Конспект 5 класс ОДНКНР
Тема «Плод добрых трудов славен».
Планируемые результаты:
Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку
Метапредметные:
П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы
Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность
К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других
Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда
Цель:
- формирование чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом.
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Займите свои рабочие места.
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.
II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
- Вы слышали такое слово «плод»? Какие плоды растений вы знаете? (яблоко, груша, орех).
- А слово «плод» в переносном значении означает: результат, итог чего-либо.
- А как вы объясните значение слова «добрый», например, добрый человек (дарит добро), добрый поступок? (несет людям добро)
- Вспомните и назовите пословицы о добре.
Доброму бог помогает.
Доброму гостю хозяин рад.
Доброму добрая память.
Не ищи красоты, ищи доброты.
На свете не без добрых людей.
Добрые умирают, да дела их живут.
- Что такое труд? (работа, занятие, деятельность человека)
- Вспомните пословицы о труде.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Делу - время, потехе - час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд кормит, а лень портит.
- Давайте мы с вами представим русскую армию. Чем солдаты и командиры прославляют русскую армию, Россию? (мужеством, стойкостью, героизмом, сам Наполеон осознал, что русская армия сильная и непобедимая о славе русского солдата и командиров в годы Отечественной войны 1812 г. с французами).
- Легко ли солдатам досталась слава? (нет, нелегко, более 40 тысяч солдат и командиров полегло на поле брани)
- Итак, слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.
- Наш урок мы продолжим с одного стихотворения замечательного поэта прошлого века В.Я. Брюсова. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках и восстановим его!
Учащиеся, работая в группах, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное» слово.
В мире слов
разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд!»
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие трудов! ….
Все
искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
Прочитайте, пожалуйста, свое четверостишие со вставленным словом.(С каждой
группы один ученик читает свое четверостишие).
Ответы учащихся.
- Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А как вы понимаете, что такое труд?
Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
Ответы учащихся.
- Предлагаю обратиться к нашему помощнику - Толковому словарю и найти смысловое значение данного слова. Работа со словарем. Объяснение значения слов «труд». Учитель поясняет значение слова «целеустремленный» Направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного. , обращает внимание на слова «общественно полезный», разъясняет их.
- Ребята, давайте вернемся к нашему стихотворению.Обратите внимание, что в нем, в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах).Но есть еще одно слово но оно также относится к труду. Кто догадался, какое слово я имею в виду?
Ответы учащихся.
- А кто же такие труженики? Тот, кто трудится, работящий человек. Тот, кто отличается трудолюбием.
Ответы учащихся.
- Давайте снова обратимся к Толковому словарю и найдем смысловое значение этого слова. Работа со словарем. Объяснение значения слова «труженик».
- Мы говорили о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться, а сегодня узнали новое понятие, значит,о ком мы будем говорить на нашем уроке? И тема нашего урока? «Плод добрых трудов славен», т.е. мы будем говорить о том, что результатом добрых дел, труда человека может стать слава (известность).
Ответы учащихся.
- Ребята, давайте откроем стр. 43 учебника и проверим, правильно ли мы думаем.
- Ребята, посмотрите, по мнению поэта только «труженикам - слава, только
им - венок в веках». Как вы думаете, почему поэт так думает?
Ответы учащихся.
- Я вижу, что вы затрудняетесь ответить и предлагаю этот вопрос мой оставить открытым и вернуться к нему в конце урока.
- В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры. Вспомним лишь некоторых из тех, чья жизнь и труд могут служить нравственным примером для каждого человека.
- Например, посадили поле пшеницы, вырастили хлеб, собрали хороший урожай, тем самым прославили свое село, район, область.
III Работа по теме урока.
- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомним правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе.
Ответы учащихся.
- Работать в группе вы будете по следующему плану:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Распределите вопросы, на которые вы будете отвечать, между собой.
3. Обсудите ответы на вопросы между собой.
- Каждый из вас должен стараться не подвести свою группу, свой коллектив. Ребята, вы будете самостоятельно работать с текстом. Постарайтесь рассказать о своем герое, «человека труда» так, чтобы и другим группам, не читая текст, было все понятно. Другие группы, которые не выступают, должны внимательно слушать и потом оценить работу группы.
Подводя итоги, мы должны выбрать, чья группа выступила и рассказала лучше всех, кто лучше всех потрудился.
Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.
IVФизкультминутка
Потрудились отдохнем встанем глубоко вздохнем руки встороны вперед влево в
права поворот 3 наклона прямо встать руки вниз и вверх поднять руки планвно
опустили всем улыбки подарили.
V Продолжение работы по теме урока.
Отчет групп.
- Итак, каждая группа начинает представлять своего героя «человека труда».
1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» Слайд №10
Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:
Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.
Почему команда вынуждена была покинуть корабль?
В каких условиях продолжалось изучение северного края?
Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?
Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:
«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?
Оценивание группы другими группами.
2 группа.Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:
В каком году и что обсуждалось на собрании?
Как зовут и кем был герой текста?
Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?
Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?
Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?
Оценивание группы другими группами.
3 группа.Карточка №3 с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:
Кого называют основоположником космонавтики?
Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?
Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?
Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?
Оценивание группы другими группами.
4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:
Что доказал ученый?
Что красочно и верно описал русский ученый?
В чем был твердо убежден Циолковский?
Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?
Оценивание группы другими группами.
VI Подведение итогов урока.
- Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда» и оценивала другую группу. Сегодня мы с вами говорили о достойных гражданах нашей страны, что в 2013 году указом президента была утверждена высшая награда – Герой труда РФ. Ребята, ранее мы с вами говорили о ратном подвиге, а сегодня говорили о трудовом. Повзрослев, вы можете оказаться в любом месте нашей страны. Будем надеяться, что войны не будет, и мы с вами будем нацелены проявить себя в жизни как Герои труда, будем стараться совершить трудовой подвиг, трудиться на благо нашей страны, чтобы быть ее достойными гражданами.
Те, кто хотел бы совершить трудовой подвиг, те люди, о которых мы говорили на уроке для вас стали примером для подражания, и выхотели бы трудиться также на благо Родины.
Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?
Ответы учащихся.
Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, вы можете согласиться с тем, что только «труженикам слава, только им венок в руках»?
Ответы учащихся.
- Ребята, подведем итогтому, о чем мы говорили на уроке. Прошу открыть учебник на стр.48 и прочитать его (хоровое чтение).
Самоотверженный труд многих наших соотечественников может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Если человек заботится только о своем благополучии, богатстве, не думает о других, его нельзя назвать достойным гражданином своей страны.
VII Рефлексия.
- А какие добрые дела, поступки совершаете вы, ученики школы, чтобы прославить свою школу и свое село? В каких общественно-значимых акциях вы участвуете ежегодно?
(сажаем деревья, разбиваем клумбы, убираем улицы села, территорию школы и памятника от мусора; готовим концерты – поздравления ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню Победы и др.)
- Ребята, а чем вы, ученики можете прославить себя и школу прежде всего? (учением). Каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)
- Какими качествами вы должны обладать, чтобы ваш труд был успешным?
(усердием, добросовестностью, ответственностью, усидчивостью, силой воли, трудолюбием, любознательностью…)
- Обладаете ли вы этими качествами? Почему «да», почему «нет»?
- Итак, ребята, в заключение нашего урока мне хочется вам пожелать: «Славьте нашу школу, наше село добрыми делами и поступками, чтобы вами гордились и мы, учителя, и ваши родители, и ваши друзья и знакомые.
Помните и гордитесь героями нашей страны, героями-односельчанами, которые своим трудом и мужеством подарили мирное небо, счастливое детство, подарили нам жизнь и свободу. Всего всем доброго!»
Домашнее задание (по выбору):
Подготовить сообщение (на выбор) на тему: «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».
- Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!
Карточка №1
В мире слов
разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «__________!»
Карточка №2
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано __________:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Карточка №3
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ____________! ….
Карточка №4
Все
искусства, знанья, книги —
Воплощенные _________!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
Карточка №5
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в _________:
Только _____________ — слава,
Только им — венок в веках!
1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»
Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:
1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.
2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?
3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?
4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?
5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:
«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?
2 группа. Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:
1. В каком году и что обсуждалось на собрании?
2. Кем был герой текста и как его зовут?
3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?
4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?
5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?
3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:
1. Кого называют основоположником космонавтики?
2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?
3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?
4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?
4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:
1. Что доказал ученый?
2. Что красочно и верно описал русский ученый?
3. В чем был твердо убежден Циолковский?
4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?
В мире слов
разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: « »
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано :
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ! ….
Все
искусства, знанья, книги —
Воплощенные !
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в :
Только — слава,
Только им — венок в веках!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.