Тема: Откуда берутся снег и лёд?
Тип урока: ознакомление с новым материалом, урок-исследование.
Цели урока:
-познакомить учащихся со свойствами льда и снега;
-продолжать обучение практическому исследованию природных объектов, -сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода;
Задачи урока:
-повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года - зима;
-проверить уровень усвоения темы через мини тестирование;
-формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают;
-воспитывать умение работать в группах;
-воспитывать любовь к родной природе.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что снег и лед – это замерзшая вода.
Технологии:
-использование заранее созданной презентации на тему “Откуда берутся снег и лёд?”;
-практическая работа;
-тест (с проверкой), созданный в презентации для проверки усвоенных знаний.
Оборудование
для учащихся:
для каждой группы учеников стаканчик со снегом и стаканчик со льдом для исследования;
учебное пособие А. А. Плешакова “Мир вокруг нас”.
для учителя:
мультимедийный проектор и экран;
презентация,
сравнительная таблица на доске “Свойства льда и снега”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинается урок
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
II. Актуализация знаний.
-Чтение учителем стихотворения:
Закружили
метели, песни вьюга поет.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.
- О каком времени года это стихотворение? (О зиме).
Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. Какой месяц год заканчивает? А какой месяц год начинает?
- Сегодня мы будем говорить о зимних явлениях в природе, о признаках зимы. Но прежде я хотела бы, чтобы вы послушали сказку, которую я для вас подготовила
“Зимняя сказка”
“Увидела зима, как звери, птицы, травы и деревья любят лето, осень, весну.
А ее приходу, не радуются. Вот она и решила всех наказать. Вот навалю деревьям на ветки снегу и их поломаю. А деревья-то листья сбросили. Тогда она решила заморозить травку и цветы. А они под снег спрятались, где им мороз не страшен. От зимы спрятались и насекомые, некоторые животные заснули. Птицы улетели, а кто остался, стал держаться ближе к человеческому жилью. Звери теплые шубки одели. И люди не боятся зимы: теплее одеваются, дома согревают. Дети тоже не боятся зимы. Они катаются на санках, на коньках, играют в снежки”.
- Как природа приготовилась к зиме? Какие изменения произошли в природе?
(Дети называют признаки зимы: на деревьях нет листьев, стало холодно, падает снег, на улицах гололедица, дни короткие, ночи длинные, солнце светит, но не согревает
животные оделись в теплые шубки, некоторые животные заснули, спрятались насекомые, мало стало птиц, многие улетели. Люди тоже оделись потеплее. Ребята играют в зимние игры: катаются на лыжах, коньках, санках.)
- А вы любите зиму?
- А в снежки играть любите?
III. Подготовка к восприятию новой темы.
- А вы знаете, ребята, снежки могут быть волшебными. Угадайте, в кого они превратились.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза-угольки,
Руки-сучки.
Холодный, большой-
Кто я такой? (Снеговик)
В голове – снег,
В животе – снег,
И в ногах снег,
И в руках снег.
Что за чудо-человек?( снеговик)
- Снеговик приготовил для нас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем о чём пойдет речь на уроке. Готовы?
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (лёд)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути (снег)
Рыбам зиму жить тепло
Крыша – толстое стекло (лёд)
IV. Сообщение темы урока.
Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.( О снеге и льде.)
- А вот и Муравьишка Вопросик тут как тут. Какой у него возник вопрос?
Прочитайте тему урока на с.68( Откуда берутся снег и лед?)
Прочитайте ,какие учебные задачи мы поставим перед собой.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы, как настоящие учёные, будем выдвигать гипотезы, т. е предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
Откуда берутся снег и лёд и что это такое?
-Давайте воспользуемся загадками из учебника. Может они нам помогут точнее ответить на вопрос. (Ответы детей)
- Это наша гипотеза, т. е. предположение. Теперь мы пробуем её доказать или опровергнуть. А для этого нам нужно провести исследование.
Снеговик предлагает нам изучить свойства снега и льда.
- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь договариваться с членами группы, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.
- Откройте учебник на с. 68 и определите цель наших опытов.
(Изучим свойства снега и льда)
- Работать будем по учебнику: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод. Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников.
На доске карточки - слова-помощники:
ТАЮТ ВОДА БЕСЦВЕТНЫЙ ПРОЗРАЧНЫЙ ХРУПКИЙ
БЕЛЫЙ РЫХЛЫЙ НЕПРОЗРАЧНЫЙ
Работа проводится по заданиям учебника .
V. Практическая работа
Опыт 1
- Возьмите ложечк уи попробуйте в снегу сделать ямку.
- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.
- Что заметили?
- А теперь я попробую ударить по льду молотком.
- Что вы заметили?
- Закончите вывод, подставив слово-помощник.
- Проверяем. Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают.
Опыт 2
- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.
- Формулирует вывод 2 группа.
Опыт 3
- Можно ли что-либо разглядеть через снег?
- А через лёд?
- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.
Опыт 4
- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.
- Что происходит с ними? þ
- Закончите вывод с помощью слова-помощника.
- Вывод формулирует 4 группа.
- Назовите свойства снега. 5 группа отвечает, остальные оценивают.
- Свойства льда называет 6 группа.
- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов?
(Изучить свойства снега и льда)
- Достигнута ли цель опытов?
-Что такое снег и лёд?( замерзшая вода)
VI. Физкультминутка.
- Зимой на улице холодно, морозно.
- Что люди делают, чтобы согреться?
- Давайте и мы немного подвигаемся.
Я Мороза не боюсь,
(Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь.
(Хлопаем в ладоши)
Подойдёт ко мне мороз,
(Присели)
Тронет руку, тронет нос
(Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки на месте)
VII. Проверка первичного восприятия материала.
- А теперь давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке.
Но,нам необходимо доказать где образуются снег и лед?
-Давайте послушаем ещё одну его загадку Снеговика.
Покружилась звёздочка
в воздухе немножко
села и растаяли
у меня в ладошке
( снежинка )
-Какие красивые снежинки принес нам Снеговик! Рассмотрите их.
-А что такое снежинка? (Снежинка – это пушинка, кристаллик снега).
-Сколько лучей имеет каждая снежинка? (шесть)
- Как образуются снежинки? ( ответы детей)
-Работая в группах восстановите текст и вы узнаете тайну снежинки.
Тайна снежинки
Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.
Вода рек, морей, озёр постоянно испаряется. Она превращается в невидимые капельки водяного пара, которые поднимаются в воздух. Высоко над землёй царит сильный холод. Там они превращаются в крохотные кристаллики льда. Каждый такой крошечный шестиугольный кристаллик растёт, пока не превратится в белую пушистую снежинку. Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.
Эти снежинки собираются вместе и образуют облако. Когда они становятся большими и тяжёлыми, то они покидают облако, медленно-медленно опускаются и падают на землю в виде снега.
( Вода водяного пара кристаллики льда снежинку облако снега)
О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?
- Рассмотрите их и сравните: что у них общего, а чем они отличаются.( Слайд)
Какой формы могут быть снежинки и от чего это зависит?
( Иглы,пушинки,пластинки,звезды,ёжики. Зависит от погоды.)
ЗАДАНИЕ: Дорисуйте снежинку и мы украсим наш класс.
Физкультминутка.
VIII. Закрепление
Беседа о том откуда берутся снег и лёд.
-Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд при таянии превращаются в воду).
- Значит если вода замёрзнет, то что она образует? (лёд)
- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).
-Можно ли дома увидеть лёд? Как в домашних условиях можно воду превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру).
- А как вы думаете, откуда берется снег?
Снежинки образуются из пара. Этот пар поднимается высоко в небо. Там он превращается в льдинки и оседает в облаке. Льдинки сталкиваются и цепляются друг за друга. Когда кристаллы становятся большими и тяжёлыми, то они покидают облако и падают на землю красивыми снежинками..
-Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.
-Подтвердились наши предположения?
IX. Проверочный тест по изученному материалу.
- А теперь, ребята, предлагаю проверить, хорошо ли вы работали на уроке. Я приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе. В этом Вам поможет наш листок- исследований. Поиграем в игру “Крестики-нолики”. Если на вопрос вы отвечаете “да”, то ставите крестик, а если – “нет”, ставите нолик. (На доске написано: да - Х, нет – О).
Вопросы теста:
1. Снег при таянии превращается в воду________________________
2. Если вода замерзает, она превращается в лед__________________
3. Снег бесцветный_________________________________________
4. Лед прозрачный__________________________________________
5. Лед хрупкий_____________________________________________
6. Снег рыхлый_____________________________________________
7. У снежинки 5 лучей_______________________________________
8. Снег прозрачный_________________________________________
9. Все снежинки одинаковые_________________________________
10. Снег белый_____________________________________________
Х. Проверка выполнения задания. Идет проверка выполнения задания. На экране появляются правильные ответы.
Правильные ответы у учащихся: Х, Х, О, Х, Х, Х, О, О, О, Х.
Самопроверка
XI. Итог урока.
- Кем вы были сегодня на уроке?
- Что исследовали?
- Что такое снег и лёд? Какое открытие сделали?
- Назовите свойства снега и льда?
- Почему снег и лёд образуются зимой, а не в другое время года?
XII. Рефлексия
- Поделитесь своим впечатлением об уроке: что понравилось, какое настроение от урока, что можете предложить.
- А я предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.