Конспект урока по окружающему миру
Оценка 5

Конспект урока по окружающему миру

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл—4 кл
29.03.2023
Конспект урока по окружающему миру
Тема урока М.М. Пришвин "Моя Родина"
конспект урока.docx

Тема: «М. М. Пришвин «Моя Родина».

Тип урока:  изучение нового знания

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей учащихся.

Задачи:

познакомить с творчеством М. М. Пришвина, с понятием «очерк»;

 

совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом;

 

обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;

 

формировать умение работать с текстом произведения;

 

развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения;

 

воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.

 

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД:

формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

Познавательные УУД:

развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь; самостоятельно извлекать нужную информацию по теме; умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа

Оборудования: проектор, компьютер, презентации, учебник «Литературное чтение» 3 класс (ч.2) (автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. Ф. Голованова),  толковый словарь Ожегова; компьютерная презентация; книги М.М. Пришвина; плакаты «Охранять природу – значит охранять Родину!»; карточки для групповой  и индивидуальной работы.

1.Орг. момент. Создание эмоционального настроя.

-Здравствуйте дети, сегодня урок литературного чтения проведу у Вас я. Меня зовут Надежда Юрьевна.. Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их. Улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Если у вас хорошее настроение покажите вот так (Поднивают пальчик вверх).

-Если у Вас плохое настроение покажите пальчик вот так (Показывают вниз)

 

 Проведём речевую разминку  Слайд:

 

« Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если  будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни». В. Берестов

 

 - Почитайте шёпотом и медленно

-Прочитайте громко и с ускорением

- Прочитайте громко и выразительно

 

Молодцы!

- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть уверенными, активными и чтобы у вас всё получилось.

 

 

3 мин.

 

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе.

Повторить правила работы в группе

(биография автора), работа по карточкам)

 

 

 

 

 

Прослушивание аудиозаписи.

 

 

 

 

 

 

Вопросы после прослушивания аудиозаписи

- Сегодня мне хочется начать урок необычно, т. к  у нас и урок необычный. С просмотра видеосюжета.

              Слайд:        ( просмотр  видеосюжета)

 

- Дети, понравился вам видеосюжет?

- О чём этот видеосюжет? 

( - О Родине, о родном крае, о красоте родного уголка, о любви к родной земле)

- Вы, наверное догадались о чём мы будем говорить на уроке?

(-О Родине)

- Да, верно, мы будем говорить о Родине.

-  Ребята, а что вы вкладываете в понятие слова  «Родина»?

 - Какие картины встают перед вами, когда вы слышите это слово?

( ответы детей)

 

- Словарь Ожегова даёт такое объяснение этому слову:

 

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

 

 

 

- Россию мы называем своей Родиной потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке, изучаем родной язык и родную литературу.

 

  -  Говорим «Отечество», потому что испокон веков на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, тут будут жить и ваши дети.

 

- Как вы думаете, почему мы нашу Родину называем «матушкой»?

 (Она заботится о нас, как родная мать, кормит нас своим хлебом, поит родниковой водой, дарит красоту лугов и полей).

 

- Поднимите руки, кто любит свою Родину.

- А за что вы её любите?

-У каждого из вас сердечко, напишите на нём, кто может, ответ на вопрос.

-Все ли смогли дать ответ? (Нет, не все)

- В конце урока мы вернёмся к нашим сердечкам и может быть вы тогда сможете ответить на этот вопрос.

Чтобы работа была наша плодотворной давайте определим цели нашего урока.

1.     Постановка целей ( на доске)

 Продолжите фразы:

Познакомимся… (с новым произведением и его автором )

Будем учиться … (выразительно читать, делать выводы)

Узнаем… (значение непонятных слов, главную мысль произведения)

Выскажу … (своё мнение)

Продолжим нашу работу по  намеченному плану.

- Дети посмотрите на эту прекрасную картину. Красоту Родины художники красками кистями воплощали в своих картинах. 

Слайд:

 

- Послушайте , как поэты в своих стихотворениях воспевают Родину.

(дети читают стихи )

     Слайд:                  (заставка о природе)

 

Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

 

- Ребята, а как сейчас мы называем нашу Родину, нашу страну?

 (Россия, Российская Федерация)

 

-А  наша страна Россия она большая или маленькая?

(- Большая, огромная, необъятная.)

 

- А как мы называем место, где мы родились, где живём, где живут наши родители, город, дом, улицу?

- Это малая Родина.

- А как каждый может сказать про свою Родину?

(- Моя Родина.)

- А как  называется ваша «малая Родина»? (г. Ртищево)

 

- Предположите, произведение, которое мы будем читать, будет о какой Родине ?

-Об огромной стране России или о малой Родине?

 (Предположения детей)

- Прочитав и проанализировав произведение , мы поймем о какой Родине идёт речь в произведении? Согласны?

 

 - И так , название мы определили. Будем читать произведение

   «Моя  Родина».    ( прикрепить на доску )

 

Это  произведение открывает  новый раздел нашего учебника

- Прочитайте, как называется раздел.

- «Люби живое»

- Что означает словосочетание «Люби живое?» (ответы детей)

- Верно, эти слова означают, что нужно беречь,  растения, животных. охранять природу.

 

- И так , название мы определили.

 - Что нам предстоит узнать фамилию писателя.

 

- Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, который любил свою Родину, очень любил природу и подмечал в ней что- ни будь необычное, интересное. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

 

 

 Определить фамилию автора. Кроссворд.

 

   Чтобы определить автора, вам надо разгадать кроссворд.

 ( разгадывают кроссворд, читают фамилию писателя)

- Фамилию этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд. Речь пойдёт о произведениях, которые мы недавно читали. Вы должны не просто отгадать автора произведения, но и правильно найти его портрет. Он будет убираться, и в результате останется догадайтесь, что? Правильно, портрет автора нашего произведения. (В ходе отгадывания заполняется кроссворд и убирается с доски портрет данного автора, в конце должен остаться только один портрет - Пришвина). Слайды      - 

1.     В произведении этого автора девочка Надя страдает от недуга, вызванного скукой. («Слон» Куприн Александр Иванович)

2.     Известный дедушка – баснописец. (Крылов Иван Андреевич)

3.     Сказка о мальчике, который попал в подводное царство и вёл беседу с морскими жителями.( «Случай с Евсейкой» Максим Горький. Алексе́й Макси́мович Пешко́в)

4.     Автор сказок о «Золотой рыбке», «О царе Салтане…» и др.(Пушкин Александр Сергеевич)

 

 

 

 

 

 

1

к

у

п

р

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

2

к

р

ы

л

о

в

 

 

 

3

г

о

р

ь

к

и

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

п

у

ш

к

и

н

 

6

 

 

 

 

 

5

л

е

в

 

 

 

 

п

а

у

с

т

о

в

с

к

и

й

 

 

 

 

 

 

 

 

7

ч

ё

р

н

ы

й

 

 

5.      Имя автора рассказа «Лев и Собачка». (Лев Николаевич Толстой)

6.     В этом рассказе воробей Пашка возвращает маме девочки Маши, стеклянный букетик, украденный вороной. («Растрёпанный воробей» Константин Георгиевич Паустовский) 

7.     Кто написал строки      «Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка».                

 

– Итак, с творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня, прочитайте фамилию писателя в выделенном столбце.

(М.М. Пришвин -   прикрепить к доске портрет М.М. Пришвина.)

 

- Портрет этого писателя  вы видите на слайде. Обратите внимание на произведения, которые он написал.

 

 

 

-Прочитаем название и автора произведения с которым мы будем работать на уроке.

 

-Чтобы лучше понять произведение , его сюжет , я предлагаю поближе познакомиться с автором.

-У каждой группы свой текст. Прочитав текст, вы должны рассказать самое главное, что вы узнали, Ориентируясь на поставленный вопрос в конце текста. (Чья группа готова поднимите руку, чтобы я видела)

(Работают по карточкам)

 

 

Физкультминутка

 

Стадия «Осмысления»

 

-Наступило время познакомиться с произведением.

- Прослушем аудиозапись.

- Слушая произведение, ваша задача представить картину, которую описывает в произведении писатель. Если в тексте вам что-то непонятно делаем карандашом пометки, следим внимательно за чтением.  СЛАЙД

 

Вопросы:

- Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)

- Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)

- Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?

- Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

 «Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д

 

-  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький)

 

Работа с текстом . Чтение «с остановками» детьми.

Мы должны научиться понимать, чувствовать то, что хотел донести до нас автор. Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. можно обратиться к тексту.

  Читаем текст до того момента пока я не скажу стоп.

 

- Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк. (Возьмите карандаши, чтобы делать пометки).

1) Читает подготовленный ученик 1 и 2 абзацы. Часть 1

 

Вопросы по 1, 2 абзацу (Часть 1)

- Когда вставала мама? (рано, до солнца)

- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)

- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)

- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)

- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)

- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)

- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

- Привык ли он к утреннему вставанию?

- Как об этом говорит автор? Прочитайте.

 - Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца?

(В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано.)

 

- Давайте озаглавим эту часть. Как её можно озаглавить?

 

 - Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.

- Выберите, что вам нравится и запишите в маршрутный лист под №1.

Часть 2.

2)Далее читает ученик 3 и 4 абзацы.

- В городе люди обычно встают попозже, ведь у них не было такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?

(Это стало его привычкой.) 

- Какая мысль появилась у автора? О чём думал автор? Прочитайте.

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром, вместе с солнцем.

- Догадались почему автор вставал рано?

ВЫВОД: Он очень любил природу, любил наблюдать , как она пробуждается.
- Как вы думаете какой совет даёт нам автор?

(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)

 

- Как можно озаглавить эту часть? Вставать с солнцем (всегда).Хорошая привычка.

Запишите в маршрутный лист около цифры №2.

Часть 3.

3)Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту"   до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?

-Почему автор в конце поставил троеточие? (Он заинтриговал нас, но не объяснил, что значит в его понимании охота)

- Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.)

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

У Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

 

- Как можно озаглавить эту часть?

Запись в маршрутный лист3 пункт плана

Находки.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть то, чего возможно никто не видел? Он, возможно, увидел, ОТКРЫЛ это ПЕРВЫЙ. Такого человека можно назвать… первооткрывателем. Читайте качество и говорите нужно оно или нет.

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрый                                           первооткрыватель

жестокий

внимательный

Часть 4

4) Чтение следующей части учащимися  (до конца)Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять -их надо открывать и показывать.
       Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице-воздух, зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.  И охранять природу- значит охранять Родину.

 

 

- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)

- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).

- Как он называет Вас? (хозяевами природы)

- С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).

-Чтобы уточнить значение слова, в какой словарь мы должны обратиться? (толковый)

Обратимся к толковому словарю.

Кладовая
1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. К. в доме. Особая к. Эрмитажа.
2. перен., чаще мн. Место, где сосредоточены какие-н. природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых).

- Выберите нужное толкование. (Второе)

- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА.

  --Почему?

- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

 

- Так что хранится в кладовой у СОЛНЦА?

- Прочитайте.  (ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА ЖИЗНИ)

 

- Что такое сокровища? Как вы понимаете смысл этого слова? (Что-то очень дорогое, ценное, причём не всегда в прямом смысле, иногда в переносном, например, мама к вам обращается – Ты моё сокровище. Она вас любит, вы для неё очень дороги.)

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель? (Об объектах природы – вода, воздух, звери, птицы…)

- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

Посмотрите на экран. (Несколько слайдов в погубленной природой)

- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно)

- Как можно  озаглавить 4 часть?

Работа в листах. № 4. Охраняй природу! Великие сокровища жизни.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Как живёшь? Вот так!»  

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).

  • Как живёшь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
  • Как идёшь? – Вот так! («Шагают»)
  • Как бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
  • Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
  • Как берёшь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
  • А даёшь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
  • Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
  • А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
  • Как скачешь? –Вот так! (Прыгают.)
  • А плачешь? – Вот так! (Трём глазки)
  • Топаешь? – Вот так! (Топают.)
  • Хлопаешь? – Вот так! (Хлопают.)

 Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа

- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.

Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

1.     - О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ.

Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?  (это самые главные слова в нашей жизни)

- Почему писатель назвал своё произведение «Моя Родина»?

 

- Что же способствовало тому, что М. Пришвин   писал о Родине и родной природе? (ответ: акцент на то, что детство его прошло на лоне необыкновенно красивой природы)

 

(В этом рассказе автор показывает своё отношение ко всему живому, свою любовь к Родине и нас призывает любить и охранять природу.)

 

-Прочитайте ещё раз обращение писателя к читателям. ( читают выразительно обращение)

– Какие строки этого произведения самые главные?

- Охранять природу - значит охранять Родину.

    (Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину)

- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

 

 

 

 

- Сейчас ведётся большая работа по охране природы. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух.

- На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

- Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

- Да, охраняя природу – мы … охраняем родину.

-Эта тема актуальна на сегодняшний день, и в основном Законе РФ есть статья (слайд)

 

Если бы к вам обратился писатель Пришвин: «Ребята,

а что каждый из вас может сделать для охраны природы? Что вы ответите ему.

 (Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечник, не  ломать ветки, не разорять гнёзда и т.д…)

 

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

- Какое произведение писателя анализировали?

- О чём заставил задуматься вас этот рассказ?

 

-Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.

Каждый из нас  любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор  - с помощью звуков,  художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, я предлагаю оцените свою работу на уроке

Кто был активным на уроке, справился со всеми заданиями

 

 

Домашнее задание:

- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Он вам необходим для выполнения домашнего задания. Посмотрите, что получилось, когда мы озаглавливали каждую часть? (План) Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.

А для творческих детей я предлагаю такие задания. Слайд

1.     Найти дополнительную информацию о М.М. Пришвине.

2.     Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Моя Родина".

3.     Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Моя Родина".

4.     Для тех, кто любит рисовать, нарисовать рисунок на тему "Моя Родина".

5.     А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края из местных газет.

 

Вы большие молодцы! Я благодарю Вас за работу на уроке.

 

 

 

 


 

Тема: «М. М. Пришвин «Моя Родина»

Тема: «М. М. Пришвин «Моя Родина»

Орг. момент. Создание эмоционального настроя

Орг. момент. Создание эмоционального настроя

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в группе. Повторить правила работы в группе (биография автора), работа по карточкам)

Работа в группе. Повторить правила работы в группе (биография автора), работа по карточкам)

Читаем текст до того момента пока я не скажу стоп

Читаем текст до того момента пока я не скажу стоп

Запишите в маршрутный лист около цифры №2

Запишите в маршрутный лист около цифры №2

С чем сравнивает автор природу? (кладовая)

С чем сравнивает автор природу? (кладовая)

Как бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге

Как бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге

Сейчас ведётся большая работа по охране природы

Сейчас ведётся большая работа по охране природы

Актуализация знаний. Целеполагание

Актуализация знаний. Целеполагание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023