девочки? - Что случилось? *ОБРАЩЕНИЕ ВНИМАНИЯ НА ЗНАКИ ПРИПИНАНИЯ.ЧТЕНИЕ С ИНТОНАЦИЕЙ. ПОЧЕМУ? *ДОПОЛНИТЕЛЬНО,ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ. СТР 46, №2 – СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ ИЗ СЛОГОВ ( КАРТОЧКИ НА ДОСКЕ)
|
Учащиеся читают предложенные слова, анализируют. Читают текст.
Л- умение принимать и слышать мнение одноклассников.
П – корректировать ответы. |
10. Рефлексия. Подведение итогов.
2- 3 минуты
Словесный метод – беседа
Наглядный метод – раздаточный материал для рефлексии. |
- Ребята, наш урок подходит к концу. Слоненок Сима очень благодарен вам за помощь. Теперь он, как и вы, умеет читать. А что вы узнали сегодня нового? Что вам было интересно? Что вам было сложно?
* ДОП, ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ . Ребята, предлагаю вам оценить работу ваших одноклассников. Как вы думаете, кто сегодня хорошо работал на уроке? Отвечайте по поднятой руке.
- У вас на столах лежат смайлики. Если в хорошо работали на уроке, поднимите зеленый смайлик, радостный, а если у вас были сложности, то желтый. - А я хочу отметить, что сегодня на уроке хорошо работал……..Ребята эти молодцы, старались, активно работали, давали правильные ответы. - Урок окончен. Готовьтесь идти в столовую. |
Учащиеся с учителем подводят итог урока.
Р – осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
К – проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.
Л – оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности и причины неудач. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.